В статье автором рассмотрены теоретико-правовые основы взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов ЕАЭС, выделены виды взаимной административной помощи, а также особенности осуществления информационного обмена между таможенными органами других государств на основе международно-правового регулирования. Обращается внимание на современное состояние правоотношений по оказанию взаимной административной помощи таможенными органами. Предлагаются перспективы для развития и направление совершенствования взаимной административной помощи таможенных органов.
Ключевые слова: единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, взаимная административная помощь таможенных органов, Федеральная таможенная служба Российской Федерации, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, трансграничное сотрудничество.
In the article, the author considers in detail the theoretical and legal foundations of mutual administrative assistance of the customs authorities of the EAEU member states, also identifies the types of mutual administrative assistance, as well as information exchange between the customs authorities of other states on the basis of international legal regulation. Attention is drawn to the current state of legal relations on the provision of mutual administrative assistance by customs authorities. Prospects for the development and direction of improvement of mutual administrative assistance of customs authorities are proposed.
Keywords: common Economic Space, Eurasian Economic Union, mutual administrative assistance of customs authorities, Federal Customs Service of Russia, Customs Code of the Eurasian Economic Union, cross-border cooperation.
На современном этапе жизни сотрудничество в целом представляет собой комплекс мер, способствующих на основе конкретных фактов оказывать взаимовыгоду.
Актуальность исследования вопросов оказания административной помощи таможенных органов предопределена некоторыми основными изменениями в законодательстве Российской Федерации, произошедшими в период с 2010 года по настоящее время.
Во-первых, закрепление в кодифицированном акте — Таможенном кодексе Таможенного союза (с 2018 года Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза) порядка оказания различных видов взаимной административной помощи как наиболее важного инструмента получения необходимой информации для осуществления административно-юрисдикционной, а также контрольно-надзорной деятельности таможенных органов.
Во-вторых, это декриминализация так называемой «товарной» контрабанды, которая повлекла за собой лификацию деяний, предусмотренных диспозицией утратившей силу ч. 1. Ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), как административного правонарушения (далее — АП).
В-третьих, лишение таможенных органов права проведения дознания по уголовным делам, предусмотренным ч. 1 ст. 188, ст. 194 УК РФ [3, c. 78]
В-четвертых, закрепление в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) порядка оказания правовой помощи по делам об АП (глава 29.1) является признанием законодателем названного механизма одним из наиболее эффективных для получения доказательств по делам об АП, что имеет особую актуальность для таможенных органов, поскольку они ведут административное расследование правонарушений осложненных иностранным элементом [2, c. 167].
Объединение и взаимопомощь государств-членов позволяет бороться с различными правонарушениями в сфере таможенного дела. Если во всем мире создаются разные организации с целью борьбы, например, с наркотиками всецело, то государства, которые объединились в Евразийской экономическом союзе (далее — ЕАЭС) стремятся улучшить безопасность именно внутри своего объединения, и в соответствии с этим в статье 373 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза (далее — ТК ЕАЭС) под «взаимной административной помощью понимаются действия таможенного органа одного государства-члена, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства-члена или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, предупреждения и пресечения нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования» [1, 189].
Особенной частью сотрудничества таможенных органов является административная помощь таможенных органов, которая подразумевает под собой международные правоотношения, связанные с непосредственным взаимодействием с таможенными службами иностранных государств, которые не входят в состав ЕАЭС.
Схематично можно отобразить процесс таможенного сотрудничества следующим образом:
Рис. 1. Процесс таможенного сотрудничества
На современном этапе состояние правоотношений по оказанию взаимной административной помощи находится на стадии развития. С помощью различных видов оказания данной помощи таможенные органы всецело выстраивают взаимоотношения между разными государствами. Одним из основных видов оказания взаимной административной помощи является информационный обмен. Данный вид предполагает под собой обмен информационным материалом, а также сведениями, представленными таможенному органу одного государства о товарах и транспортных средствах международной перевозки (далее — ТС), которые будут пересекать границу и будут перевезены на территорию другого иностранного государства, в соответствии с нормами и стандартами [7, c. 23].
Также к видам административной помощи относятся взаимное признание средств таможенного обеспечения, таких как пломбы, штампы, оттиски печатей. Еще одним видом является помощь, связанная с техническими средствами, включающая в себя ознакомление, а также работа с данными техническими средствами, используемыми таможенными службами.
Изучая международные акты, можно утверждать о том, что виды административной помощи можно разделить на специальные и трансграничные. Специальные применяются только в ходе расследования по делам об административных правонарушениях, а также в моментах, когда проведение таких видов помощи частично затрагивает вопросы суверенитета другого государства, а в свою очередь трансграничное сотрудничество, предполагает под собой сотрудничество таможенных служб приграничных государств на территории друг друга по предварительной договоренности.
Переходя к международно-правовому регулированию, которое подразумевает под собой обмен информацией между таможенными органами важно отметить тот факт, что данный обмен основывается главным образом на применении принципов Рамочных стандартов безопасности и упрощения мировой торговли Всемирной таможенной организации.
Китайская Народная Республика была выбрала в качестве «пилотного» партнера для организации информационного обмена с Российской Федерацией, во-первых, это одна из стран, которая является ближайшей к границам РФ, а также она обладает наибольшим удельным весом торгового оборота. Само информационное взаимодействие в электронном виде осуществляется на федеральном уровне через Центральное информационно-техническое таможенное управление (далее — ЦИТТУ) и подведомственное Роспатенту ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (далее — ФИПС) [7, c. 21].
В ходе работы было выявлено, что при регулярном обмене данными была повышена степень доверия между данными странами, планируется повышение эффективности таможенного контроля и достоверности декларирования товаров и ТС.
Другой страной, которая также подписала Соглашение об информационном обмене стала Социалистическая Республика Вьетнам, на основании Решения Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 14 подписано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 года [4, c. 7].
Реализация обмена информацией на регулярной основе способствует идентификации перемещаемых товаров, ускорению и повышению эффективности таможенного контроля, в том числе с применением системы управления рисками, предотвращению нарушений норм законодательства. При обмене информацией обеспечена унификация требований, структур, форматов и условий реализации на основе использования Интегрированной информационной системы Союза.
Переходя к основным проблемам, хочется выделить наиболее важную — это то, что источники правового регулирования таможенного администрирования имеют разноотраслевую принадлежность, так как детерминированы совокупностью норм конституционного, административного, финансового, гражданского и других отраслей права. Еще одной проблемой является дублирование функций административно-правового характера, а также тот факт, что исполнение контрольных, надзорных и квазисудебных функций требует высокого уровня внутриведомственной координации [6, c. 865].
Данный вопрос требует оперативного решения и именно поэтому необходимо совершенствование административной юрисдикционной деятельности с помощью законодательных норм.
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что административная юрисдикция таможенных органов — это многогранная сфера деятельности, которая направлена на обеспечение соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В заключении важно отметить, что правовые основы сотрудничества таможенных органов в отношении взаимной административной помощи таможенных органов в ЕАЭС представлены широким спектром нормативно — правовых актов, которые включают в себя и международные договоры, и договоры стран — участниц ЕАЭС и нормы из национального законодательства [5, c. 77]. Взаимная административная помощь включает обмен информацией, которая способствует обеспечению соблюдения национального таможенного законодательства и законодательства ЕАЭС. В рамках взаимной административной помощи таможенных органов ЕАЭС таможенные органы государств — членов ЕАЭС проводят отдельные формы таможенного контроля по поручению другого таможенного органа государства — членов ЕАЭС, а также взаимно признают решения, принятые таможенными органами.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение No 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/, свободный.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2021) [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661//, свободный.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/, свободный.
- Решение Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 14 «О Соглашении о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой» [Электронный ресурс]: Альта Софт. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/15vr0014/, свободный.
- Боброва О. Г. Административно-правовое регулирование оказания взаимной административной помощи таможенными органами государств-членов Таможенного союза: дис…к.ю.н. — М., 2011. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/administrativno-pravovoe-regulirovanie-okazaniya-vzaimnoi-administrativnoi-pomoshchi-tamozhe.
- Кургалимова, А. Ю. Проблемы административной юрисдикции таможенных органов на современном этапе / А. Ю. Кургалимова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 860–862. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17909/ (дата обращения: 18.01.2021).
- Ноздрачев, А. Ф. Правовые формы деятельности и взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами и таможенными службами зарубежных стран / А. Ф. Ноздрачев // Законодательство и экономика. — 2018. № 8. — С. 20–35.