В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.
Ключевые слова: агрессия, гендер, подростки, конфликтность, поведение социальные сети, сознание, конфликтность.
В современном обществе в условиях информатизации и расширения возможностей масс-медиа агрессивное поведение подростков стало вновь одной из актуальных социальных проблему, на которую влияет множество факторов. Среди них нужно отметить влияние социальных сетей, компьютерных игр, виртуального общения и медиа пространства в целом. В этой связи весьма актуальным становиться необходимость защиты сознания подростков от такого рода негативного влияния.
В Республике Узбекистан уделяется особое внимание молодежи, необходимости широкого вовлечения молодежи к культуре, искусству и спорту, формирования навыков дифференциации информационных потоков в медиа пространстве, важности пропаганды чтения книг среди молодого поколения и обеспечения занятости женщин.
Проблема агрессивного поведения людей была и остается одной из самых сложных и интересных проблем психологии. В одних и тех же жизненных ситуациях люди по-разному реагируют на окружающие их процессы, иногда это может сопровождаться с некоторой долей агрессивности. В этой связи, очень важно своевременно выявить причины такого агрессивного поведения и учитывать это при психологической коррекции.
Наиболее распространенное мнение о том, что мужчины более агрессивны, в настоящее время подвергается жёсткой критике. Поскольку оказывается, различие полов проявляются не на уровне агрессивности, а в формах её проявления [1]. Мужчинам более свойственна прямая вербальная и физическая агрессия (сразу выражают свое недовольство словом и делом), в то время как женщинам свойственна прямая и косвенная вербальная агрессия (скандалить, жаловаться или ругать «за глаза»). Кроме того, у мальчиков и мужчин в большей степени выражена неуступчивость и мстительность, а у девочек и женщин — обидчивость и вспыльчивость.
Агрессия[1] — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности) [2].
В литературе по психологии распространенно описание повышенного состояния агрессивности. Чаще всего оно проявляется в следующих формах открытой агрессии, внешне выраженной в соответствующих действиях, при которых поведение характеризуется высокой конфликтностью, частыми оскорблениями, драками и грубыми внешними проявлениями агрессии.
– Скрытой агрессией, выраженной в «тихом», завуалированном виде (например, распространение сплетен) [3].
– Ситуативной или адаптивной агрессии, выраженной в индивидуально выбранных для данной группы формах поведения.
– Патологической агрессии, обусловленной каким-либо имеющимся психическим или физическим недугом.
В своих исследованиях уровня агрессивности известные специалисты Басс и Дарки выделяют 8 видов агрессии: физическая агрессия — использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [4,5].
Установленный факт, что в подростковом возрасте идет гормональная перестройка организма, половое созревание, что в свою очередь, гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
Психологические исследования также показывают, что проявления агрессии в подростковом возрасте присущи представителям обоих полов. Однако эти проявления существенно различаются. Мальчики чаще проявляют физическую агрессию, в то время как девочки более склонны к вербальной и косвенной [6]. Мужские гендерные роли подразумевают проявления агрессивного поведения, а у женщин такое поведение всячески подавляется институтами социализации (семья и школа) [7].
Нами было проведено эмпирическое исследование в школе № 2 Сергелийского района г. Ташкента, в котором принимали участие учащиеся 8 Б класса, в количестве 30 человек. Исследование было направлено на изучение гендерных различий агрессивности в подростковом возрасте. Представляем диаграмму (рис. 1).
Рис. 1. Результаты изучения уровня агрессии в подростковом возрасте
По результатам исследования, мы выяснили:
– что проявление агрессии присуще как мальчикам, так и девочкам.
– у мальчиков преобладают подозрительность (8), вербальная агрессия (7,4), чувство вины (7,3).
– у мальчиков уровень агрессии (17,4) выше уровня враждебности (12).
– у девочек преобладает вербальная агрессия (9,2), подозрительность (7,8) и чувство вины (6,8), и уровень агрессии (19,3) у них также выше, чем уровень враждебности (11,4).
На основе личного опыта и мини опроса мы пришли к следующим результатам: что уровень агрессивности высок как у девочек, так и у мальчиков, несмотря на гендерные стереотипы поведения. Но все же девочкам больше свойственна вербальная агрессия, нежели мальчикам, мы объясняем это тем, что девочкам не свойственно проявлять открытую форму агрессивности, из-за социального давления и стереотипов в воспитании.
Из исследования мы выяснили, что современным подросткам свойственен высокий уровень агрессии, независимо от пола. Различия наблюдаются лишь в проявлении: у девочек выше вербальные проявления, у мальчиков нет ярко выраженных форм, все в равной степени генерализируются.
Литература:
- Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства — М., 1968.
- Кле М. Психология подростка. — М., 1991.
- Либин А. В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. М. 1999. с. 272–287.
- Бойко И. Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола // Вопросы психологии. — 1993. — № 4.
- Вольтер Ю. Человек и агрессия. — М.: Прогресс, 1975
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — 1985.
- Опросник исследования уровня агрессивности. Авторы А. Басс и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой)- testoteka.narod.ru.
[1] Слово агрессия от латинского «аgredi», что означает «нападать».