Проблема аэропортов с малой интенсивностью полетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 28.02.2021

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Барковская, А. А. Проблема аэропортов с малой интенсивностью полетов / А. А. Барковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78809/ (дата обращения: 15.11.2024).



Прежде всего следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует регламентированное определение аэропортов с низким пассажиропотоком или с небольшим количеством взлетно-посадочных операций, то есть аэропортов с малой интенсивностью полетов.

Невзирая на это, в воздушном законодательстве существует ряд требований, которые носят рекомендательный характер для малых аэропортов.

Так, к примеру, основным документом, регулирующим деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, являются Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142 (далее — ФАП № 142). Указанный нормативный правовой акт устанавливает требования, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

В 2008 году приказом Минтранса России от 31.01.2008 № 20 внесены изменения в одиннадцать пунктов (пункты 10, 17, 19, 23, 25, 27, 35, 36, 38, 46, 64) ФАП № 142 в части дополнения требований положениями для «аэропортов местных воздушных линий».

Вместе с тем необходимо отметить, что на сегодняшний день понятие «аэропорты местных воздушных линий» также не определено на законодательном уровне и вызывает неоднозначную реакцию представителей авиационного сообщества в отношении применения данных норм на практике.

В дальнейшем деятельность компетентных органов, направленная на снижение требований в области обеспечения авиационной безопасности для аэропортов с малой интенсивностью полетов, приостанавливается на восемь лет.

В 2007 году вступает в силу Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», который вводит в воздушное законодательство понятия:

− категорирование — отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (определение представлено с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 02.08.2018 № 270-ФЗ);

− объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;

б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;

в) тоннели, эстакады, мосты;

г) морские терминалы, акватории морских портов;

д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;

е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины);

ж) аэродромы и аэропорты;

з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;

и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Не ранее чем в 2016 году Минтрансом России возобновляется деятельность, ориентированная на снижение требований, установленных к «аэропортам местных воздушных линий», а также аэропортам, которые в соответствии с законодательством о транспортной безопасности отнесены к 4 и 5 категориям.

В частности, в июне 2016 года приказом от 21.06.2016 № 171 внесены изменения в пункт 27 ФАП № 142 в отношении установления зоны безопасности шириной 30 метров, взамен 50-метровой зоны.

В сентябре того же года, с учетом требований законодательства в области транспортной безопасности внесены изменения в пункты 17, 19, 23 ФАП № 142 в части дополнения положениями для аэропортов 1–3 и 4 и 5 категорий. В том числе нормой, предусматривающей определение расположения, высоты и оборудования ограждения территории аэродрома администрацией аэропорта, отнесенного в соответствии с законодательством о транспортной безопасности к 4 или 5 категории.

В феврале 2018 года приказом Минтранса России от 12.02.2018 № 58 внесены изменения в пункт 25 ФАП № 142 в части дополнения положениями для 4 и 5 категорий объектов транспортной инфраструктуры, заменяя обязательное требование устройства дорог с искусственным покрытием на возможность устройства грунтовых дорог вдоль периметрового ограждения аэропорта.

Кроме того, в апреле 2020 года внесены изменения в статьи 83 и 84 Воздушного кодекса Российской Федерации в части предоставления права осуществления мероприятий по охране периметровых ограждений и иных инфраструктурных объектов аэропортов силами собственных подразделений транспортной безопасности, которые также ориентированы на значительное снижение затрат субъектов транспортной инфраструктуры.

В то же время, указанная норма также носит противоречивый характер в связи с тем, что охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями транспортной безопасности и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день данный порядок не установлен ни одним правительственным документом. Следовательно — данная норма также не применима.

Учитывая изложенное, становится очевидным, что с одной стороны — законодатель двигается во встречном направлении, снижая требования для тех аэропортов, которым выполнение данных мероприятий представляется весьма затруднительным и накладным в финансовом аспекте, с другой — указанные «послабления» не реализуемы со стороны субъекта транспортной инфраструктуры в рамках правовых взаимоотношений.

Вместе с тем необходимо отметить, что Минтрансом России ведется планомерная работа по определению и закреплению в воздушном законодательстве понятия аэропортов с «малой интенсивностью полетов».

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная безопасность, Российская Федерация, Россия, транспортная инфраструктура, аэропорт, авиационная безопасность, воздушное законодательство, малая интенсивность полетов, область обеспечения, снижение требований.


Задать вопрос