В статье авторы рассматривают особенности проведения практического занятия в военном вузе.
Ключевые слова : решение задач, преподаватель военного вуза, прикладная задача, план занятия.
Курс физики в нашем вузе состоит из лекций, практических занятий, лабораторных работ, а также самостоятельной и научной работы курсантов, проводимых согласно распорядку во второй половине дня, а также консультаций. Лекционный курс состоит из двенадцати тем, которые заканчиваются зачетом с оценкой или экзаменом.
В научной литературе содержится множество определений практического занятия, и одно из них такое. Практические занятия— метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы [1]. Понятию «практическое занятие» часто придают очень широкое толкование, понимая под ним все занятия, проводимые под руководством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы по какой-либо дисциплине учебного плана. Различные формы практических занятий являются самой емкой частью учебной нагрузки в вузе.
Практические занятия представляют собой в нашем контексте занятия по решению различных прикладных задач, образцы которых даны на лекциях. Практическое занятие содержит две обязательные задачи, показную и прикладную, подробно разобранную преподавателями кафедры и подкрепленную арифметическими вычислениями, строго оговорено, какие задачи необходимо разобрать в ходе занятия. Причем, набор их обязательно содержит задачи первого, второго и третьего уровня сложности. Кроме того, каждое занятие содержит набор задач, предусмотренных для решения в часы самостоятельной подготовки курсантов.
Отбирая систему упражнений и задач для практического занятия, преподаватель стремится к тому, чтобы это давало целостное представление о предмете и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.
В системе курса физики, несомненно, огромную роль играет очередность лекций и практических занятий. Лекция — это первый шаг подготовки курсантов к практическим занятиям. Проблемы, поставленные на ней, являются первым шагом подготовки курсантов к практическому занятию.
Цель практического занятия:
— помочь курсантам систематизировать, закрепить и углубить знания, полученные на лекции.
— научить курсантов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками выполнения расчетов. (Каждая задача обязательно сопровождается числовыми расчетами)
— научить курсантов работать с литературой
— способствовать навыку мыслить самостоятельно [2]
Выбор задачи не является случайным. Одна задача практического задания называется показной, она разбирается у доски преподавателем. Вторая — прикладная — соответствует тематике данной специальности. Обе они содержатся в методической разработке соответствующей практическому занятию, у каждой приложена литература и задание на самостоятельную работу. Эти задачи помогают овладеть дисциплиной в целом и являются очередной ступенькой в обучении данной дисциплине.
Первые две задачи разбираются у доски преподавателем, каждая предварительно решена и обработана методически. Время, отведенное на решение указанных задач, строго определено.
Занятия в военном вузе строятся так. Сначала проходит лекция, на которой рассматривается ряд вопросов, необходимых к разбору на практических занятия либо часть материала должна быть изучена самостоятельно. Вопросы расположены в логическом порядке, обычно лекция рассматривает три, реже четыре, теоретических вопроса.
Подбирая задачи для практического занятия, преподаватель опирается на методическую разработку, где соответствующие задачи рассматриваются подробно. Они выбраны не случайно и соответствуют специальности обучающихся. Однако преподаватель должен понимать, почему предлагает к рассмотрению ту или иную задачу, предвидеть реакцию курсантов, заострить внимание на сложных моментах. Задача не должна быть слишком сложной, но и не примитивной одновременно. Предлагаемые две задачи, показная и прикладная, должны быть решены преподавателем у доски. Время, отведенное на опрос и разбираемые задачи, строго определено. Затем обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения.
К каждому занятию прилагается план. В плане проведения занятия должно быть указано, сколько времени нужно затратить на опрос курсантов и проверку домашнего задания, какие примеры и задачи необходимо разобрать у доски, какие задачи предложить сильным курсантам, какие из них предложить к разбору на самостоятельной подготовке.
Как уже показано выше, каждое практическое занятие начинается с краткого вступительного слова и контрольных вопросов. В начале занятия преподаватель объявляет тему, номер, цель и порядок проведения занятия. Полезно обратиться к теме предыдущего занятия, восстановив материал в памяти курсантов. Затем перед группой ставится ряд контрольных вопросов, а позже вызывается конкретный курсант.
Обучающиеся могут решать задачи самостоятельно, а преподаватель контролировать их работу. Либо задача решается у доски курсантом, и решение ее комментируется, но остальные не просто переносят решение в тетрадь механически, а вдумчиво и с разъяснением. Основная задача преподавателя — побудить курсантов к мыслительному процессу и самостоятельной деятельности.
Нельзя также забывать о воспитательной работе с курсантами при проведения практического занятия [3]. В ходе занятия по физике можно выделить следующие воспитательные аспекты: нравственный, патриотический, эстетический, личностный, экологический, здоровьесберегающий.
Нравственное воспитание на занятии по физике: формирование сознания связи с обществом, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; осознание практической значимости того или иного открытия, осознание значимости этого открытия на пути цивилизации человеческого общества, воспитание уважения к ученым и их труду, формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям. Ученые — люди со своей судьбой и характером. Шарль Огюстен де Кулон, выпускник военной академии в Мезьере, изгнанный с военной службы за плохо нарисованные топографические карты, первооткрыватель законов сухого трения и законов электростатики, с которыми курсанты сталкиваются в пятой теме. Майкл Фарадей, открывший закон электромагнитной индукции, ученый-экспериментатор, не имевший возможности получить фундаментальное образование и обучавшийся физике на бесплатных лекциях Королевского Общества. На занятиях рассказываю, как он упорно писал письма профессору Гемфри, что хочет работать у него бесплатно, а тот упорно выбрасывал их в мусорное ведро. И вот однажды Гемфри получил написанные каллиграфическим почерком собственные лекции, а позже пригласил юношу для личной беседы. Так родился известный экспериментатор Фарадей, а с учителем он позже разошелся во взглядах. Это профессор Копенгагенского университета Ганс Христиан Эрстед, принесший на лекцию компас и тем самым положивший начало теории электромагнитного поля. Это широко образованный выпускник Эдинбургского университета Джеймс Кларк Максвелл, из- под чьего пера вышли уравнения.
Патриотическое воспитание — одна из важнейших задач образовательного процесса, особенно в стенах Военной Академии. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, уважения к её достижениям и истории. Прошлое народа, страны изучает наука история. Однако поговорить со школьниками о некоторых страницах истории нашей Родины можно и на занятиях по физике. В курсе приводится множество физических открытий, которые привели нашу страну к победе над фашизмом.
Литература:
1. Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения. — Текст: электронный // МегаОбучалка: [сайт]. — URL: https://megaobuchalka.ru/5/2395.html (дата обращения: 21.02.2021).
2. Юнусов Ю. Ш. Практические занятия в ВУЗе: Сущность, особености подготовки и проведения / Ю. Ш. Юнусов. — Текст: электронный // DOCPLAYER: [сайт]. — URL: https://docplayer.ru/57431851-Prakticheskoe-zanyatie-v-vuze-sushchnost-osobennosti-podgotovki-i-provedeniya.html (дата обращения: 21.02.2021).
3. Пашнева Т. В., Бирюков В. А. Воспитательные аспекты занятия по физике с курсантами 1 и 2 курса. Интеграция науки и образования в системе подготовки военных специалистов. [Текст]: cб. науч. ст. по материалам научно- практической конференции. (29 октября 2020 года) Воронеж, ВУНЦ ВВС ВВА, 2020 год, 391 с. — с.282- 285.