Ключевые слова: окружающая среда, биологическое загрязнение, объекты биологического загрязнения, основные виды загрязнения, ЮНЕП, федеральный закон, международно-правовые акты, средства содействия реализации в борьбе с загрязнением.
Экологическое право существовало на протяжении всего развития человечества. Впервые оно зародилось в первобытном обществе, когда человек жил в гармонии с природой и по её законам. Он не относился к земле и её дарам потребительски, а использовал ровно столько, сколько нужно для выживания. В связи с развитием общества стали появляться различные проблемы в сфере экологии, для решения которых стали придумывать нормативно-правовые акты, положения которых изменялись в зависимости от развитости государства и общества. Особо остро встал вопрос об обеспечении экологической безопасности окружающей среды с переходом населения Земли от мануфактуры, которая характеризовалась ручным трудом к крупной промышленности. Это случилось в 60-е годы 18 века, когда Великобритания начала активно переходить от мануфактуры, которая характеризовалась ручным трудом к крупной промышленности. В 19–20 веках эту тенденцию подхватили и другие страны. К началу 20-х веков Германия и Соединённые Штаты Америки обошли по темпам развития саму Великобританию. Вопрос о безопасности экологии и, как следствие здоровье людей тогда не был так актуален, как в нынешнее время, потому что никто не догадывался и не предполагал во что это выльется в будущем.
Окружающая нас природа перестала быть для жителей Земли безопасной, и у правительств разных стран возник вопрос о том, как можно уменьшить негативное воздействие на природу, и сохранить то, что осталось. Первой страной, в которой возник данный вопрос, был РСФСР, и он же придумал решение этой проблемы. В 1963 году был принят первый закон РСФСР «Об охране природы», который претерпел не одно изменение с тех времён, и эти изменения продолжаются, из-за негативного отношения людей к природе. Через 9 лет после принятия закона 1963 года в 1972 году с 5 по 16 июня состоялась Конференция Организации Объединённых Наций, на которой был поставлен вопрос о том, как сохранить окружающую человека среду. Итогом этой конференции стала Стокгольмская декларация, в которой были установлены 26 принципов для охраны окружающей среды. Через 20-ть лет после конференции, состоялась ещё одна в 1992 году в Рио-де-Жанейро. На территории Российской Федерации 20 декабря 2001 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон № 7 «Об охране окружающей среды». Данный закон был принят с целью определить правовые основы политики государства в области охраны окружающей среды, которое бы обеспечивало сохранение биологического разнообразия нашей планеты и её природных ресурсов для того, чтобы удовлетворить потребности людей, а также для укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно ФЗ РФ «об охране окружающей среды» окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов [9, ст.1]. Существует множество причин, обуславливающих загрязнение окружающей среды. Оно может быть следствием выбора технологии при осуществлении крупных инвестиций, например, в промышленные ресурсы, разработки продукции и её упаковки, вкусов и привычки потребителей, отсутствия регулирования и правоприменения, неосведомлённости о воздействии загрязнения на здоровье человека и экосистемы или игнорирования этого воздействия. Вооружённые конфликты и промышленные аварии с экологическими последствиями могут приводить к серьёзному загрязнению окружающей среды, а также способны резко снижать возможности страны в решении уже существующих проблем, связанных с загрязнением. Такое загрязнение называется «биологическое загрязнение».
Биологическое загрязнение — это возникновение в окружающей среде химического или биологического загрязнения, или превышение их среднего многолетнего уровня в различной среде, которое приводит к негативным последствиям. Биологическое загрязнение порождает экологическую опасность, понятие которой сформулировали в своей статье «Условия обеспечения экологической безопасности в Кузбассе: ноксологический подход» Борис и Тимур Невзоровы: «экологическая опасность-вероятность разрушения природной среды обитания растений и животных, в том числе человека, в результате неконтролируемых развитий экономики, отставания технологий, техногенных аварий и катастроф, вследствие чего нарушается приспособляемость живых систем к условиям существования». [11, стр.5]. Данное понятие характеризуется тем, что загрязнение остаётся серьёзнейшей проблемой, которая может усугубиться в результате высокого потребления природных ресурсов населением планеты. Химические вещества обеспечивают многочисленные выгоды для человечества, однако они также могут
быть источником значительных пагубных последствий для людей, других живых организмов и экосистем. Из десятков тысяч имеющихся на рынке химических веществ лишь относительно небольшое количество было тщательно изучено на предмет их неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Загрязнители, в том числе синтетические химические вещества, бытовые и промышленные отходы ухудшают качество воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьём, почвы, в которой мы выращиваем наше продовольствие, и океанов, от которых зависит существование миллионов людей. Объектами биологического (экологического) загрязнения являются-почва, которую мы травим различного рода химикатами, атмосфера, в которую выделяются вредные газы, водоёмы, в которые сбрасывают промышленные отходы.
Согласно международным соглашениям четырьмя основными видами загрязнения являются:
- Загрязнение воздушной среды. Оно возникает главным образом в результате сжигания ископаемых видов топлива и является источником наибольшего экологического риска для здоровья на нашей планете. От загрязнения воздуха в гораздо большей степени страдают наиболее уязвимые группы населения, включая лиц с умственными ограниченными возможностями. Помимо воздействия атмосферных загрязняющих веществ на здоровье человека, они приводят к изменению климата и влияют на экосистемы.
- Загрязнение земель и почв. Это загрязнение является результатом применения неудовлетворительных методов ведения сельского хозяйства, неправильного управления ликвидацией твёрдых отходов, включая небезопасное хранение устаревших запасов опасных химических веществ и радиоактивных отходов, а также осуществления широкого спектра промышленной, военной и добывающей деятельности. Наибольшую озабоченность вызывают такие загрязнители, как пестициды и противомикробные препараты, используемые при выращивании сельскохозяйственных культур и в животноводстве.
- Загрязнение пресной воды. Пресные водоёмы и водотоки, от которых зависит жизнь миллиардов людей в плане водоснабжения, питания и транспорта, серьёзно страдают от смыва питательных (биогенных) веществ при ведении сельскохозяйственных работ, от химических веществ, содержащихся в неочищенных сточных водах. Загрязнение может оказывать серьёзное воздействие на рыб и другое биоразнообразия в таких «чувствительных» пресноводных экосистемах, как реки, озёра и водно-болотистые угодья, и загрязнённые пресные воды могут далее загрязнять земли и почвы и прибрежные воды. Они служат средой обитания различных переносчиков болезней.
- Загрязнение морской и прибрежной среды. В морские и прибрежные воды поступают отходы и загрязнители, в том числе мусор, нефтепродукты, радиоактивные отходы из наземных источников и, в результате морского судоходства, рыболовства и добывающей деятельности. Питательные (биогенные) вещества, образующиеся в результате ведения сельскохозяйственных работ, являются причиной появления «мёртвых зон» в прибрежных водах, наносящих вред местному рыбному промыслу. Различные загрязнители накапливаются в морской пищевой цепи, создавая риски для птиц, млекопитающих и людей. Ежегодно в океаны поступают и распространяются в них миллионы тонн отходов пластмасс, что создаёт опасности для экосистем и здоровья человека, которые пока ещё не изучены в полной мере.
Для борьбы с подобного рода видами загрязнений в 1972 году была разработана программа ЮНЕП «United Nations Environment Programme», целью которой должна являться организация и проведение различного рода мер, которые направлены на защиту и улучшение окружающей среды для блага нынешнего и будущих поколений. ЮНЕП публикует большое количество отчётов и докладов, относящихся к окружающей среде. Один из таких отчётов был предоставлен в 2017 году на Ассамблее ООН по окружающей среде который был озаглавлен как «На пути к планете без загрязнения», в котором описываются проблемы, связанные с глобальным загрязнением, излагаются текущие условия по борьбе с загрязнением и предполагает 50 действий по решению проблемы. Доклад был представлен исполнительным директором Программы ООН по окружающей среде. Так же ЮНЕП оказывает помощь в области охраны окружающей среды тем, что помогает разрабатывать международные конвенции, направленные на её сохранение.
Помимо этого, правительствами разных стран в попытках решить конкретные вопросы, касаемо загрязнения, были заключены различные соглашения, которые включают: Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Роттердамскую конвенцию о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях, Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, которая охватывает вопросы, касающиеся, в частности, кислотных дождей, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, помогающий обратить вспять тенденцию к истощению озонового слоя, и, таким образом, защитить людей, растения и животных от пагубного солнечного излучения. Минаматская конвенция о ртути, вступившая в силу 16 августа 2017 года, направлена на решение проблем загрязнения окружающей среды во взаимосвязи с вопросами охраны здоровья.
Парижское соглашение об изменении климата, которое побуждает многие страны к резкому сокращению выбросов парниковых газов в результате сжигании ископаемого топлива, представляет собой важный шаг вперед в борьбе с загрязнением воздуха и глобальным потеплением. Конвенция о биологическом разнообразии в Айтинских задачах в области биоразнообразия призывает к уменьшению загрязнения с целью замедления процессов сокращения глобального биоразнообразия. Проблема загрязнения прибрежных зон и пресноводных ресурсов, затрагивающего несколько стран, решается в рамках региональных соглашений. Для решения подобных вопросов большинство стран приняли национальную политику и сформировали правовую базу, которые регулируют вопросы загрязнения. Сто шестьдесят семь стран имеют внутреннее законодательство, направленное на решение вопросов, охватываемых Базельской конвенцией. Из них 142 страны имеют законодательство, касающееся конкретных химических веществ или отходов. По данным за 2015 год, более чем 100 стран гарантируют своим гражданам право на здоровую окружающую среду. По состоянию на 2015 год в 109 странах приняты и применяются стандарты качества воздуха, в 73 странах действуют конкретные стратегии, законодательные акты или нормы по обеспечению качества воздуха, в 104 странах приняты нормы выбросов для транспортных средств.
В попытках решить проблему биологического загрязнения ЮНЕП предлагает следующие средства содействия реализации: поощрение участия граждан с помощью эффективных систем экологической информации на основе сбора данных, мониторинга и открытого доступа, создание экономических инструментов на основе надлежащего ценообразования ресурсов, введение налоговых льгот для стимулирования системных и поведенческих изменений с целью предотвращения и сокращения загрязнения, введение платежей и сборов за загрязнение, инвестирование в развитие сетей мониторинга качества воздуха, систем оценки, институционального потенциала и раскрытие информации для широкой общественности с целью устранения пробелов в создании потенциала, доступе к данным, информированности и осведомленности, Принятие и обеспечение исполнения национальных директивных документов по регулированию пресноводных экосистем в целях защиты и восстановления водно-болотных угодий и других природных систем, обеспечивающих очистку воды, восстановление загрязненных площадок, создание систем сбора отходов в прибрежных районах и учреждение программ мониторинга морского мусора с целью получения информации для принятия мер на начальном этапе цикла. [10, стр. 43]
Меры по борьбе с загрязнением успешно осуществляются, однако их содержание, масштаб и эффективность все еще носят ограниченный характер. Многие многосторонние природоохранные соглашения не столь эффективны, как они могли бы быть, из-за отсутствия институционального потенциала или ресурсов. Кроме того, в некоторых случаях, даже когда имеются научные доказательства опасности химических веществ или материалов для здоровья и экосистем, необходимые глобальные или национальные стратегические меры пока еще не разработаны.
Литература:
- Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989г.): //www.un.org
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (13 ноября 1979 года)://www.un.org
- Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года): // www.un.org
- Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 16 сентября 1987 год): //www.un.org
- Минаматская конвенция о ртути (10 октября 2013год): //www.un.org
- Парижское соглашение об изменении климата (Париж, 30 ноября 2015 год): //www.un.org
- Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 года): //www.un.org
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ: //www.consultant.ru
- UNEP Towards a pollution-free planet: Report of the Executive Director 15 октября 2017: //www.unenvironment.org
- Борис и Тимур Невзоровы «Условия обеспечения экологической безопасности в Кузбассе: ноксологический подход»/ Кемеровский государственный университет 2017 год.