Статья посвящена вопросам развития судебной власти функционирования судебной системы
Ключевые слова: судебная система, Конституционный суд, законодательство.
За все время самой крупной реформой в судебной системе являются поправки в Федеральный конституционный закон о Конституционном суде РФ. Данный закон содержит 117 статей, большую часть в той или иной степени изменения коснулись, осталась лишь одна неприкосновенная глава (XI), регулирующая процедуру рассмотрения в Конституционном Суде дел по спорам о компетенции.
После судебной реформы 2020 года произошло уменьшение численности судей с 19 до 11 (включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя); меняется порядок прекращения полномочий судей, теперь только Советом Федерации по представлению главы государства; изменен состав структуры руководства Суда раньше было два заместителя, а сейчас один.
Конкретизируется компетенция Конституционного суда, изменятся устройство и правовое положение судьи по отдельным вопросам конституционного судопроизводства.
Так, сокращение численности судейуменьшает рабочий состав до 8, соответственно уменьшается и кворум в заседании. Судебные решения принимаются, если в нем участвуют 6 судей.
Из Закона исключено положение о том, что председатель КС и его заместитель назначаются «из числа судей Конституционного Суда». Это открывает возможность наделения нового лица руководящими полномочиями одним действием — одновременно с назначением его судьей. Кстати, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации впредь не смогут выдвигать предложения о кандидатуре судьи — это правомочны делать комитеты палат парламента [4].
Снизится загруженность судей, так как определения Конституционный Суд не будут подлежать разъяснению (ч. 1 ст. 83).
За судьями Конституционного Суда сохранятся несменяемость и независимости, но утрачивается–право на публичное особое мнение (ч. 4 ст. 76). Но появляется запрет на критику, как в средствах массовой информации так и во всех сетях интернет на решения Суда (ч. 4 ст. 11) и обнародование своего несогласия с решением (ч. 3 ст. 43, ч. 5 ст. 70) [2]. Судьям Конституционного суда запрещается вступать в дискуссию, опубликовывать или разглашать результаты голосования из закрытого совещания.
Если имеются сомнения в объективности судебного решения и беспристрастности судьи, то его могут отстранить от участия в рассмотрении дела или прекратить полномочия судей включая Председателя суда и его заместителя ссылаясь на невозможность осуществления судьей своих полномочий.
Согласно новым поправкам в Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод могут обращаться граждане, юридические лица, а также Уполномоченный по правам человека, общероссийские организации и иные органы и должностные лица в соответствии с федеральным законом предоставляющие интересы первых.
В соответствии с изменениями в Конституции Конституционный Суд получает в том числе право проверки на соответствие нормам основного закона страны не вступивших в силу законодательных актов.
К началу 2023 года планируется упразднить все региональные конституционные (уставные) суды. А регионы получат право принимать «решение о создании конституционных (уставных) советов», действующих при законодательных органах власти. Поэтому суды не будут рассматривать новые дела, а будут завершать рассмотрение уже принятых дел, в такие суды не будут назначать новых судей, а судьям, вышедшим в отставку из-за новых норм, сохранятся все их социальные гарантии. Новые судьи в регионах также не будут назначаться после вступления законопроекта в силу. Судьи, которые будут работать в этих судах на момент их упразднения, сохранят гарантии, включая материальное и социальное обеспечение.
Это негативно скажется на проблеме защиты прав и свобод граждан, охране конституционной законности в регионах. В своих публикациях о проблеме он писал, что при необходимости снижения финансовой нагрузки на бюджеты регионов из-за финансирования Конституционного Суда, власти могли бы дать судьям возможность совмещать должности. Сейчас, согласно закону, такие судьи замещают государственные должности и в этом случае могут заниматься только преподавательской, творческой или научной деятельностью, а вот другими видами — нет. Также такие судьи не могут одновременно работать в Конституционном суде и в федеральном. Отсюда и их высокая зарплата.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // СЗ РФ, — 01.07.2020, — № 31, Ст. 4398.
- О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21.07.1994 (в ред. от 09.11.2020) // С3 РФ. — 1994. -№ 13. — Ст. 1447; 2020. — № 1. — Ст. 2.
- Ветрова, О. А. Судебная система РФ: новеллы и перспективы // Наука и практика. — 2015. — № 4 — С. 30–33.
- Сергевнин, С. Л. Судебная власть и конституционное правосудие в контексте принципа разделения властей // Журнал конституционного правосудия. — 2020.- № 2 (26). -С. 9–13.