В современной России имеются социокультурные условия для появления девиантного поведения, что с особой остротой ставит вопрос о формулировании психологически обоснованных подходов к развитию. Рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.) является тревожным симптомом.
Проблема отклоняющегося поведения подростков в кризисный период общества, в условиях социальных перекосов, этического вакуума, разрушения традиций, разгула негатива, цинизма и индивидуализма приобретает особую значимость как социальную, так и педагогическую. И из года в год она усугубляется. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом растёт, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже стала психолого-педагогической.
Среди учебных заведений есть отдельная категория школ, которые находятся в сельской местности или называются сельскими. Сельская школа — особый тип образовательного учреждения.
Особенности воспитания и образования в этих школах описаны достаточно подробно и объемно. Возможности сельской школы во взаимодействии с социальной средой несравненно шире, чем городской. В отличие от городской школы, взаимодействующей на равных, а часто приспосабливающейся под требования среды, ближайшую социальную среду сельская школа приспосабливает под себя, превращая ее в среду воспитывающую, интегрируя ее воспитательные возможности.
Особенностью организации воспитательного процесса в сельской школе является возможность более гибкого построения режима работы школы, стирание резких граней между формами учебной и внеучебной деятельности, например проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий на природе, у костра, на берегу реки.
С другой стороны, ряд исследователей и практиков в данной области отмечают узость мотивации и кругозора школьников в сельской среде, затрудненный доступ к высокотехнологичным методам обучения и проведения своего досуга, низкий уровень коммуникативности и жизненного опыта в силу замкнутости традиционного сельского общества и другое.
В целом можно отметить, что специфика работы с девиантными подростками в условиях сельской малочисленной школы изучена мало и не хватает практических рекомендаций для педагогов.
Исследования, в которых сравнивались результаты опросов двух групп подростков — учащихся городских с одной стороны и сельских школ с другой — послужили причиной разработки программы по работе с подростками «группы риска» в условиях реализации сельской школы.
Программа является комплексом мер воздействия специалистов не только на обучающихся, но и работой с их родителями посредством организации круглых столов, родительских всеобучей, тренингов. Для работы должны привлекаться школьные специалисты (педагог — психолог, социальный педагог), а также сотрудники Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия, областной наркологической больницы, ОПДН.
Программа реализуется с помощью последовательного выполнения алгоритма сопровождения и запланированных в нем мероприятий:
I этап — организационно-констатирующий, диагностический (аналитическо-диагностическая деятельность, поиск форм, методов, способов коррекции девиантного поведения воспитанников).
II этап — практический, формирующий (использование на практике форм, методов, приемов работы с девиантными подростками, обеспечение психолого-педагогической готовности ребёнка к перевоспитанию — беседы, вхождение в доверие к подростку, пробуждение интереса к деятельности, ресурсирование подростка)
III этап — контрольный (мониторинг действенности).
Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.
Формы работы
При планировании и реализации коррекционной программы необходимо учитывать психологические и психофизиологические особенности детей и осуществлять работу по двум направлениям:
1) организация на занятии процесса включения в группу и коммуникации;
2) стимулирование рефлексивной деятельности группы по отношению к процессу общения и совместного труда. Это создает условия для развития коммуникативной активности и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.
Следует проводить консультирование, просвещение, индивидуальную коррекционную работу с девиантными подростками.
Эта работа должна быть направлена на развитие представлений о ценности других людей, на развитие способности адекватно оценивать собственные качества, на активизацию процессов самопознания, самокоррекции в общении.
Эффективным средством по развитию коммуникативной активности, преодолению трудностей общения детей группы риска, являются специальные методы групповой работы. Это могут быть:
1) дискуссионные методы (обсуждение коммуникативного поведения, анализ ситуаций по выбору стиля коммуникативной активности);
2) игровые методы: дидактические (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, трансактный метод осознания коммуникативного поведения, психодраматическая коррекция);
3) тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии).
4) коррекционные занятия по преодолению проблем, ставших причиной девиантного поведения.
5) Анкетирование воспитанников с целью изучения их личностных особенностей, отношения к вредным привычкам (курение, алкоголизм, наркотики, токсические вещества) и девиантного поведения.
Содержание работы с родителями
Для более успешной реализации программы разработана система лекций, родительских собраний, консультаций, круглых столов, дискуссий, тренингов для детей и родителей по различной тематике. Данные формы могут варьироваться, видоизменяться, применять комплексно и индивидуально в зависимости от проблем во взаимоотношениях родителей и детей с отклоняющимся поведением.
- «Знакомство с родителями обучающихся с отклоняющимся поведением».
- «Агрессия. Причины и последствия».
- «Наказание и поощрение в семье».
- «Значение общения в развитии личностных качеств».
- «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств».
- «Физическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
- «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка».
- «Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения».
- «Воля и пути ее формирования у обучающихся».
- «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка».
- «Возрастные и психологические особенности подростка»
- «Трудный ребенок. Какой он?» Формой данного мероприятия может быть круглый стол.
- «Ответственность, самооценка и самоконтроль».
- «Курение и статистика».
- «Наркотики и статистика».
- «Семья — глаза в глаза».
Содержание и примерный цикл работы с педагогическим составом
Эффективность реализации предложенной программы во многом зависит от грамотно организованного процесса изучения личности ребенка и его ближайшего окружения всеми участниками образовательного процесса: классным руководителем, родителями, педагогом-психологом, социальным педагогом. Особое значение имеет привлечение к работе педагогов, пользующихся у детей авторитетом.
Формы профилактики девиантного поведения:
− Организация социальной среды — формирование установок на здоровый образ жизни и трезвость;
− Информирование — лекции, беседы, просмотр видеофильмов;
− Активное обучение социально-важным навыкам — реализуется в форме групповых тренингов (тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию, тренинг аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков и др.);
− Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (познание, испытания себя, значимое общение и др.);
− Организация здорового образа жизни;
− Активизация личностных ресурсов;
− Минимизация негативных последствий девиантного поведения;
Для родителей целесообразно организовать родительски всеобучи, лекции-беседы по темам: «Организация труда ребенка», «Мотивация обучения и способы ее повышения», «Профилактика компьютерной и наркотической зависимости», «Факторы школьной комфортности и советы родителям по ее повышению», «Развитие положительной Я-концепции на основе формирования адекватной позитивной самооценки и уровня стремления», «Социально-педагогическое взаимодействие родителей и детей с девиантным поведением».
Важно привлекать детей группы риска к выполнению поручений, организации мероприятий и соревнований, добровольческой и волонтерской деятельности.
Литература:
1. Аникина Н. С. Моральный потенциал сельского социума в преодолении отклоняющегося поведения подростков// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012, № 3. С. 48–54
2. Блынская Л. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельности // Социальная педагогика. 2003, № 1. С. 81- 83.
3. Бондаревская Е. В., Пивненко П. П. Ценностно — смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е. В. Бондаревская, П. П. Пивненко // Педагогика. 2002, № 5. С.52–64.
4. Гурьянова М. П. Вектор развития образования в сельском социуме: выбор будущего для села региона// Ученые записки петрозаводского государственного университета. 2015, № 1. С. 40–44.
5. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков, многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив / Под ред. Ю. А. Клейберга. Тверь, 2000. 187 с.
6. Хапонкова Н. Н., Самойлова О. Н. Воспитательная деятельность сельской школы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26–27 июня 2008 год. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. С.277–279.
7. Хван А. А. Особенности личности городских и сельских подростков в контексте проблемы социализации// Известия Саратовского университета. 2015. том 4. Вып. 2. С. 162–165.