В данной статье затрагивается одна из самых актуальных задач нашего времени — патриотическое воспитание подрастающего поколения. Рассказывается о важности приобщения ребенка к культуре своего народа.
Показана систематизированная работа по воспитанию у детей чувства патриотизма посредством приобщения к истокам русской народной культуры
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.
В Российской педагогической энциклопедии «патриотизм» трактуется как (от греч. рatris — Родина, отечество) «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известна уже с древности».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
Работу по приобщению детей к русской народной культуре начали уже в младшем дошкольном возрасте.
Первый этап работы с дошкольниками: создание развивающей среды.
В групповой комнате оборудовали мини — музей. В нем разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар и т. д. Все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они — часть великого русского народа. При создании такого мини-музея дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, знакомятся с устройством крестьянского дома. Дети получают представление о том, что дом — это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером, знакомятся с декоративно-прикладным искусством.
Нашей задачей было не создание мини-музея, а возможность введения детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены предметы, имитирующие реальные, например, красивая сказочная печь, которую можно потрогать, заглянуть в ее любой уголок, похозяйничать там. Дети узнали, что ухват — палка с надетой на нее металлической рогаткой для перемещения чугунков в печи, а кочерга — толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей. Миски, ложки, ковши, крынки — посуда, которую делали из дерева своими руками. Керосиновая лампа, лучины в темные зимние вечера освещали избу. Лапти — обувь, сплетенная из широкого лыка. Праздничные лапти плели из вязового лыка. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали. Проводили беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? В ходе НОД «Чудо –самовар», дети узнали, что в самоваре при помощи углей и сапога кипятили воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье. Сегодня из нашей жизни исчезли многие предметы народного быта, и поэтому приходится потрудиться, воссоздавая глиняные и деревянные горшки, чугунки, а также всю необходимую для печи утварь.
Второй этап : широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т. д.).В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Главная задача на этом этапе- раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поэтому этот вид деятельности — основной. Игровой материал представлен дидактическими, настольно-печатными играми. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры: «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей.
Третий этап: Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
В среднем дошкольном возрасте большое внимание уделяем приобщению детей к народной культуре, знакомим детей с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. В ходе НОД «День рождения на Руси» , дети узнали, как праздновался первый день рождения ребенка на Руси, какие подарки ему дарили, какие обычаи соблюдали. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. В ходе НОД «Знакомство с русским национальным костюмом» , дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой свою одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучиваем колядки, русские народные песни, заклички. Дети узнали, что святки — это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки. Ежегодно проводится в детском саду праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели. Дети с удовольствием поют народные песни, водят хороводы, едят блины. Праздник пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.
Также проводятся праздники «Осенины», «Веснянка» и др. Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому, начиная с младшей группы необходимо вводить детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство малышей можно начать с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети их могут не только рассматривать, но и брать в руки, пробуя звучание. В дальнейшем под музыкальное сопровождение они играют несложные мелодии, например «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице», «Андрей-воробей».
Свое умение дети показывают на ежемесячных «народных посиделках» и календарных праздниках, которые устраиваются для них и их родителей. Маленькие артисты, одетые в русские народные костюмы, рассказывают потешки, небылицы, поют частушки, водят несложные хороводы: «Как на тоненький ледок», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Выходили красны девицы». Все это способствует музыкальному развитию детей, приобщению к русскому народному образу и в будни, и в праздники. Большую помощь в подборе музыкального репертуара (певческого и танцевального) оказывает музыкальный руководитель. Только совместно удается донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов и чаепитием.
Четвертый этап: Знакомство с русскими народными играми.
Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение уделяем народным подвижным играм. Естественна потребность детей в подвижных играх, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у них большой интерес. Игра — всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта. В русских народных играх много юмора, задора.
Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками. В младшем возрасте любимыми играми у детей стали «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси», «Смешинки». В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты.
В старшей группе детям очень нравятся игры «Огородник», «Заря-заряница», «Где был Иванушка?», «Ручеек» «Золотые ворота». Игра «Заря-заряница» интересна тем, что в ней используется импровизированная карусель с множеством разноцветных лент. Держась за ленты, дети шагают по кругу, поют, бегают, переплетают ленты. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этой игре.
Неизменным спутником народных игр всегда была песня. И, начиная с младшей группы, с детьми надо много петь. Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка».
Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле — самоделке). Знакомим с народным промыслом: дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, каргопольской игрушкой, хохломской росписью, гжелью и т. д. Изготовляем игрушки своими руками: лепим из глины и расписываем их по известным нам народным промыслам. А затем, организуем выставки детского творчества.
Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми я провожу в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений.
Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводили беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре». Привлекали родителей к изготовлению костюмов к праздникам, кокошников. Родители принимали активное участие в выставках поделок из природного материала «Осенние фантазии», «Новый год», «Пасха» «Рождество». Были организованы выставки: «Добрым людям на загляденье», «Ажурная салфеточка». Разработаны консультации для родителей: «Роль народно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания». Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем», «Семейный музей» и др. Оформили: картотеку русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); альбомы: «Генеалогическое дерево моей семьи», «Что означают наши имена» и т. д.
Таким образом, углубленная, систематизированная работа по воспитанию у детей чувства патриотизма посредством приобщения к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты:
- Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Знают сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знают историю русского народного костюма, головных уборов
- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализуемый автором опыт, обеспечивает положительную динамику в воспитании патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре.
Литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников //М.: ЦГЛ,2005,205стр.
- Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.
- Василенко М. А. «Народное искусство».-М.,1999
- Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. — 304 с.: ил.
- Тихонова М.В. Смирнова Н. С. «Красна изба». СПб,2000.-208с.
- Лунина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры»
- СПб,2005.
- Сухомлинский В.А. «Хрестоматия по этике».М., 1990.
- Синицина Е. И. «Умные занятия».Серия «Через игру к совершенству».-М.:1998
- И. Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду» СПб «ДЕТСТВО ПРЕСС»2008.