В статье автор исследует становление и развитие современной государственной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также приоритетные направления совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.
Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, государственная система в сфере закупок.
Одной из самых динамично развивающихся сфер государственного управления является сфера государственных и муниципальных закупок.
Так, более пятидесяти федеральных законов, вносящих изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) [1], было принято с 2013 года.
Одним из значимых периодов становления и развития государственной контрактной системы считается 2014 год, что обусловлено вступлением в силу Федерального закона № 44-ФЗ, который сменил Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Такая смена законодательного регулирования расширила количество способов размещения заказов, установила порядок приемки товаров, работ, услуг, ввела институт общественного контроля в сфере закупок, нормирование закупок и др.
Из пояснительной записки можно выделить цели Федерального закона № 44:
— повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению заключаемых контрактов;
— обеспечение прозрачности всего цикла закупок — от планирования до приемки и анализа результатов;
— предотвращение коррупции и иных злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Г. В. Артамонов и М. А. Храмцова отмечают, что «разработка принципиально нового закона была необходима прежде всего потому, что существующие проблемы в российском госзаказе решить в рамках внесения изменений в действующее законодательство было невозможно» [6].
В настоящее время система государственных и муниципальных закупок характеризуется высоким уровнем открытости и прозрачности, что в первую очередь связано с применением Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).
Помимо этого, необходимо отметить высокий уровень регламентации закупочного цикла — от планирования закупок до отчетности, четкая регламентация действий участников закупок товаров (работ, услуг).
При этом, несмотря на высокий уровень открытости государственных и муниципальных закупок, государство идет по пути их перевода в электронный формат и автоматизации всего цикла закупочных процедур.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] заданы количественные и качественные показатели, которые необходимо достичь до 2024 года, в различных сферах, в том числе и в сфере государственных закупок.
Перед сферой государственных закупок стоит такая задача, как совершенствование системы закупок, которые осуществляются крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
Необходимо также отметить, что на данный момент для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций существуют льготы в сфере государственных закупок, однако остается открытым вопрос их эффективности и возможности совершенствования.
Несмотря на значительное число положительных моментов современной контрактной системы, необходимо также упомянуть и ее недостатки, к числу которых относят процедурную перегруженность, маломобильность и длительность процедур. Так, например, процесс государственной закупки путем проведения открытого конкура составляет приблизительно 50 дней с момента размещения извещения о закупке до момента подписания государственного контракта.
Основные недостатки действующего законодательства о закупках — его нестабильность и сложность для правоприменителей, поэтому общим трендом в его развитии выступает упрощение правил Федерального закона № 44 [5].
При том, что система государственных закупок в России давно переросла в самостоятельную отрасль, она продолжает оставаться несовершенной. Задачи, поставленные государством, остаются нерешенными, нормативная правовая база контрактной системы в сфере закупок основывается на большом количестве подзаконных актов, которые постоянно обновляются. В этой связи потенциальные участники системы государственных закупок не могут приспособиться к эффективной работе на длительный период.
В Отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год» аудиторы Счетной палаты Российской Федерации отмечают, что действующая система закупок не в полной мере способствует обеспечению экономического роста государства.
Сдерживающими факторами повышения эффективности функционирования системы государственных закупок являются:
— сложность и нестабильность законодательства Российской Федерации в сфере закупок;
— направленность усилий на совершенствование процедуры, а не на достижения результативности закупок и обеспечение должного качества товара [8].
В связи со стратегической значимостью государственных закупок как с позиции обеспечения деятельности государства, так и развития экономики страны, реформирование системы закупок выделено в числе приоритетных направлений, которые способствуют повышению эффективности бюджетных расходов в среднесрочной перспективе, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг». (далее — Концепция) [3].
В рамках реализации Концепции осуществляется планомерное совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, в связи с чем в Федеральный закон № 44 уже был внесен целый ряд комплексных поправок, направленных на оптимизацию и сокращение сроков осуществления закупок, в том числе:
— исключены положения, обязывающие заказчика формировать два плановых документа;
— до 1 дня сокращен срок для размещения в ЕИС принятых изменений плана-графика;
— исключен 10-дневный срок для размещения извещения (начала закупки) после внесения изменений в план-график;
— сняты ограничения для закупки по цене единицы товаров (работ, услуг) (вместо 10 установленных случаев);
— увеличен порог для проведения «короткого» аукциона (с 3 до 300 миллионов рублей);
— установлена возможность проведения электронного аукциона на следующий день после рассмотрения первых частей заявок;
— с 7 до 3 дней сокращен срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе;
— предоставлено право заказчику в случае правомерного расторжения контракта заключить контракт с участником, занявшим второе место;
— установлены особенности осуществления закупок, заключения, исполнения и изменения контрактов на выполнение работ строительных, упрощен доступ к таким закупкам при одновременном усовершенствовании требований к квалификации участников закупок;
— участник должен указывать страну происхождения товара (включая товар, который поставляется для выполнения закупаемых работ (оказания закупаемых услуг), если такое требование есть в извещении;
— информация о стране происхождения товара обязательно должна быть включена в проект контракта на основании сведений из заявки соответствующего участника и направляться в реестр контрактов;
— вводятся требования по обеспечению исполнения гарантийных обязательств, если они установлены условиями контракта;
— исключена необходимость размещения отдельного отчета об исполнении контракта;
— сократились с десяти до пяти дней сроки обжалования итогов закупки и до пяти дней − срок принятия решения о внесении участника в Реестр недобросовестных поставщиков;
— подтверждение дополнительных требований, если они предусмотрены в закупке, направляется участником оператору электронных площадок;
— с 1 января 2020 г. начал работать «Независимый регистратор», который отслеживает работоспособность ЕИС и фиксирует действия участников контрактной системы.
В настоящее время продолжается работа по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, в рамках которой предусматривается дальнейшее упрощение и оптимизация закупок.
Наибольшую актуальность имеют такие задачи, как повышение эффективности закупок путем применения в ЕИС технологий, которые смогли бы обеспечить связанность данных, содержащихся в различных подсистемах ЕИС, например, типовые контракты, размещенные в библиотеке, должны быть автоматически использованы при составлении проектов контрактов, а также должны быть автоматизированы контрольные функции ЕИС за соответствием плана-графика и документации о закупке.
По итогу в сфере государственных закупок должны применяться сквозные технологии, которые обеспечат связанность отдельных последовательно сменяющих друг друга этапов закупки, так как это поспособствует достижению планируемого результата закупки и повысит прозрачность.
Как упоминалось выше, с 1 января 2020 г. мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС, а также электронной площадки и хранение информации стала осуществлять специально созданная ГИС «Независимый регистратор» (ч. 13 ст. 4 Федерального закона № 44).
Данная система позволяет осуществлять фиксацию, в том числе видеофиксацию, действий (бездействий) участников контрактной системы в сфере закупок на электронной площадке и в ЕИС в режиме реального времени.
Для обеспечения целостности информации в ГИС «Независимый регистратор» применяется цифровая технология с использованием алгоритма непрерывной последовательной цепочки блоков, организованной в виде распределенной базы данных.
Необходимо также отметить, что одним из значимых событий в сфере государственных закупок в 2020 году является переход к электронному документообороту документов о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг).
С 1 июля 2020 г. использование данного функционала для участников контрактной системы — право, а с 1 апреля 2021 г. — становится обязанностью.
Внедрение в ЕИС документа о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме служит инструментом достижения достоверности данных об исполнении контракта.
Федеральное казначейство и Федеральная налоговая служба признают документ о приемке, сформированный в ЕИС и подписанный электронными подписями, равнозначным бумажному документу с собственноручными подписями [4].
Таким образом, нельзя отрицать важность контрактной системы в сфере закупок для Российской Федерации с учетом специфики и значения как одного из главных элементов в целях обеспечения экономической безопасности страны, а соответственно и национальной безопасности.
Сфера государственных закупок с каждым годом совершенствуется, развивается, становится более технологичной. В публичном пространстве появились суждения о внедрении технологии блокчейн в систему закупок [7]. Новые технологии, в свою очередь, приводят к повышению эффективности и результативности закупочных процедур.
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 6. Ст. 542.
- Письмо Федерального казначейства от 18.12.2019 № 14–00–06/27476 и Федеральной налоговой службы от 18.12.2019 № АС-4–15/26126@ «Об электронном документообороте документов о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг), сформированных с использованием ЕИС в сфере закупок». [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения: 02.12.2020.
- Андреева Л. В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: монография. М.: Проспект, 2019. С. 166–182.
- Артамонов Г. В., Храмцова М. А. Актуальные проблемы реализации федерального законодательства в сфере государственных закупок // Вестник Псковского государственного университета. 2017. № 5. С. 155–160.
- Изутова О. В. Новое видение контрактной системы // Бюджет. 2019. № 4. С. 54–56.
- Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год». Счетная палата Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/fea/fea86920fc7f4c8b3926 2ce74beb32d8.pdf.