В статье рассмотрена роль и влияние образования в стране на национальную экономику. Определены позиции России в мире по индексу образования и по уровню богатства, факторы, влияющие на снижение уровня образования. Выявлены необходимые меры, которые нужно предпринять для улучшения качества образования, также проанализированы статистические данные о количестве населения по уровню образования и его влияния на занятость трудовых ресурсов.
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, индекс уровня образования, ВВП, валовой внутренний продукт, занятость населения, средняя заработная плата.
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Также он является ключевой составляющей для развития экономики. Поэтому государство должно стимулировать обучение людей, дать качественное образование.
На основании анализа докладов Организации объединённых Наций (ООН), опубликованного в 2018 г. установлено, что Россия занимает в мире по качеству образования 33 место. По данным ООН индекс уровня образования является ключевым показателем благосостояния общества всего мира. Это очевидно, так как параметр определяет, на каком уровне находится развитие той или иной страны. В первую очередь имеется в виду развитие экономическое, технологическое, промышленное, оказывающее прямое влияние на качество жизни [1]. Следует отметить, что тройкой лидеров в 2018 г. по этому показателю являются Германия (0.946), Австралия (0.923) и Новая Зеландия (0.923), Россия же располагается на 33 месте с индексом 0.832. Данные показатели представлены в таблице 1.
Таблица 1
Рейтинг стран мира по индексу образования [1]
Место |
Страна |
Индекс |
1 |
Германия |
0.946 |
2 |
Австралия |
0.923 |
3 |
Новая Зеландия |
0.923 |
4 |
Дания |
0.920 |
5 |
Норвегия |
0.919 |
6 |
Исландия |
0.918 |
7 |
Ирландия |
0.918 |
8 |
Великобритания |
0.916 |
… |
… |
… |
33 |
Россия |
0.832 |
… |
… |
… |
189 |
Нигер |
0.247 |
К сожалению, наша страна не входит в десятку лидеров по этому показателю. Существует множество причин, влияющих на это.
Например, в нашей стране сегментированное образование, которое не даёт всем одинаково получать знания. Кто-то может позволить себе обучаться в хороших школах, нанимать репетиторов, посещать дополнительные курсы, следовательно, имеет больше шансов на успешную жизнь. Остальные же довольствуются тем, что есть.
Также существуют ещё несколько факторов, влияющих на снижение уровня образования и представленных на рис. 1.
Рис. 1. Факторы, влияющие на снижение уровня образования
Отсюда следует, что страна получает низкую долю квалифицированных рабочих. У кого была возможность получить качественное образование, те становятся более успешными в жизни, так как обладают большим набором знаний и навыков. Другие же вынуждены соглашаться на некачественные места работы, низкие зарплаты [2].
По последним данным микропереписи 2015 г., представленным в таблице 2, установлено, что большинство людей не желают получать высшее образование. В основном люди предпочитают среднее профессиональное образование.
Таблица 2
Уровень образования взрослого населения России (в расчете на 1000 человек) [6]
Показатели |
Население в возрасте 25–64 лет |
Мужчины |
Женщины |
Имеют образование: |
|||
Высшее |
304 |
264 |
339 |
Неполное высшее профессиональное |
21 |
23 |
19 |
Среднее профессиональное: |
|||
По программам подготовки специалистов среднего звена |
347 |
331 |
361 |
По программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
102 |
125 |
82 |
Среднее общее |
168 |
187 |
152 |
Основное общее |
52 |
63 |
43 |
Начальное общее |
4 |
5 |
3 |
Не имеют начального общего образования |
2 |
2 |
2 |
Конечно, каждый человек в праве сам решать, какое образование он получит, но от этого зависит уровень его зарплаты. Работодатели предпочтут более квалифицированного специалиста, поэтому чаще всего люди с высшим образованием и занимают должности, которые приносят внушительный доход. По данным Росстата [5] на 2019 г. средняя заработная плата людей с высшим образованием составляет 57,7 тысяч рублей, у людей со средним специальным образованием — 36,9 тысяч рублей, меньше всего у людей с основным общим образованием — 34,8 тысяч рублей. (рис. 2).
Рис. 2. Средняя заработная плата в месяц в зависимости от уровня образования, 2019 г. [5]
Но не только от самого населения зависит уровень образования в стране. Очень многое зависит от финансирования системы образования. Имея достаточное финансирование, образовательные учреждения могут обеспечить себя нужными учебными материалами, новыми технологиями, мотивировать самих сотрудников и другое. К сожалению, в нашей стране с этим дела обстоят недостаточно хорошо.
К примеру, по данным аналитиков онлайн-школы Skyeng, представленном в интернет-издании «Livejournal», на каждого жителя нашей страны государственные расходы на образование составляют $240 в год. В данном рейтинге Россия расположилась рядом с такими странами, как ЮАР с показателем $290 на человека в год и Колумбия с показателем $236 на человека в год. Наибольшие суммы государственных расходов на образование своих граждан расходуется в Норвегии, где данные расходы составляют $4,6 тыс. на человека в год. Высокие расходы государства в данной сфере и в таких странах, как Швейцария — $3,65 тыс. на человека в год, Дания — $3,3 тыс. в год на человека [4].
Кроме того, данный рейтинг Skyeng представил данные о долях государственного финансирования образования, в котором лидирует Норвегия, где на затраты в образовательной системе приходится 99 % бюджетных средств. В Финляндии данный показатель составляет 98 %, а в Люксембурге — 97 % [4].
Низкие показатели финансирования сферы образования в нашей стране приводят к сокращению образовательных учреждений. Показатели, представленные на рис. 3 свидетельствуют о том, что количество школ с 2000 г. по 2019 г. сократилось на 40 % по данным официальной статистики, на 25 % сократилось количество учреждений среднего профессионального образования и на 23 % учреждений высшего образования [4].
Несмотря на сокращение учреждений высшего образования, современные реалии таковы, что растёт количество занятых с высшем образованием.
Рис. 3. Численность занятого населения в зависимости от уровня образования, тыс. чел.
При этом остальные группы людей остаются в большой степени без работы. Так ещё в 2000 г. 11777 тысяч человек с высшим образованием были занятыми, а в 2019 г. их число составило 24632 тысячи человек [6]. Увеличение составило более чем в два раза Работодатели в большей степени ищут высококвалифицированных рабочих, поэтому нужно больше времени уделить развитию системы среднего профессионального образования (СПО).
Следует отметить, что количество занятых людей, имеющих СПО увеличилось на 14,7 %. Занятых, имеющих среднее общее образование сократилось на 20 % за период 2000–2019 гг. А занятых в экономике людей с основным общим образованием сократилось на 66 %, они остаются без работы или вынуждены соглашаться на плохие условие труда. Так мы получаем высокий уровень бедности, также это влияет на то, что страна не может усложнить уровень экономики, тем самым не удаётся поднять уровень богатства страны. Поэтому в рейтинге богатых стран мира на 2020 год по ВВП, представленном в таблице 3 и рассчитанном по паритету покупательной способности, мы сможем увидеть Россию лишь на 55 месте с показателем 30.284$.
Таблица 3
Список стран по ВВП (ППС) на 2020 г. [5]
Место |
Страна |
ВВП-ППС, $ |
1 |
Катар |
134.623 |
2 |
САР Макао |
122.201 |
3 |
Люксембург |
108.813 |
4 |
Сингапур |
103.717 |
5 |
Бурней-Даруссалам |
83.777 |
6 |
Ирландия |
82.439 |
7 |
Норвегия |
76.738 |
8 |
ОАЭ |
70.474 |
… |
… |
… |
55 |
Россия |
30.284 |
… |
… |
… |
191 |
Бурунди |
727 |
С целью улучшения данного показателя Правительству РФ предстоит разработать план действий по улучшению образования в нашей стране. В мире же достаточно много исследований посвящается этой теме, и исследователи выделяют несколько путей решения этой проблемы. Прежде всего, нужно замотивировать педагогов, улучшить качество их места работы, постараться распределить высококвалифицированных рабочих по всей системе образования. Для учащихся же надо обеспечить их готовность к обучению, реализовывать программы по обучению в раннем возрасте, соблюсти их потребности. Также нужно составить учебные планы, соответствующие реалиям современности, обеспечить детей нужными учебными материалами, развить цифровую грамотность. Сами организации нужно оборудовать различными современными техническими средствами, обеспечить достаточным бюджетом. Также для достоверного анализа системы образования нужно, чтоб организации представляли правдивые отчёты и проводили мониторинги, так будет понятно, что и где надо улучшать.
Таким образом, влияние образования на экономику страны достаточно значимо, поскольку от этого зависит, какие кадры страна получит в дальнейшем. Сейчас в России с этим есть проблемы, количество не достаточно квалифицированных рабочих велик, также страдает качество предоставляемых рабочих мест. Всё это идёт от того, что когда-то люди получили низкие знания и небольшой объём навыков. Поэтому экономика страны не усложняется, люди ориентированы на простой труд. Следовательно, и в списке богатых стран Россия занимает невысокие позиции. Также люди не стремятся получить высшее образование, да и количество учебных заведений высшего образования сокращается, хотя по статистическим данным, таким работникам платят больше и их чаще нанимают, остальные слои населения вынуждены выполнять лёгкий труд, с которого имеют низкий доход, отсюда и бедность населения. Чтоб улучшить позиции в этих показателях, нужно улучшать систему образования, через мотивацию преподавателей, составление современных учебных планов, которые соответствовали бы новым реалиям и помогали удовлетворить потребности учащихся и в дальнейшем страны, также нужно обеспечивать организации всем необходимым, не жалеть бюджета на их развитие. Так Россия сможет улучшить своё положение в мире и выйти на лидирующие позиции.
Литература:
- БРИИК/ Фактор «Снижение уровня образования» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.briik.ru/index.php/prb?id=41/ (Дата обращения: 18.01.21).
- Гуманитарный портал/ Рейтинг стран мира по индексу уровня образования [Электронный ресурс]. — URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index/ (Дата обращения: 18.01.21).
- Про_ДОД/ 25 способов улучшить качество образования — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://prodod.moscow/archives/10271/ (Дата обращения: 18.01.21).
- Россия по уровню госрасходов на образование в 19 раз уступает Норвегии. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://philologist.livejournal.com/11177528.html (Дата обращения: 19.01.21).
- Строительные материалы/ Обзор самых богатых стран мира — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://building-ooo.ru/vse-dlya-stroitelstva-stati/obzor-samyx-bogatyx-stran-mira-2020-goda/.html/ (Дата обращения: 18.01.21).
- Федеральная служба государственной статистики/ Образование. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13398/ (Дата обращения: 19.01.21).