В статье раскрывается вопрос о применении одной из эффективных форм школьного обучения — экскурсии, что позволяет реализовать предметную наглядность. На основе материалов педагогических журналов XX века исследуются способы организации деятельности учеников во время экскурсий. Выделяются два основных направления экскурсионной деятельности. Результаты исследования показывают, что в начале XX века активно ставился вопрос о том, что обучающимся недостаточно пассивно наблюдать изучаемый объект или явление, необходимо активно проработать материал, только в этом случае можно утверждать, что ученик освоит новые знания, умения, навыки.
Ключевые слова: наглядное обучение, образование в начале ХХ в., образовательное путешествие, педагогические журналы, предметная наглядность, учебная прогулка, экскурсия.
The article deals with the use of one of the most effective forms of school education — excursions, which allows you to implement the subject visibility. Based on the materials of pedagogical journals of the XX century, the methods of organizing students ' activities during excursions are investigated. There are two main directions of excursion activities. The results of the study show that in the early twentieth century actively raised the question that students are not enough to passively watch the studied object or phenomenon, it is necessary to actively work through the material only in this case it can be argued that the student will master new knowledge and skills.
Keywords: visual learning, education in the early twentieth century, educational travel, educational journals, object visibility, educational walk, excursion.
В материалах педагогических журналов начала XX века авторами статей активно обсуждались проблемы современной им школы [5; 11; 13]. Анализируя данные статьи, можно сделать вывод, что большинство школ работали по схеме: прочитал, выучил, рассказал, забыл. При такой постановке учебного процесса развитие ребёнка не происходило.
Не случайно, что большое внимание авторы публикаций уделяли необходимости изменить методы преподавания от схоластики к наглядному обучению, включая детей в активную познавательную деятельность. Ребёнок должен понимать то, что он изучает, у него должна формироваться четкая система ясных и точных представлений. В этой связи широко обсуждалось применение в процессе обучения предметной наглядности, как одна из эффективных форм обучения рекомендовалась экскурсия .
Изучив статьи педагогических журналов начала XX века, в которых обсуждалась реализация предметной наглядности через экскурсионную деятельность, можно разделить все экскурсии на два направления:
– экскурсии — демонстрации объектов, в которых показ сопровождается грамотным рассказом;
– экскурсии — опыты с преобладанием самостоятельной деятельности учеников.
Остановимся подробнее на каждом направлении экскурсионной деятельности.
Ряд статей в педагогических журналах посвящен экскурсиям, в процессе которых ребёнок наблюдает демонстрируемые объекты [2; 6; 7; 8; 12; 14; 15; 21]. В большинстве своем авторы подобных статей писали о том, как организовать экскурсию по России или за границу, в том числе как рассчитать смету и количество экскурсантов, составить предварительный маршрут, как подготовить обучающихся к предстоящей экскурсии. В случае необходимости ознакомится с коллекциями музея, по их мнению, необходимо доверить организацию экскурсии профессионалам, показ должен сопровождаться грамотным рассказом.
В некоторых статьях рассматривался вопрос о том, как обеспечить регулярность экскурсий [3; 8]. Авторы предлагали практические советы, как сократить расходы на экскурсии: специальные тарифы для покупки билетов, бесплатное размещение для экскурсантов во время путешествия в военных и гражданских учебных заведениях, доступность для экскурсантов всех объектов, которые интересны для осмотра. Отмечалась необходимость организации общего союза для устройства экскурсий, совместной разработки теоретических и практических вопросов.
Особый интерес представляет статья М. Новорусского «Музей и школа» [16]. Автор озвучивает проблему отсутствия взаимодействия между школами и музеями, непонимание музеями своего педагогического потенциала.
В начале XX века организовывались разные типы экскурсий: естественно-исторические, геологические, гуманитарные, включая литературные и исторические [22]. Учащихся знакомили с объектами из разных предметных областей: природа, произведения искусства, фабрики, заводы, вокзалы, историко-археологические памятники.
Экскурсии-демонстрации способствовали нравственному совершенствованию и эстетическому воспитанию, развивали внимательность, повышали интерес к школьным предметам, устанавливали связь школьных предметов с жизнью. Огромное значение такие экскурсии имели для изучения истории, географии, естествознания. Однако, существенным недостатком подобных экскурсий являлось сведение к минимуму самостоятельной деятельности учащегося. Чаще всего организация экскурсии проходила без участия учащихся и на самой экскурсии основная деятельность заключалась в том, чтобы рассмотреть и послушать. Если и формировалась самостоятельная деятельность, то лишь посредством самоорганизации в пути, особенно во время продолжительных экскурсий.
Особое место занимали экскурсии-опыты, так называемые «учебные прогулки», «образовательные путешествия», «каникулярные задания», во время которых учащиеся приобретали навыки исследовательской деятельности. Чаще всего подобные экскурсии являлись способом выполнения заданий, которые ученики выполняли самостоятельно или выезжая с учителем во время каникул.
Если задание давалось на время каникул, то главной целью учителя было обратить внимание учеников на то, что и как они должны наблюдать. Работы давались по желанию. Учитель проводил анкетирование с целью узнать, где будут проводить ученики свои каникулы, а затем для каждого разрабатывалось задание в зависимости от местности. Например, «…если ученик проводит лето на берегу моря: описать порт, оценить достоинства и недостатки бухты, заметить, что и откуда привозится, кто работает в порту, описать способы нагрузки и выгрузки судов» [4, с. 279].
П. Акимов рекомендовал следующие задания: если ученик проводит лето рядом со старинной крепостью — составить описание крепости, записать предания и рассказы о крепости от местных жителей. Курганы, монастыри, церкви — все это интересно, подходит для описания исторического объекта. Ученик может исследовать промыслы, описать население местности: нравы, обычаи, одежду, постройки и т. д. Ученик может вести наблюдения за растительным и животным царством [1].
Л. Кругликов-Гречаный в своей статье привел пример программы летней исторической работы учащегося:
1) Внимательно осмотреть местность. Остановить внимание на различных сооружениях далекого и недавнего прошлого. Все описать и сфотографировать.
2) Расспросить местных жителей, не находил ли кто старинных предметов. Если находили, выяснить, где предмет теперь. Описать, сфотографировать, зарисовать предмет.
3) Если поблизости раскопки, внимательно следить за ними. Всё записывать, фотографировать или зарисовывать.
4) Побеседовать со священником или другими интеллигентными жителями. Они могут рассказать о прошлом местности. Все подробно записать.
5) Просить местных стариков рассказать о былом. Все записать слово в слово.
6) Понаблюдать местные обряды, обычаи, игры. Описать их [10, с. 20–22].
К «техническим» указаниям относится: завести две тетради. В одну заносить протоколы, сопровождаемые фотографиями или рисунками, в другую тетрадь — воссозданная исследователем на основании протоколов картина исторических судеб данной местности.
Учебные прогулки также рекомендовалось проводить в рамках предмета «Отечествоведение» («Родиноведение»), введение которого в школах активно обсуждалось в начале ХХ в. [9; 17; 18; 19; 20]. Посредством краеведения ребёнок знакомился с географическими и историческими понятиями на близком и доступном для него материале. В курсе данного предмета экскурсия-опыт должна была стать одной из основных форм образовательного процесса. Предполагалось постоянно совершать прогулки вокруг школы, на которых ученик знакомился с понятиями из географии и естественной истории, отрабатывал умения пользоваться планом и картой и самому создавать план, карту.
Систему школьного образования активно критиковали за то, что происходит обучение только знаниям, но не умениям. Экскурсии-опыты были оптимальным решением этой проблемы. Обучающиеся работали непосредственно с источником: производили наблюдения и измерения при помощи компаса, термометра, барометра; собирали коллекции по зоологии, ботанике, минералогии; производили фотографические снимки достопримечательностей, зарисовки; создавали планы и карты; самостоятельно выращивали растения. Таким образом, осуществлялось практическое изучение истории, географии, естествоведения.
Важно, что в процессе такой работы пополнялись школьные коллекции наглядных пособий, создавался школьный музей.
Таким образом, уже в начале XX века педагоги ставили вопрос о том, что в применении предметной наглядности недостаточно простого восприятия изучаемого предмета. Необходимо добиться, чтобы полученный материал был обдуман и переработан учащимися. Только тогда метод наглядного обучения будет действительно эффективен. Ученик будет не пассивным объектом обучения, а активным субъектом данного процесса.
Литература:
- Акимов П. Каникулярные занятия и развлечение учеников средних учебных заведений // Русская школа. — 1901. — № 3. — С. 74–89.
- Анисимов А. Экскурсия студенческого общества в Грецию // Вестник воспитания. — 1904. — № 2. — С. 116–141.
- Арепьев Н. Ф. Общеобразовательные экскурсии в средней школе. [Докл.] // Педагогический сборник. — 1903. — № 7–8. — С. 208–209.
- Буданов В. Каникулярные работы по географии // Педагогический сборник. — 1910. — № 3. — С.274–285.
- Вахтеров В. П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм // Русская школа. — 1901. — № 1. — С. 186–201; № 2. — С. 170–190.
- Готлиб А. Организация поездки с учащимися по России и за границу // Русская школа. — 1909. — № 9. — С. 77–90; № 10. — С. 83–106.
- Дрентельн В. Н. Музей Императора Александра III-го в Москве, как предмет ученических экскурсий по истории // Педагогический сборник. — 1915. — № 4. — С. 447–455.
- Каменский И. В. Летние поездки кадет по России и за границу // Педагогический сборник. — 1907. — № 5. С. 419–425.
- Крохин В. П. К вопросу о постановке родиноведения в школе // Русская школа. — 1906. — № 12. — С. 163–177.
- Кругликов — Гречаный Л. Работы по истории на лето // Русская школа. — 1915. — № 3. — С. 20–24.
- Кузнецов Я. О. О приближении учебного материала в начальных сельских школах к жизни учащихся // Русская школа. — 1914. — № 5–6. — С. 19–29.
- Ларин И. Экскурсии учеников начальных школ // Русская школа. — 1912. — № 2. — С. 44–55.
- Локоть Т. Кто виноват школа или учитель? // Вестник воспитания. — 1904. № 9. — С. 135–147.
- Миронов А. М. Организация образовательных экскурсий в Москве // Русская школа. — 1904. — № 9. — С. 115–127.
- Мохин В. Экскурсия в Илецкую защиту // Педагогический сборник. — 1901. — № 4. — С. 339–353.
- Новорусский М. Музей и школа. [Докл.] // Русская школа. — 1911. — № 9. — С. 117–127.
- Родзевич Н. О преподавании истории в I и II классах средней школы // Вестник воспитания. — 1902. — № 5. С. 117–133.
- Розанов Д. К вопросу о преподавании родиноведения // Русская школа. — 1914. — № 9–10. — С. 125–128.
- Руднев Я. Отечествоведение в средней школе // Русская школа. — 1901. — № 7- 8 — С. 265–278.
- Севрук Л. С. Опыт постановки начального курса естествознания // Русская школа. — 1902. — № 1. — С. 190–202.
- Селиванов А. Ф. Экскурсия Киево — Печерской гимназии в 1896–1897 гг. [Докл.] // Педагогический сборник. — 1903. — № 7–8. — С. 206–208
- Школьные экскурсии, их значение и организация / под ред. Б. Е. Райкова. — СПб.: тип. Б. М. Вольфа, 1910. — 333с.