Социально-трудовая адаптация является сложным и многогранным процессом, который позволяет личности включиться в различные структурные элементы социальной среды: хозяйственно-бытовую, производственную, культурную жизнь общества.
Многие родители задаются вопросами: какого уровня социально-трудовой адаптации могут достигнуть их дети? Стоит тратить физическое и душевное здоровье, время при воспитании ребенка с ограниченными возможностями в семье? Ответ на эти вопросы положительный!
В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, установок, принятых в обществе форм поведения и общения.
Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию инвалидов в общество, активное приспособление (адаптацию) его к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. Оптимальный результат предполагает сформированность самосознания и самоконтроля, овладение ролевым поведением, умением устанавливать адекватные связи с окружающими, приобретать навыки самообслуживания.
Но главное, не увлекаться длительными беседами — воспитанники их не поймут. Обучение будет успешным, если мы будем использовать такую черту детей, как склонность к подражанию. Работая в группе со своими воспитанниками, даем им несложную хозяйственно-бытовую работу: заправка кровати, уход за одеждой и обувью, наведение порядка в шкафу, участие в приготовлении простых блюд (салаты, бутерброды), сервировка стола, уход за растениями, помощь при уборке группы. Основная задача таких занятий — привить воспитаннику элементы самостоятельности, избавиться от тенденции к иждивенчеству, что в будущем облегчит жизнь ему и окружающим.
На занятиях используем продуктивные методы обучения: беседа, экскурсии, наблюдение, дидактические игры, просмотр кино и диафильмов, обучение работы с компьютером, моделирование ситуации, постановка сценок-задач, развитие сюжета по заданной теме, упражнения, тренинги, деловые игры, арт-терапия.
Например, выходя на прогулку, обращаем внимание воспитанника на проезжую часть улицы, пешеходные дорожки, тротуар, светофор. Объясняем, как правильно переходить улицу, пользуемся общественным транспортом (автобус, троллейбус, метро). Изучаем улицы с их строениями, жилыми домами, магазинами, отмечаем особенности зданий. Гуляем в парке, при этом учимся правильному поведению в общественных местах.
Но больше всего воспитанники любят изучать приготовление пищи: блины, бутерброды, салаты. Большой интерес воспитанники проявили к проекту «Огород на окошке», где они сажают лук, зелень, томаты. Рассаду помидор выращивают сами из семян. Про посев томатов вы узнаете из занятия: «Посев семян томата на рассаду»:
Тип занятия: комбинированное
Форма организации: разноуровневая (индивидуальная + коллективная)
Методы обучения и восприятия: словесные, наглядные, практические
Цель: продолжить формировать знания о посеве семян томата на рассаду, формирование для жизни социально-значимых навыков и умение применять знания на практике
Задачи:
- Образовательная:
— Формирование и закрепление знаний воспитанников об овощных культурах
— Продолжаем знакомить с процессом посева семян томата на рассаду, выращивание рассады
— Узнаем новые сорта томатов
— Закрепление знаний о формах, цвете, размерах томатов
— Отмечаем значимость земли, солнца и воды для всего живого, в том числе и для растений
- Коррекционно-развивающая:
— Коррекция эмоционально-волевой сферы при выполнении коллективных видов деятельности (игры, практические работы)
— Коррекция мыслительной деятельности через выполнение практической работы (посев семян томата)
— Развитие произвольного внимания при выполнении практических видов деятельности
— Развитие ориентации в пространстве и времени через уточнение времени посадки рассады томатов
— Развитие долговременной памяти, используя «визуальный» алгоритм посадки семян томата
— Развитие мелкой моторики
- Воспитательная:
— Воспитать бережное отношение к растениям
— Приучить работать в коллективе
— Формировать стремление доводить начатое дело до конца
— Продолжить формировать трудолюбие
Возрастная направленность занятия: средний возраст
Наглядно-дидактический материал:
— картинки с овощами и томатами разных сортов
— семена томата
— земля, вода, горшки, фартуки, перчатки
— натуральные помидоры и муляжи
Музыка: «Весёлый огород»
Ход занятия:
1. Организационный момент:
1) Воспитатель:
«Дети, вот уже третий год у нас есть свой огород. Вспомните, пожалуйста, что мы на нем выращиваем? Перед вами картинки, найдите нужные изображения и опишите их (каждую картинку с овощами помещаем на доску). Посмотрите на доску и скажите, как это все называется одним словом? (овощи). А сейчас давайте проверим, как хорошо вы знаете овощи».
2) Загадки:
— «Золотая голова, Велика, тяжела. Золотая голова, Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка» (тыква)
— «Он круглый и красивый, Как глаз светофора, Среди овощей Нет сочней» (помидор)
— «Вот зеленый толстячок — Длинный, гладкий…» (кабачок)
— «Ты на грядке — молодец. Ты в пупырышках родился, Быть красивым ухитрился. У тебя вагончик деток, Ты вкуснее всех конфеток. Долго ждали, наконец, В грядках вырос…» (огурец)
2.Основная часть:
1) Воспитатель:
— «Посмотрите, пожалуйста, на стол. Что Вы видите? (муляжи овощей). Выберите те, что мы выращивали на своем огороде и положите их в корзину, остальные в другую корзину. Молодцы! А теперь подумайте и скажите, что мы сеяли, чтобы выросли эти овощи? (семена). Куда сеяли? (в землю). В какое время надо сеять эти семена? (в конце мая, начале июня). Правильно! А как вы думаете, почему мы сегодня собрались сеять помидоры, ведь еще март? Да и земля холодная. Ведь, чтобы все росло нужно солнечное тепло, хорошая земля и пресная теплая вода, а это будет только летом. Что вы скажете на это? Лето длится всего три месяца, и не всегда они теплые, томаты не успеют созреть. Поэтому их сажают в марте или апреле, чтобы к лету выросла рассада (стебель с листочками). А в июне рассаду томатов пересадим в наш огород».
— «А теперь, внимание! Какие мы будем сажать томаты?» (на доске размещаем картинки с томатами разных сортов
— «Задание: опишите эти помидоры по цвету и форме» (круглые, длинные, большие, маленькие, зеленые, красные, желтые…)
— «Мы с вами будем сажать маленькие помидоры «Черри», которые быстро созревают. Что будем закапывать в землю и поливать водой?» (семена)
— «Достаем зрелый помидор и разрезаем, вытаскиваем семена, промываем водой и сушим на тряпочке. Вот какие маленькие семена! Есть секрет, их готовят осенью, после созревания помидора. Эти семена мы и возьмем. Мы заранее поместим их в марлю и опустим в чашу с водой. Семена готовы к посадке в землю. Но, прежде чем будем сеять семена томата на рассаду, проведем разминку»
— Физкультурная минутка (воспитатель): «Повторяем за мной движения: раз-два, шагаем на месте, Мы пришли к себе на грядку, раз-два, Мы работаем лопатой, раз-два (движение лопатой), Гладим землю мы граблями (движение граблями), Здесь сажаем помидоры. Влево — огурцы, вправо — кабачки. Поливаем все водой (круговое движение). Урожай будет большой!»
Сажаем семена томатов (на доске рисунками отмечаем алгоритм действий при посеве семян в грунт):
— Надеваем фартуки, перчатки
— Набираем землю в стаканчики
— Делаем лунку карандашом 1см.
— Кладем семена в лунку и засыпаем землей
— Поливаем водой
— Накрываем прозрачной пленкой стаканчик
— Ставим на подоконник на солнечную сторону
Молодцы!!!
3.Рефлексия:
— «Давайте вспомним как выглядят помидоры, семена?»
— «Чем их сажают?»
— «Как сажают?»
— «Когда сажают?»
— «Вам нравится работать на огороде: сажать семена, выращивать рассаду, поливать, собирать урожай?»
4.Сюрприз
Стук в дверь. Заходит «Сеньор Помидор», хвалит воспитанников за их трудолюбие, угощает томатным соком, помидорами с картошкой. Уходят под музыку «Веселый огород».
Такая работа должна производиться систематически с привлечением специалистов: дефектологов, логопедов, учителей, воспитателей, санитарок и всех заинтересованных лиц.
Социально-трудовая адаптация детей с умственными ограничениями существенно затруднена в силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом. Ребенок не в состоянии сам выделить и освоить необходимую информацию, не может без специального обучения и посторонней помощи приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни. Поэтому данная работа очень важна для наших воспитанников.
Литература:
- Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева «Социально-бытовая ориентировка специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида», изд. ВЛАДОС, 2019 год, 200 стр.
- Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова, М. М. Платонова, А. М. Щербакова «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII», изд. ВЛАДОС, 2018 год, 288 стр.
- Т. Г. Меретина «Специальная педагогика и коррекционная психология», изд. МПС, ФЛИНТА, 2019 год, 376 стр.
- Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова, В. В. Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в детском доме», изд. АРКТИ, 2019 год, 312 стр.
- Т. Г. Никуленко, С. И. Самыгин «Коррекционная педагогика», изд. ФЕНИКС, 2019 год, 445 стр.
- «Коррекционно-развивающее обучение. Нормативные документы. Методические рекомендации», изд. УЧИТЕЛЬ, 2017 год, 207 стр.
- Документы мира и РФ «О детях-инвалидах».
- Материалы из опыта работы.