В данной статье теоретически и экспериментально обоснованы факторы, которые показывают, что физическая подготовка, играет очень важную роль для курсантов первого года обучения не только как средство для приобретения необходимых навыков и умений, но как средство помогающее адаптироваться к новым условиям, которые связаны с изменениями в личном окружении и учебной нагрузке.
Ключевые слова: физическая подготовка адаптация курсант первого курса обучение физические нагрузки социализация
В данной статье мы решили рассмотреть тему адаптации курсантов первого курса к физическим нагрузкам. Дело в том, что физическая подготовка в учебных заведениях МЧС, является важной при подготовке курсантов, потому как она способствует развитию таких физических качеств, как ловкость, сила, выносливость. Эти качества необходимы для будущей профессиональной деятельности. Поэтому, физическая нагрузка, которая дается курсантам, начиная с первого курса, способствует совершенствованию физической формы, приобретению новых навыков и умений, которые необходимы для курсантов в ходе практической деятельности и при исполнении будущей службы. В данной статье мы поставили перед собой цель выявить как физическая подготовка, а соответственно и спортивная гимнастика влияет на жизнь первокурсников. А именно мы считаем, показательно проследить начало обучения курсанта и влияние физической подготовки на его адаптацию к учебной деятельности.
В качестве объекта исследования мы взяли курсантов первых курсов обучения военных ВУЗов, предметом исследования является физическая нагрузка, которая дается в рамках обучения в учебном заведении. В качестве источников для исследования мы использовали современную научно-исследовательскую литературу, в частности статьи, рецензируемые в журналах перечня ВАК. Базой проведения исследований в данных источниках являлись учебные военные заведения России.
Первое на что стоит обратить внимание, это исследование, которое описано в статье Кузнецова Б. В. «Физическая подготовка курсантов в процессе их профессиональной адаптации». Исследование проводилось на курсантах Воронежского института государственной противопожарной службы, в 2013 году. В данной работе автор говорит о том, что профессионально-адаптационная физическая подготовка решает широкий спектр задач образовательного процесса военного учебного заведения в целом, стоящий перед образовательным процессом военизированного учебного заведения. Так, например, отмечено, что физическая подготовка улучшает для курсантов восприятие и усвоение учебного материала, ускоряет необходимую социализацию первокурсников в новом и разнородном коллективе, через совместную деятельность на занятиях по физической культуре. А также решает вопрос по использованию свободного времени. И, что самое главное подготавливает первокурсников к выбранной профессии, обогащая индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, физических и непосредственно связанных с ними способностей, важных для будущей деятельности [3.- С.183].
В другой статье, на которую бы мы хотели обратить внимание, Частихин А. А., Симонов С. Н. «Физическая подготовка как фактор адаптации курсантов-первокурсников к условиям военно-учебной деятельности», было проведено лонгитюдное исследование на базе военного авиационного инженерного университета города Воронежа. Исследование проводилось, начиная с 2005 по 2010 гг. Исследователи выявили, у курсантов отмечается определенная тенденция по успеваемости в дисциплине «физическая подготовка» [4. С.268].
Так, например, для начала обучения характерно снижение уровня физической подготовки у курсантов по сравнению с их показателями на период поступления в вуз, данный показатель выравнивается только к третьему семестру, т. е. после годового обучения в учебном заведении и далее успехи обучающихся постепенно возрастают. В связи с этой тенденцией авторы статьи решили обратить внимание на адаптацию курсантов к учебным условиям, взяв за основу фактор «физическая подготовка» [2.- С.26]. Частихин и Симонов говорят о том, что ускорению периода адаптации курсантов способствует как правило, на практике проведение разъяснительных бесед, однако правильно организованные физическая подготовка и спорт являются более значим фактором для адаптации курсантов. На наш взгляд данный тезис связан с тем, что для адаптации человека к новым условиям, важно не только психическое восприятие (на которое часто делается упор), но общее физическое состояние влияет не только на самочувствие, но и на психику. Поэтому, как отмечено авторами статьи, важно, чтобы в системе преподавания «физической подготовки» в военных вузах шло правильное распределение нагрузок на обучающихся. Нагрузки должны постепенно увеличиваться, поэтому не должно быть резкого усложнения нормативов в переходные периоды «абитуриент-курсант». Однако данное положение часто игнорируется при составлении нормативных требований к дисциплине. В связи с этим исследователи предлагают два варианта решения проблемы [4.- С.269]:
Введение в вузах дополнительных нормативных требований для первого семестра обучения и усложнение нормативов для кандидатов в вузы из числа гражданской молодежи до уровня нормативов для нового пополнения воинских частей. [4.- С.269]
В статье Алексеева Н. А., Кутергина Н. Б., Горбатенко А. В., Апалькова А. В. «Адаптация курсантов средствами физической подготовки к учебному процессу в высших образовательных учреждениях системы МВД России». Было проведено исследование влияния физической подготовки на адаптацию курсантов к учебному процессу. Исследование проводилось на базе учебных учреждений МВД России, выборка составила 50 человек. На основании эксперимента, было доказано, что эффективность формирования адаптивной способности курсантов первых курсов к учебному процессу ведомственных образовательных учреждений, может быть положительно сформирована за счет расширения профессионально-прикладного спектра средств и методов физической подготовки, и их применения во всей жизнедеятельности курсантов, выходящей за рамки только учебных занятий [1.- С.13].
Таким образом на основание данных исследований, мы можем сказать, что физическая подготовка, дает необходимую нагрузку, которая помогает курсантам-первокурсникам, развить необходимые навыки и умения, которые требуются им в ходе практической. Однако, физическая подготовка, несет в себе и такой немаловажный аспект, как социальная адаптация курсантов к новым условиям жизни. Данный факт связан с тем, что занятия по физической подготовке образуют слаженные группы. Групповые занятия снимают определенные барьеры в общение, тем самым помогая каждому члену группы лучше узнать друг друга и социализироваться. Хочется отметить, что физическая нагрузка для курсантов первых курсов, должна быть верно подобрана с постепенным усложнением нагрузок, чтобы держать в тонусе, развивать физические способности, при этом не вызывать излишних перегрузок.
Литература:
- Алексеев Н. А., Кутергин Н. Б., Горбатенко А. В., Апальков А. В. Адаптация курсантов средствами физической подготовки к учебному процессу в высших образовательных учреждениях системы МВД России Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. — 2016.-№ 1 (131) 9–13
- Ендальцев, Б. В. Совершенствование адаптационных возможностей — основное направление физической подготовки военных специалистов / Б. В. Ендальцев, С. А. Малашенков // Теория и практика физической культуры. — 2014. — № 9. — С. 22–24.
- Кузнецов, Б. В. Физическая подготовка курсантов в процессе их профессиональной адаптации // Вестник ВИ МВД России. — 2014. — № 3. — С. 179–185.
- Частихин А. А., Симонов С. Н. Физическая подготовка как фактор адаптации курсантов-первокурсников к условиям военно-учебной деятельности Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки т.17, вып.1 2012 с.268–269.