В данной статье изложен подход к описанию сущностных характеристик понятия «налоговое администрирование», а также сформулировано его определение.
Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, налоговые отношения.
Налоговое администрирование остается не только одной из наиболее актуальных категорий в сфере изучения системы государственных финансов, но и предельно дискуссионной. С одной стороны, это обуславливается отсутствием законодательной определенности данной дефиниции, поскольку не существует единообразной трактовки понятия «налоговое администрирование» в нормативных правовых актах, касающихся вопросов налогов и налогообложения. С другой стороны, рассматриваемый термин приобрел комплексный характер, сконцентрировав целый ряд разнообразных направлений деятельности органов регулирования налоговых отношений.
Если принимать во внимание тот факт, что Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) все чаще применяет дефиницию «налоговое администрирование» в процессе своей деятельности, то необходимость разработки определения данного понятия как функциональной системы становится очевидной.
Несомненно, теоретические аспекты налогового администрирования напрямую связаны с вопросами обеспечения экономической безопасности государства. Адаптируем к исследованию определение понятия «экономическая безопасность», предложенное Беловицким К. Б. и Николаевым В. Г., и укажем, что экономическая безопасность государства представляет собой состояние защищенности его жизненно важных экономических интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемое уполномоченными органами (здесь — субъектами налогового администрирования) [4, с. 18]. Таким образом, целью налогового администрирования следует считать повышение уровня экономической безопасности государства через реализацию мер, направленных на обеспечение исполнения налогового законодательства участниками налоговых отношений. Подобная формулировка указывает на то, что процесс регулирования налоговых отношений является налоговым аспектом в системе обеспечения экономической безопасности государства.
Задачами налогового администрирования, направленными на достижение указанной цели, являются:
− Контроль за соблюдением участниками налоговых отношений норм законодательства в соответствующей сфере;
− Обеспечение бюджетной сбалансированности и, как следствие, бюджетной эффективности;
− Снижение затрат уполномоченных органов на реализацию функций налогового администрирования;
− Оптимизация налоговой нагрузки;
− Повышение эффективности налогового администрирования, в том числе посредством внедрения новых инструментов, порожденных процессом цифровизации экономики.
Объектами налогового администрирования являются деятельность подконтрольных органов регулирования налоговых отношений и результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ценные для нужд налогообложения.
Предмет налогового администрирования являют собой непосредственно налоговые отношения, порожденные взаимодействием уполномоченных органов, налогоплательщиков и других участников налоговой среды.
Субъектами налогового администрирования являются:
− ФНС России, подведомственная Министерству финансов Российской федерации, осуществляющему контроль и координацию деятельности ведомства, и структурные подразделения центрального аппарата ФНС России [2];
− Территориальные органы и структурные подразделения ФНС России, в том числе управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, по районам в городах, по городам без районного деления, межрайонного уровня [3].
Принципы, на которых базируется функционирование системы налогового администрирования, выделяются учеными в разной совокупности и отражают зачастую полярные грани дефиниции. Например, Сайдулаев Д. Д. предлагает ассоциировать налоговое администрирование с налоговым контролем и выделяет таким образом законность, всеобщность и полноту охвата, а также ориентированность на интересы налогоплательщиков как основные принципы налогового администрирования [7, с. 53]. Романова И. Б., в свою очередь, утверждает, что налоговому администрированию присущи классические принципы управления: делегирование полномочий, приоритет функций управления, рациональность и другие [6, с. 7].
Эти и другие принципы следует дополнить принципом федерализма, который указывает на двухуровневую структуру субъектов налогового администрирования (первый и второй, или верхний и нижний, уровни) и на трехуровневую структуру налогового законодательства (федеральный, региональный и местный уровни).
В научном сообществе не выработано четкого набора характеристик налогового администрирования, которыми следует руководствоваться при его описании. Так, например, Грищенко А. В. по итогам своего исследования предлагает считать налоговым администрированием системную деятельность уполномоченных (специализированных) органов государственной власти, направленную на исполнение и совершенствование законодательства о налогах и сборах, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля [5, с. 36]. Другие ученые раскрывают данное понятие как средообразующий процесс и регулирующую систему, выделяют его управленческую и контрольную грани, дополняют такими направлениями деятельности налоговых органов, как анализ, планирование и прогнозирование, синонимизируют с термином «налоговый контроль».
Заметим, что еще сравнительно недавно понятие «налоговое администрирование» представители научного сообщества предлагали считать равнозначным дефиниции «налоговый контроль». И это несмотря на то, что в части 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации дано четкое определение налогового контроля: «…представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации» [1]. Представляется, что подмена двух понятий на данный момент недопустима, поскольку это обесценивает вышеназванный комплексный характер налогового администрирования. При этом, разумеется, меры контроля в его системе остаются первичными, и их можно считать частными методами налогового администрирования.
Итак, на основе вышеизложенного можно констатировать, что налоговое администрирование — это упорядоченная система методов и инструментов регулирования налоговых отношений, организованная уполномоченными органами в рамках и во исполнение налогового законодательства.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 27.02.2021);
- Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48609/cd89f024c8a89b060b1780be65e57ec5f7e2c2f0/ (дата обращения: 27.02.2021);
- Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49673/04128a3aa5302c97fbce372ace799898193ae96f/ (дата обращения: 27.02.2021);
- Беловицкий К. Б., Николаев В. Г. Экономическая безопасность: учебное пособие. — Москва: Научный консультант, 2017. — 286 с.;
- Грищенко А. В. Дискуссионные вопросы понятийного аппарата налогового администрирования // Journal of new economy. — 2015. — № 5 (61). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskussionnye-voprosy-ponyatiynogo-apparata-nalogovogo-administrirovaniya (дата обращения: 27.02.2021);
- Романова И. Б. Налоговое администрирование: учебное пособие. — Ульяновск: издательство УлГУ, 2018. — 54 с.;
- Сайдулаев Д. Д. Понятие, виды и принципы администрирования налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 12–3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vidy-i-printsipy-administrirovaniya-nalogovyh-otnosheniy-v-sisteme-upravleniya-nalogovymi-protsessami (дата обращения: 27.02.2021).