В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.
Ключевые слова: тревожность, младшие школьники, задержка психического развития, арт-терапия.
The article describes an experimental work aimed at correcting the anxiety of primary school children with delay of mental development by art therapy.
Key words: anxiety, primary school children, delay of mental development, art therapy.
Поступление в школу является важнейшим периодом в жизни ребенка, который можно охарактеризовать как момент начала становления личности. Именно этот период во многом определяется дальнейший путь развития человека, происходит формирование свойств его характера и личностных качеств. В то же время данный период сопровождается для детей большим количеством трудностей. Многие из них в период адаптации к школе начинают испытывать повышенную тревожность, эмоциональное напряжение, становятся беспокойными, скованными и неуверенными в себе (Винникова Е. Л., Елисеев П. Г., Исаев Д. Н., Конева О. Б., Костина Л. М., Кулагина И. Ю., Прихожан А. М., Слепович Е. С.) [2, с. 110–114].
Дети с ЗПР младшего школьного возраста склоны к формированию тревожности из-за незрелости психических функций и эмоционально-волевой сферы [4; 6, с. 45]. В данном случае очевидна ситуация усложнения из-за тревожности и без того затруднительного этапа школьной адаптации.
В этот сложный период очень важно поддержать ребенка. Необходимо сохранить его эмоциональное и психологическое состояние на надлежащем уровне. Особое внимание следует уделить своевременной диагностике, коррекции и профилактике детской тревожности, пока она не стала устойчивым личностным образованием. Ведь повышенный уровень тревожности младших школьников может стать причиной психосоматических заболеваний и нервных расстройств [3, c. 41]. В этой связи представляется значительной актуальность исследования в части определения и овладения эффективными методами коррекции уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Методы арт-терапии как сравнительно новая форма практической работы с детьми с ЗПР являются интересными с точки зрения применения в коррекции тревожных состояний. Возникновение и развитие арт-терапии связано с работами многих отечественных и зарубежных авторов, среди которых Бурно М. Е., Копытина А. И., Лебедева Л. Д., Никитин В. Н., Никольская И. М., Розин В. М., Сидоров В. В., Хайкин Р. Б., Краммер Е., Наумбург М., Роджерс Н., Уоллер Д. и др. Сегодня арт-терапию можно рассматривать как вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве [5, c. 5].
Творческая деятельность выступает средством формирования орудия опосредствования тревоги и страхов у детей. При этом от ребенка не требуется каких-то специальных умений и навыков, так как важен не результат работы, а непосредственно процесс, являющийся сам по себе коррекционным. В работах Колесниковой Г. Ю. показана эффективность использования разнообразных приемов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР [4]. Также отсутствует ситуация оценивания личностных качеств и умений ребенка, являющейся распространенной в учебно-воспитательной среде, и служащей одним из основных факторов возникновения напряжения, стресса и тревоги у ребенка. Таким образом, применение арт-терапевтических методик с детьми с ЗПР будет способствовать коррекции познавательной деятельности ребенка, эмоционально-волевой сферы, развитию плодотворной коммуникации со сверстниками, благоприятному формированию личности [1;4; 5].
Анализ литературы позволил нам прийти к выводу, что на сегодняшний день существует недостаток коррекционно-развивающих программ, направленных на преодоление тревожности у младших школьников с ЗПР. Также существует необходимость расширения опыта применения арт-терапевтических методик в коррекции тревожности. Исходя из вышесказанного, нами была выбрана тема опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с ЗПР методами арт-терапии, проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Маяк», реализующего адаптированные образовательные программы.
Контингент испытуемых выбран среди учащихся вторых классов, имеющих диагноз задержка психического развития. Всего для эксперимента было отобрано 3 младших школьника с ЗПР.
Характеристика контингента отобранных испытуемых.
Младшие школьники в возрасте 8 лет, обучающиеся по адаптированным образовательным программа для детей с ЗПР. В характере поведения наблюдается отстраненность, минимизация контактов и напряженность в отношениях со сверстниками, неуверенность в себе, пониженная самооценка, страх самовыражения. Все дети занимаются с логопедом и психологом.
На первом этапе работы была проведена диагностика уровня тревожности с помощью методик:
для выявления детей «группы риска» с помощью наблюдения за младшими школьниками с ЗПР за основу взята методика, предложенная авторами Микляевой А. В., Румянцевой П. В., позволяющая диагностировать уровень школьной тревожности учащихся, путем оценки ее проявления в поведении детей через вербальные и невербальные показатели;
для выявления тревожности как устойчивого образования психики у детей младшего школьного возраста применена «Шкала явной тревожности для детей», адаптированная Прихожан А. М.;
для определения уровня школьной тревожности использовался тест Филлипса.
В ходе анализа полученных результатов можем констатировать факт повышенного уровня школьной тревожности у всех испытуемых, более того у одного из детей этот уровень можно охарактеризовать как высокий. У всех трех учащихся присутствует сильнейших страх самовыражения, что приводит к избеганию ситуаций, связанных с самораскрытием, предъявлением себя другим, демонстрацией своих возможностей. Подобное положение дел, безусловно, не способствует выработке адаптационных механизмов к окружающей среде. налаживанию продуктивной коммуникации с ровесниками, учителями и другими взрослыми, страдает самооценка. Как следствие, указанные негативные факторы мешают гармоничному развитию ребенка и требуют психологической коррекции.
На втором этапе работы полученные результаты диагностики позволили нам сформировать программу коррекции уровня тревожности младших школьников с ЗПР, рассчитанную на 20 практических занятий по 2 раза в неделю. Занятия составлялись с опорой на методические пособия Киселевой М. В., Костиной Л. М., Ковалько В. И. Структура каждого включала ритуал приветствия, дыхательные и релаксационные упражнения, методики арт-терапии и ритуал прощания.
Программа включает три последовательных блока:
первый блок программы вводный, нацеленный на знакомство и сплочение участников эксперимента;
второй блок программы основной, главной целью которого является непосредственно снижение уровня тревожности у детей в рамках психологической коррекции;
третий блок заключительный, нацеленный на позитивное программирование будущего.
В каждый блок программы вошли арт-методы (изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, фототерапия), позволяющие создавать условия для развития у школьников умения опосредовать тревогу, навыков распознавания и выражения эмоционального состояния, а также упражнения на релаксацию и дыхательная гимнастика с целью снижение уровня тревожности у детей путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
На третьем этапе работы по окончанию коррекционно-развивающих занятий предстоял этап повторной диагностики целью оценки эффективности арт-терапевтических методик в коррекции тревожности у младших школьников с ЗПР.
Резюмируя итоги анализа повторного тестирования младших школьников с ЗПР после коррекционно-развивающих занятий, отмечаем снижение уровня тревожности по «Шкале явной тревожности для детей (CMAS)». В соответствии с итогами тестирования тревожность с генерализованной, то есть охватывающей большинство жизненных ситуаций младшего школьника с ЗПР стала ситуационной, то есть проявляющейся в определенных сферах жизни. По методике теста школьной тревожности Филлипса определили, что тревожность у детей осталась повышенной, но уровень повышенной тревожности определяется в рамках процентного коридора и процент степени тревожности снизился. Более того у двух учеников проценты уровня тревожности достигли значений на границе с нормальным уровнем тревожности. В разрезе отдельных факторов наблюдаем у всех детей снижение по фактору страха самовыражения.
Таким образом, можем считать эффективными методы арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников с ЗПР
Литература:
- Вожанникова Д. Е. Изучение эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР / Д. Е. Вожанникова, Г. Ю. Колесникова // Сборник трудов конференции ТОГУ «Личность в образовательном пространстве: вариативность подходов к содержанию и технологиям психолого-педагогического сопровождения: Хабаровск, 20–21 ноября 2019 года». — 2020. — С.59–63.
- Долгова В. И. Исследование уровня школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития / В. И. Долгова Е. В. Барышникова С. С. Оленникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 44. — С. 110–114.
- Карпов Ю. Л. Взаимосвязь тревожности и психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста / Ю. Л. Карпов // Международный научный журнал «Молодой ученый». — 2020. — № 44 (334). — С. 40–42.
- Колесникова Г. Ю. Использование арт-терапии в коррекции негативных психоэмоциональных состояний у младших школьников / Г. Ю. Колесникова, Н. Я. Токарь // «Материалы секционных заседаний 58-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: Хабаровск, 17–25 апреля 2018 года». — 2018. — С. 308–311.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие /В. В. Лебединский. — М.: Издательство Московского университета, 1985. — 148 с.