Игры на развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 02.03.2021

Статья просмотрена: 1189 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, Г. А. Игры на развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования / Г. А. Филиппова, А. Г. Дубоделова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78942/ (дата обращения: 24.12.2024).



Игра — это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Всем известно, что период дошкольного детства является важным в развитие ребёнка. По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Дети с ЗПР затрудняются использовать материал, прилагаемый типовыми программами , это связано с их особенностями. У большинства детей с задержкой психического развития, выявляется недостаточный уровень сформированности, не только крупной моторики, но и мелкой. Зачастую, возникают проблемы с навыками самообслуживания: дети не могут самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, у них не сформированы умения правильно держать ложку, вилку, во время продуктивной деятельности дети неправильно держат кисть, карандаш, ножницы, фломастер. Движения пальцев рук неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены.

В настоящее время, работая с детьми с ЗПР, постоянно находишься в поиске новых интересных форм, методов, работы. На наш взгляд, именно дидактические игры, сделанные своими руками, являются интересной коррекционной технологией, которая в полной мере позволяет решать многие задачи, преодолевая трудности, связанные с особенностями дошкольников с задержкой психического развития. Используя в своей работе такие игры, можно развивать не только мелкую моторику, но и такие высшие психические функции, как: внимание, мышление, воображение, восприятие, зрительную и двигательную память, речь.

Основной целью использования игр с использованием нетрадиционного оборудования является: развитие координации движений, мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов;

– вовлечение родителей в совместную работу по развитию мелкой моторики рук детей, повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Задачи:

  1. Развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  4. Организовать работу с родителями по проблеме развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

Для достижения желаемого результата мы использовали следующие формы работы:

– совместная деятельность воспитателя с детьми;

– индивидуальная работа с детьми;

– свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Поэтому мы считаем, что наш проект актуален в работе с детьми с ЗПР. В связи с тем, что контингент детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, можно сделать вывод: опыт данной работы актуален и перспективен.

На начальном этапе работы нами были проведены диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук по методике Н. И. Гуткиной.

«Срисовывание картинки»

Цель: выявить особенности развития, произвольного внимания, пространственного восприятия сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.

Методика «Рисование ножницами»

Цель: определить развитие детей на координацию движений руки и глаза

Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру)

Цель: определение развития точности движений, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

По результатам начальной диагностики следует, что высокий уровень — составляет 0 %, средний уровень-43 %, низкий уровень -57 %.

Далее нами было выявлено, что на начальном этапе работы:

  1. Руки и пальцы напряжены;
  2. Движения угловаты, неловки и неритмичны;
  3. После нескольких упражнений наступает преждевременное утомление;
  4. Теряется интерес к дальнейшей работе

Проанализировав начальную диагностику, появилась необходимость поиска эффективных путей коррекции и проведения целенаправленной работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР. Мы создали все условия, для успешной предметно-пространственной среды. В дальнейшем, был реализован проект на тему: «Умелые ручки ». А для наиболее продуктивной и плодотворной работы с родителями, составили план работы с родителями.

Хотелось бы немного ознакомить вас с работой нашего пректа.

Цель проекта: развитие мелкой моторики через специально организованные игры и игровые упражнения для пальцев рук.

Задачи проекта:

  1. Подготовить руку ребёнка к точным, энергичным движениям. Развивать гибкость, ловкость движений пальцев рук.
  2. Расширять знания о предметах и явлениях окружающего мира;
  3. Способствовать установлению личностно-эмоционального контакта, делового сотрудничества, воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость.

Основными средствами для реализации послужили:

– пальчиковая гимнастика;

– песок;

– нитки;

– цветные резиночки;

– счетные палочки и т. д.

В ходе работы проекта использовались следующие методы и приемы:

  1. Словесный (объяснение, обсуждение, беседа, чтение, педагогическая оценка).
  2. Наглядный (рассматривание, наблюдение, работа по образцу).
  3. Практический (применение всех методов в практический деятельности).
  4. Частично-поисковый (подбор материала).
  5. Игровой (упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности).
  6. Использование ИКТ

Также нами использовались различные формы работы с родителями такие как:

  1. Родительские собрания (в режиме онлайн на платформе Zoom): презентация по теме: «Игры на развитие мелкой моторики рук, с использованием нетрадиционного оборудования»
  2. Консультации:

– «Игры с прищепками»,

– Игры «Пока мама на кухне»,

– «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».

  1. Проведение конкурса по изготовлению игры
  2. Анкетирование: «Поговорим об играх», «Ваше мнение»

По итогу работы нашего проекта:

  1. Создана картотека игр, упражнений на развитие мелкой моторики;
  2. Реализован проект «Умелые ручки». Возраст детей 5–7 лет;
  3. Консультации для педагогов: «Игры — это интересно!»; «Игры — забавы по развитию мелкой моторики рук»;
  4. Распространение опыта (публикации, мастер-классы) в сети интернета;
  5. Участие в творческих конкурсах.

Основными Формами проверки усвоения материла среди дошкольников с ЗПР стало:

  1. Участие в фестивалях детского творчества;
  2. Творческие выставки;
  3. Участие в творческих конкурсах различного уровня-городского, международного, регионального и т. д. таких как: «В гостях у зимней сказки», «Щедрой осени дары», «Осень-жар-птица» и т. д.

После проведения промежуточной диагностики следует, что: высокий уровень составил -22 %, средний уровень с 43 % вырос до 56 %, низкий уровень с 57 % до22 %. Исходя из этого, видим, что применение игр с использованием нетрадиционного оборудования положительно влияет на развитие мелкой моторики у детей с ЗПР.

Таким образом можно сделать вывод, что в процессе работы, у детей развивается:

– координация, согласованность движений пальцев рук;

– рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что очень важно для подготовки руки к письму;

– улучшается внимание, память;

– вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое взаимодействие с игрой, дает детям с ЗПР определенный круг знаний, практических умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.

В дальнейшем, планируем использовать в своей работе такие техники как:

– пластилинография;

– крупотерапия;

– тестопластика;

– работа с фольгой;

– мятая бумага и т. д.

Литература:

  1. О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. С.-Петербург. Издательский дом «Литера». 2010 г.
  2. О. И. Крупенчук. Лого-рифмы. Поэтическое сопровождение коррекции речи у детей. С.-Петербург. СпецЛит. 2000 г.
  3. О. А. Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. «Детство-пресс». 2013 г.
  4. С. Е. Большакова. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.: ТЦ «Сфера». 2013 г
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, игра, ребенок, психическое развитие, мелкая моторика рук, нетрадиционное оборудование, работа, развитие, высокий уровень, начальная диагностика.


Похожие статьи

Техника рисования веревочкой как средство развития мелкой моторики рук у детей с ТНР

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Практика развития математических способностей у детей с ОВЗ

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования

Использование песочной терапии в системе логопедической работы с детьми с ТНР

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Использование нетрадиционного оборудования в двигательной активности детей 5–7 лет

Загадки отрицания с использованием метода моделирования в работе с детьми с ТНР

Похожие статьи

Техника рисования веревочкой как средство развития мелкой моторики рук у детей с ТНР

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Практика развития математических способностей у детей с ОВЗ

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования

Использование песочной терапии в системе логопедической работы с детьми с ТНР

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Использование нетрадиционного оборудования в двигательной активности детей 5–7 лет

Загадки отрицания с использованием метода моделирования в работе с детьми с ТНР

Задать вопрос