В статье рассматривается история становления современного антинаркотического законодательства. Автором выделяется четыре этапа реформирования:до XVIII века, имперский период, советский период, современный период.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, реформирование законодательства, оборот наркотиков, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Изучая современное российское законодательство в области регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ, не возникает вопросов, связанных с выявлением существенных пробелов в данной сфере.
Согласно пп. 18 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 31.07.2020), для осуществления деятельности на территории РФ, которая непосредственно связана с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированием наркосодержащих растений, необходимо получение соответствующей лицензии.
Действующим уголовным законодательством устанавливается ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, причем количество составов преступлений в главе 25 УК РФ является весьма внушительным. Диспозиции таких составов преступлений зачастую носят бланкетный характер, отсылая к иным нормативным правовым актам.
В частности, большинство дефиниций в исследуемой сфере, общие положения и правила оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ, условия противодействия незаконным действиям с такими веществами и средствами отражены в нормах Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 года) «О наркотических средствах и психотропных веществах». Рядом подзаконных нормативных правовых актов урегулированы более узкие аспекты: к примеру, Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 681) утвержден конкретный перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, растений, их содержащих, что имеет существенное значения для квалификации совершенных уголовно наказуемых деяний, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2012 года № 1002.
Также за правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ с меньшей степенью общественной опасности в Российской Федерации установлена административная ответственность (статьи: 6.8, 6.9, 6.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
О важности в Российской Федерации антинаркотической политики свидетельствует утверждение Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 года № 733 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.
Более того, с целью разъяснения вопросов, связанных с квалификацией преступлений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, издано Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (ред. от 16.05.2017).
Вместе с тем, формированию всестороннего законодательства всегда предшествует осознание важности и необходимости правового регулирования вопросов в определенной сфере, заимствование успешного опыта иностранных государства и кропотливая работа законодателей по разработке соответствующих правовых документов. В рамках настоящего небольшого исследования постараемся проследить путь становления современного российского антинаркотического законодательства.
Появление наркотических средств, установление целей их использования связано с древними временами. Существуют доказательства, что еще в Древней Греции в качестве болеутоляющего средства использовался опий. Впоследствии данную традицию переняли и в других странах, в том числе стали использоваться иные вещества, что нередко приводило к возникновению наркотической зависимости у людей [3, с. 143]. Именно данный фактор привел к началу процесса принятия законодательных предписаний, ограничивающих оборот таких средств и веществ.
В исторической литературе формирование антинаркотического законодательства на территории России принято разделять на несколько этапов:
− до 18 века;
− имперский период;
− советский период;
− современный период после распада Советского союза [2, с. 834].
Начальный период связан с развитием и распространением религии. При проведении отдельных языческих обрядов, а впоследствии и христианских, иногда требовалось применение веществ, которые приводили к возникновению галлюцинаций и эйфории. Такие вещества именовались «зельем». Уже в древнейшем славянском памятнике, в сборнике правовых норм — в Русской правде содержались запреты на проведение лечения без воли больного и осуществление обрядов с использованием «зелья». Отступление от данных предписаний приводило к применению по отношению к нарушителям различных мер наказания вплоть до смертной казни [16, с. 22]. Подобные запреты были и в иных источниках права, принятых позднее. К примеру, Стоглав 1551 года установил ответственность за использование одурманивающих и психотропных веществ в волховании, бесовании и чародеянии (гл. 93) [10].
В 22 главе Соборного уложения 1649 года, принятом в годы правления царя Алексея Михайловича, понятие «зелье» используется в меньшей степени, законодатель отдал предпочтение термину «отрава» [11]. «Отрава» содержится и в более поздних источниках, например, в Артикуле Воинском 1715 года (артикул № 162) [1]. Большая разница между современным уголовным законодательством и древнерусским проявляется в том факте, что «отрава», «зелье» рассматривались не как предмет преступления, а лишь способ или вспомогательное средство для совершения иных преступных деяний.
Императрица Екатерина II была заинтересована во внутренней стороне вопроса: она направила усилия на изучение влияния наркотических средств на организм человека. И как следствие в 1784 году ею был принят Указ «О порядке изучения препаратов, которые признавались лекарственными» [15, с. 50].
19-е столетие можно охарактеризовать как период ужесточения законодательства в исследуемой сфере. Данной утверждение можно подтвердить следующими фактами:
− установлением строгого контроля за оборотом опия; принятие в 1813 году правил «О порядке продажи ядовитых вещей и аптекарских материалов»;
− использованием деления лекарственных препаратов на ядовитые и сильнодействующие на законодательном уровне;
− ужесточением уголовного законодательства того периода: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1845 г. содержало в себе правовые нормы, связанные с нарушением порядка оборота лекарственных средств и препаратов и иных сильнодействующих веществ (Раздел 8, глава 1, отделение 6) [13];
− установлением уголовной ответственности в 1857 году за нарушение правил оборота лекарственных средств и закреплением соответствующих норм в Уложении и т. д. [14, с. 118].
Дальнейшим совершенствованием законодательства занимался император Николай II, отчасти это было связано с тем фактом, что международное сообщество осознало необходимость разрешения вопросов, связанных с оборотом наркотических средств, на глобальном уровне.
В 1880-е года, а затем в 1909 году были проведены международные конференции с участием десятка стран с целью принятия мер по разрешению проблем в сфере оборота наркотиков. В 1909 году были приняты девять резолюций, где содержались указания странам, участвовавшим в конференции, на необходимость экстренного принятия мер по регулированию на национальном уровне вопросов оборота морфина и опия. В 1912 году уже был принят международный правовый акт, ограничивающий производство и последующее распространение опиума в немедицинских целях [8, с. 273–274]. На национальном уровне в 1915 году принимается закон «О борьбе с опиокурением» [4].
Перейдем к исследованию советского периода (начнем рассмотрения с падения монархии, а не с образования Советского союза). В 1918 году Советом народных комиссаров было издано предписание «О борьбе со спекуляцией кокаином» [5, с. 6].
В 1922 году ВЦИК совместно СНК принимает решение об установлении административных наказаний: штраф и принудительные работы за нарушение правил оборота опия. Более того, в этом же году законодателем был введен новый термин «притон». В 1924 году советской властью принято решение об установлении уголовной ответственности за распространение наркотиков (Декрет ВЦИК и СНК СССР от 22 декабря 1924 года [6]).
Ч. 1 ст. 104 УК РСФСР 1926 года (в ред. Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 20 мая 1930 года) предусматривалось назначение принудительных работ и лишения свободы на срок до 1 года с конфискацией имущества за изготовление, хранение в целях дальнейшего сбыта опия, кокаина, эфира, морфия и других одурманивающих веществ. Понятие «наркотик» до сих по не используется. За совершение квалифицированного состава данного преступления законодателем было предусмотрено назначение наказания в виде лишения свободы на срок до трех лет с конфискацией всего имущества за аналогичные действия, осуществляемые в виде промысла, либо за содержание притонов, в которых происходит сбыт или потребление одурманивающих веществ. Несмотря на закрепление данных норм в Уголовным кодексе, санкции данных составов по современным меркам свидетельствуют об относимости данных преступлений к категории небольшой тяжести [9].
В 1928 году ЦИК и СНК СССР принимает постановление «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами», которым устанавливается порядок изготовления специализированными организациями различных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, и их последующее распространение среди аптек, по сути данным актом продекларирована государственная монополия в данной сфере [8, с. 275].
Дальнейшее существенное реформирование законодательство было осуществлено в послевоенный период. Особого внимания заслуживает УК РСФСР 1960 года, утвержденный Верховным Советом РСФСР 27 октября, который действовал до принятия современного кодекса [12]. В данном акте законодатель отдает предпочтение термину «наркотические средства», а также им сделан уклон на расширение количества преступлений в данной области:
− контрабанда (статья 78);
− вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание (с 1987 года статья 210.2);
− незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств;
− хищение наркотических средств (с 1974 года статья 224.1);
− склонение к потреблению наркотических средств (с 1974 года статья 224.2);
− незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах (с 1987 года статья 224.3);
− организация или содержание притонов для потребления наркотических средств (с 1974 года статья 226.1).
Данный кодекс и вносимые в него изменения наглядно свидетельствуют о значительном внимании со стороны законодателя к проблеме распространения наркотиков, потребления их населением и необходимости установления тотального контроля за их оборотом.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1978 года № 8282-IX была ратифицирована Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года. Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 года № 12 судам были разъяснены особенности применения правовых норм, которыми закреплена ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами. С 1990 года для СССР (Постановление ВС СССР от 09 октября 1990 года № 1711–1 «О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»), а впоследствии и для РФ стали обязательны нормы Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а с 3 июля 1996 года Российская Федерация стала являться Стороной Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года. В этом же году был принят новый Уголовный кодекс, отменивший действие УК РСФСР 1960 года.
Таким образом, российское законодательство в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ формировалось на протяжении многих столетий. Несмотря на тот факт, что современными правовыми нормами урегулированы все стороны, связанные с их оборотом, реформирование законодательства в данной сфере до сих пор не окончено. Данный факт связан с тем, что постоянно появляются аспекты, требующие дополнительного регулирования, в частности выявляются новые наркотические средства и психотропные вещества, что как следствие приводит к внесению дополнений и изменений в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 681, и в иные правовые акты.
Литература:
- Артикул воинский от 26 апреля 1715 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/articul.htm (дата обращения: 13.02.2021).
- Беляева М. Г., Егорова С. А., Сладкова А. В. История развития уголовно-правовых норм отечественного законодательства об ответственности за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Международный научный журнал «Синергия наук». № 28. 2018. С. 834–840.
- Васильева М. К. Исторические предпосылки становления международных правовых основ по борьбе с оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Преступность в России: проблемы реализации закона и правоприменения. Сборник научных трудов. под ред. В. А. Авдеева. Иркутск. 2015. С. 142–156.
- Высочайшее утвержденные Положения Совета Министров: статья 1291. [Электронный ресурс] URL: https://diletant.media/articles/36621700/ (дата обращения: 13.02.2021).
- Данилов В. В. История и нормативно-правовое регулирование оборота наркотических средств и наркопреступности в СССР и в России в ХХ веке // Мир науки и образования. № 3. 2015. С. 5–8.
- Декрет ВЦИК и СНК СССР от 22.12.1924 «О дополнении Уголовного кодекса статьей 140-д» // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. [Электронный ресурс] URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2287.htm (дата обращения: 01.02.2021).
- Додонов В. Н., Капинус О. С., Щерба С. П. Сравнительное уголовное право. Особенная часть: Монография / Под общ. и науч. ред. С. П. Щерба. М.: Юрлитинформ, 2010. — 543 с.
- Петров М. В., Бушуев И. В. Историко-правовые аспекты развития международного и отечественного законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Т.1. № 3 (96). 2020. С. 271–280.
- Постановление ВЦИК от 22.11.1926 (ред. от 27.04.1959) «О введении в действие Уголовного Кодекса Р. С. Ф.С.Р. редакции 1926 года» (вместе с «Уголовным Кодексом Р. С. Ф.С.Р».) (документ утратил силу) // СУ РСФСР. 1926. № 80. ст. 600.
- Постановления Стоглавого собора 1551 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.monasterium.by/ustavy_i_dokumenty/dokumenty/postanovleniya-stoglavogo-sobora-1551-goda/ (дата обращения: 12.02.2021).
- Соборное Уложение 1649 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649/whole.htm#22 (дата обращения: 12.02.2021).
- Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) (документ утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. ст. 591.
- Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. [Электронный ресурс] URL: https://pravo.by/upload/pdf/krim-pravo/ulogenie_o_nakazanijah_ugolovnih_i_ispravitelnih_1885_goda.pdf (дата обращения: 13.02.2021).
- Хохлов Е. Е. Уголовное законодательство Нового времени в сфере противодействия незаконному производству синтетических наркотических средств и психотропных веществ // Закон и право. № 4. 2020. С. 115–120.
- Шалагин А. Е. Незаконный оборот наркотиков — угроза национальной безопасности: Монография. М.: Юрлитинформ, 2015. -242 с.
- Шматов К. А. Уголовная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: дисс....канд. юр. наук. Красноярск, 2007. — 200 с.