В статье автор рассматривает новую технологию помощи пожилым людям долговременный уход, его цели и задачи. Также в статье описана одна из технологий долговременного ухода — школа родственного ухода, для оценки эффективности и качество которой было проведено социологическое исследование.
Ключевые слова: долговременный уход, пожилые люди, школа родственного ухода.
Долговременный уход за пожилыми людьми — это новое направление в России. В 2017 году по поручению Президента Российской Федерации был разработан и утвержден «Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами», и к началу 2018 года запущен трехлетний пилотный проект по созданию системы долговременного ухода.
Главная цель системы долговременного ухода — обеспечить людям, нуждающимся в уходе, достойный уровень жизни и максимальную реабилитацию, обеспечить поддержку их семьям, а также обеспечить взаимодействия пожилого человека с органами и организациями, включенными в систему долговременного ухода после его однократного обращения в одну из этих организаций [1].
Задачи долговременного ухода [3]:
1) Определение (унификация) критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, в целях создания условий для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей этих граждан в социальных и медицинских услугах.
2) Совершенствование порядка выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг, а также иных услуг и мероприятий.
3) Организация порядка межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания, включая синхронизацию информационных систем в соответствующих сферах, способах и объемах передачи необходимой информации о состоянии гражданина его родственникам и организациям социального обслуживания.
4) Развитие и поддержка семейного (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста с ограничениями жизнедеятельности.
К настоящему времени государственная система ухода за гражданами с ограниченными возможностями здоровья и дефицитом самообслуживания находится в стадии становления. При этом сам уход требует специальных знаний и навыков, которые сложно освоить самостоятельно. С этой целью в учреждениях социального обслуживания организуются «Школы родственного ухода» (далее — Школа) для социальных работников и родственников граждан, нуждающихся в постороннем уходе, для обучения специальным знаниям и навыкам ухода. Длительность обучения может варьировать от 4 до 16 часов в зависимости от уровня подготовки (базовый или продвинутый).
Цель работы Школы: получение знаний и приобретение практических навыков по уходу за гражданами с ограниченными функциональными возможностями (инвалидами, гражданами пожилого возраста) для повышения качества их жизни.
Задачами Школы являются:
– информирование родственников и других лиц, осуществляющих уход, о видах и формах социальной помощи, об особенностях проблем здоровья и питания граждан пожилого возраста и инвалидов, о методах контроля за изменением состояния здоровья инвалидов и пожилых людей, правилах создания благоприятной обстановки и психологической атмосферы; об использовании технических средств реабилитации;
– обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому, методам и практикам ухода и дезинфекции, когнитивного тренинга и профилактики деменции, навыкам простых медицинских манипуляций и кормления, поддержания личной гигиены подопечных; основам физической реабилитации при функциональных нарушениях, правилам перемещения и транспортировки;
– консультирование по получению социальной помощи, использованию технических средств реабилитации [2].
Учениками Школы, которые имеют право на обучение, могут стать:
1) родственники граждан пожилого возраста и инвалидов;
2) социальные работники;
3) пожилые граждане и инвалиды, желающие овладеть навыками самоухода, нуждающиеся в реабилитации.
В городе Красноярске с 21.01.20 по 03.02.21 методом свободного интервью было проведено социологическое исследование «Отношение родственников пожилых людей к организации долговременного ухода» на базе «Школы родственного ухода» в КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Октябрьский».
Объектом исследования выступили — ученики Школы — родственники, осуществляющие долговременный уход за пожилыми людьми.
Цель исследования — изучить представление учеников Школы об эффективности «Школы родственного ухода» как технологии долговременного ухода за пожилыми людьми.
Актуальность исследования состояла в выявлении оценки родственников-участников Школы организации обучения в ней, а также их рекомендаций по повышению его качества.
Для достижения цели были выделены такие эмпирические индикаторы как:
- степень осведомленности респондентов осведомлены о недугах человека, которому предоставляется уход;
- оценка качества организации деятельности «Школы родственного ухода» и насколько качество соответствует ожиданиям получателей этих услуг;
- рекомендации респондентов по вопросу повышения результативности родственного ухода.
Количество респондентов — восемь человек, из которых 100 % являлись представителями женского пола. Можно предположить, что в России исконно существует традиционное распределение обязанностей в семьях и женщины более склонны к хозяйственным делам, в т. ч. забота о ближних.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
– Большинство респондентов (62,5 %) имеют полное представление о том, что такое долговременный уход, эта же часть опрошенных имеет обширные представления о болезни своего подопечного, но несмотря на это они хотели бы получить еще больше знаний, следовательно, данная технология стимулирует людей совершенствовать свои знания для полного понимания диагноза подопечного.
– 100 % респондентов указали на наличие трудностей в реализации долговременного ухода за пожилым человеком, а также высказали, что им необходима помощь со стороны социальных работников (87,5 %), среди которых также упомянули родственников (25 %) и психологов (12,5 %), остальные хотели бы получить помощь со стороны государства.
– В ходе исследования выяснилось, что ожидания учеников совпадали с реальностью. 87,5 % респондентов отметили, что технология является очень эффективной, 75 % респондентов без колебаний подтвердили, что видят положительные результаты данной деятельности.
В процессе анализа мнений респондентов были отмечены их предложения, способные повысить качество Школы:
а) следует ввести в Школу родственного ухода волонтеров, которые смогут заниматься пожилыми родственниками учеников в их отсутствии;
б) увеличить количество часов занятий;
в) специалистам, ведущим Школу, стоит уделять больше внимания индивидуальному подходу к ученикам.
Результаты данного исследования демонстрируют успешное развитие и эффективность долговременного ухода в России, несмотря на ее недавнее введение. Также можно сказать, что эта технология в большой степени является очень важной, а в будущем, возможно, неотъемлемой технологией поддержки пожилых людей.
Литература:
- Сидоренко, Е. А. Долговременный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами как элемент сопровождаемого проживания: методические рекомендации для специалистов учреждений социального обслуживания населения / Е. А. Сидоренко, В. Г. Сухих, В. А. Чеха. — Красноярск: 2019. — 190 c. — Текст: непосредственный.
- Чеха, В. А. Школа патронажного ухода за гражданами с ограниченными функциональными возможностями в учреждениях социального обслуживания и в домашних условиях: методические рекомендации для специалистов службы социального обслуживания и родственников. / В. А. Чеха, Л. И. Кононова, О. Ю. Кутумова, О. И. Аксарина. — Красноярск: 2018. — 53 c. — Текст: непосредственный.
- Система долговременного ухода — повышая благополучие граждан. — Текст: электронный // Министерство социально политики Красноярского края: [сайт] — Система долговременного ухода — повышая благополучие граждан (rmc24.ru)