Современные педагогические технологии играют важную роль при планировании и проведении урока. Рассмотрим несколько определений педагогической технологии.
«Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалко).
Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Педагогическая технология — это придуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В. М. Монахов)»[1].
В условиях реализации ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: обучения в сотрудничестве, «мозговые атаки», ролевых игр, кейсов, проектные, модульные, здоровьесберегающие, ситуационного анализа, портфолио, ИКТ, критического мышления, проблемного обучения, интегрированного обучения, развивающего обучения, «перевернутый» класс, геймификации и другие.
Изменения в образовательном стандарте и новые требования к результатам обучения иностранному языку предполагают коррекцию профессиональной деятельности учителя в области планирования и организации процесса обучения. Ему необходимо использовать эффективные формы, методы и средства реализации системно-деятельностного подхода, интерактивные образовательные технологии.
Современные педагогические технологии нашли свое отражение в технологической карте урока.
По мнению Чаплыгиной С. А. «…технологическая карта урока — это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. Здесь описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока» [2].
В таблице 1 представлены элементы технологической карты урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Free time. Hobbies» в 6 классе.
Таблица 1
Этап урока |
Образовательная технология |
Цель |
1) Организационный момент. |
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). |
Психологически настроить учащихся на учебную деятельность. |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Речевая разминка. Фонетическая зарядка. |
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). ИКТ-технология |
Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Подготовить речевой аппарат к работе и вспомнить лексику предыдущего занятия. |
3) Актуализация знаний. |
«Мозговая атака» Игровая Технология Технология коммуникативного обучения (коммуникация: общение, переработка информации, ответ на чужой текст) |
Первичная систематизация полученных знаний. Учить расспрашивать и рассказывать о своих интересах, увлечениях, занятиях в свободное время. Систематизировать навыки употребления лексических единиц. |
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). |
Обучение в сотрудничестве. |
Контроль исполнения домашнего задания. |
5) Применение знаний и умений в новой ситуации. |
Технология критического мышления. |
Творческое применение знаний в новой ситуации. Самостоятельное применение полученных знаний. |
6) Рефлексия (подведение итогов занятия, оценки, дом. задание). |
Обучение в сотрудничестве. |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. |
Все элементы технологической карты (тема урока: тип урока, планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), цель урока, этапы урока, цель этапа урока, содержание учебного материала или формулировка учебной задачи, применяемая технология, форма организации учебной деятельности, деятельность учителя, деятельность обучающихся, предметный результат) должны быть логически связаны между собой.
Современные педагогические технологии способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию внешней и внутренней мотивации учащихся, делают коммуникацию более интенсивной, развивают личностные качества учащихся, увеличивают их тягу к исследованиям и профессиональному выбору.
Литература:
- https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2018/10/21/opredelenie-pedagogicheskih-tehnologiy
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/06/07/sostavlenie-tehnologicheskih-kart-uroka-po-fgos