В настоящее время воспитательная, развивающая и образовательная функции краеведения очевидны и бесспорны. Сегодня краеведение не нуждается в защите, так как оно доказало свою жизнеспособность и необходимость.
Академик Д. С. Лихачёв считал краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности» [4].
В Толковом словаре русского языка (автор: С. И. Ожегов) дается следующее определение: «Краеведение — это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, этнографических особенностей» [9, с. 296].
Краеведение применительно к дошкольному образованию–это знакомство воспитанников с природными, социально — экономическими и историческими условиями родного края [1].
Многие современные исследователи выделяют основные направления организации образовательной деятельности краеведческого содержания со старшими дошкольниками:
– историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное и др.);
– естественно — научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.);
– этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.);
– туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов);
– музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея);
– экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий);
– семейное краеведение [8].
Для данной статьи особый интерес представляет историческое краеведение.
В педагогической науке наиболее распространенным является определение: «Историческое краеведение — это и освоение местного исторического опыта, и важнейшая деятельность, нацеленная на выявление, сохранение и изучение культурного и природного наследия, и метод исторического исследования» [11].
Разработкой теории и методики исторического краеведения в разное время занимались Н. П. Анциферов, С. А. Гомаюнов, И. М. Гревс, Н. К. Пиксанов, А. А. Шаблин, С. О. Шмидт и др. [8].
В дошкольной науке и практике это направление разрабатывали Н. Н. Авдеева, Н. В. Алешина [1], О. В. Дыбина, С. А. Козлова, Л. А. Кондрыкинская, Ю. С. Константинов, Н. А. Короткова [6], Д. В. Смирнов и др.
Данные авторы отмечают, что историческое краеведение в работе с дошкольниками имеет определенные трудности, связанные с особенностями развития их основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) [6].
Отсюда и особенности построения образовательного процесса. Так, знакомя дошкольников с историей родного края, не следует стремиться к тому, чтобы они запомнили последовательность исторических событий, имена исторических деятелей и тем более даты. Необходимо показать детям многообразие событий прошлого малой родины: яркие победы, праздники, открытия и изобретения, подвиги героев. Важно затронуть чувства дошкольников, воспитывать гордость за подвиги героев, достижения учёных и изобретателей, самоотверженный труд людей по возведению зданий, памятников, храмов, заводов [1, 5].
Содержание исторического краеведение применительно к условиям МДОУ «Детский сад № 8» представляет:
– знания и представления об истории создания и развития различных объектов поселка Пролетарского, Ракитянского района и Белгородской области;
– знания и представления об исторических событиях, в том числе и событиях времён Великой отечественной войны;
– знания и представления об исторических памятниках поселка, района и области;
– знания и представления о жизни и интересных событиях знаменитых земляков.
Среди основных форм организации образовательной деятельности многие авторы (Н. В. Алешина, Н. А. Короткова, С. А. Козлова) рекомендуют использование образовательных мероприятий в форме: занятий-экскурсий, дидактических игр, игр-путешествий, тематических викторин, праздников и развлечении, а также восприятия произведений художественной литературы и фольклора. Н. А. Короткова указывает на то, что реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит от подбора текстов и от правильной организации чтения в форме партнерской деятельности взрослого с детьми [6, с. 64]
В тоже время, надо учитывать, что многие современные исследователи и практики отмечают у детей, в том числе и дошкольного возраста, снижение интереса к детским художественным произведениям. Часто остаются не востребованными книги, связанные и историей, и историческими событиями. А именно:
– об исторических события Великой отечественной войны: С. Олефир, «Когда я был маленьким, у нас была война», Э. Фонякова, «Хлеб той зимы»; Г. Черкашин «Кукла», Э. Веркин, «Облачный полк», Петер ванГестел, «Зима, когда я вырос» и др.;
– об истории развития предметов и явлений социального мира: М. Ильина «Рассказы о вещах», «Почему? Зачем? Отчего?» Дж. Родари; В. Архангельский «Кораблик» и др. [6].
– детские книги писателей и поэтов Белгородской области, тематика которых связана с историческим краеведением: Ю. И. Макаров («Рассказы из ветеринарной сумки», «Чудо-рыбина», «Кто кого?».), В. П. Кобзарь («Ожидание», «Светлый август»), Б. И. Осыков («Жил-был царь Карнаус») и др. [7].
Возникает закономерный вопрос, как заинтересовать современного ребенка работой с книгой? Одним из наиболее эффективных современных средств дошкольного образования в данном направлении деятельности, на наш взгляд, является технология буктрейлер.
Буктрейлер (англ. ooktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов — реклама книг, пропаганда чтения и привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств [2].
Актуальность использования данной технологии с дошкольниками заключается в том, что в современном мире детей окружает реклама. Этот вид современного маркетинга знаком и интересен детям, так как короткие ролики привлекают внимание яркостью, зрелищностью и воспринимаются, как источник информации.
Как правило, продолжительность буктрейлера составляет от одной до трех минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров активно распространяются в сети Интернет. При создании буктрейлера используются видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг.
Первые буктрейлеры были созданы в Англии в 1986 году и представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров издательство «Эксмо». На сайте издательства размещен раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.
Летом 2012-го прошел конкурс буктрейлеров, который устраивал московский книжный магазин DodoSpace. В ноябре 2012 года был организован первый Всероссийский конкурс-парад буктрейлеров [2]. Эта работа продолжается во многих российских издательствах, а также в детских библиотеках и в образовательных организациях.
Классификация буктрейлеров зависит от нескольких параметров.
По способу визуального воплощения текста выделяются: игровые буктрейлеры(мини фильм по книге);неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.) и анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию: повествовательные (презентующие основу сюжета произведения); атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции); концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста) [10].
Детям в процессе работы над художественными произведениями предлагаются уже кем-то созданные ролики, а также организуется работа по их созданию в условиях дошкольной группы в форме проектной деятельности или работы в творческой мастерской.
Технология создания буктрейлеров представлена в работах многих педагогов, работников музеев и библиотек [3]. Важно, что справиться с этой задачей может педагог, имеющий незначительные познания в области информационно-коммуникативных технологий. Часто к этой работе привлекаются родители воспитанников.
Этапы работы по создания буктрейлеров представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы работы по создания буктрейлеров
Этапы |
Содержание работы |
предварительный |
Выбрать книгу. Посмотреть примеры буктрейлеров. |
основной |
Написать раскадровку к ролику (сценарий к каждому кадру). Найти иллюстрации, видеоматериал. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги. Записать аудиоматериал. Объединить имеющиеся аудиоматериалы в ролик. Просмотреть получившийся буктрейлер. |
заключительный |
Продемонстрировать буктрейлер небольшой группе людей. Использование ролика в работе над художественным произведением. |
Практический опыт создания буктрейлерав условиях старшей разновозрастной группы показал, что:
– использование новой формы работы способствует поддержанию интереса детей к чтению художественной литературы посредством создания необычных условий (интриги);
– деятельность по созданию буктрейлера является внешним мотивом, способствующим формированию представлений об исторических событиях в нашей стране, области, районе;
– реализация в практической деятельности новой формы работы способствует повышению уровня педагогической компетенции педагогов;
– способствует расширению содержания и форм сотрудничества с семьями воспитанников.
Таким образом, можно сделать вывод, что буктрейлер является достаточно эффективной формой организации образовательной деятельности по созданию условий для привлечения интереса детей к книге исторического содержания.
Литература:
- Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: Ст. группа / Н. В. Алешина. — М.: ЭлизеТрэйдинг, 2001. — 242. с.
- Буктрейлер [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буктрейлер
- Буктрейлер своими руками: примеры. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://school-of-inspiration.ru/buktrejler-svoimi-rukami-primery.
- Гемранова, А. Д. Становление краеведения в России как элемента педагогического воспитания подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 941–945.
- Горбатенко, О. Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. — Волгоград: Учитель, 2012. — 188 с.
- Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 208 с.
- Культурная жизнь Белгородчины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.literabel.ru/letbellibrary.html
- Лукиева, Е. Б. Историческое краеведение. Учебное пособие. — Томск: Том. политех. ун-т. — 156 с.
- Ожегов, С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ЯЗЪ, 1996. — 928 с.
- Румянцева, О. К. Буктрейлер как инструмент повышения интереса к чтению у старших дошкольников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/4666.
- Чубарьян, А. О. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. — М.: Аквилон, 2014. — 576 с.