Игра — это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Всем известно, что период дошкольного детства является важным в развитие ребёнка. По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Дети с ЗПР затрудняются использовать материал, прилагаемый типовыми программами , это связано с их особенностями. У большинства детей с задержкой психического развития, выявляется недостаточный уровень сформированности, не только крупной моторики, но и мелкой. Зачастую, возникают проблемы с навыками самообслуживания: дети не могут самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, у них не сформированы умения правильно держать ложку, вилку, во время продуктивной деятельности дети неправильно держат кисть, карандаш, ножницы, фломастер. Движения пальцев рук неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены.
В настоящее время, работая с детьми с ЗПР, постоянно находишься в поиске новых интересных форм, методов, работы. На наш взгляд, именно дидактические игры, сделанные своими руками, являются интересной коррекционной технологией, которая в полной мере позволяет решать многие задачи, преодолевая трудности, связанные с особенностями дошкольников с задержкой психического развития. Используя в своей работе такие игры, можно развивать не только мелкую моторику, но и такие высшие психические функции, как: внимание, мышление, воображение, восприятие, зрительную и двигательную память, речь.
Основной целью использования игр с использованием нетрадиционного оборудования является: развитие координации движений, мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов;
– вовлечение родителей в совместную работу по развитию мелкой моторики рук детей, повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
Задачи:
- Развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Организовать работу с родителями по проблеме развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.
Для достижения желаемого результата мы использовали следующие формы работы:
– совместная деятельность воспитателя с детьми;
– индивидуальная работа с детьми;
– свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Поэтому мы считаем, что наш проект актуален в работе с детьми с ЗПР. В связи с тем, что контингент детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, можно сделать вывод: опыт данной работы актуален и перспективен.
На начальном этапе работы нами были проведены диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук по методике Н. И. Гуткиной.
«Срисовывание картинки»
Цель: выявить особенности развития, произвольного внимания, пространственного восприятия сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.
Методика «Рисование ножницами»
Цель: определить развитие детей на координацию движений руки и глаза
Методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру)
Цель: определение развития точности движений, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.
По результатам начальной диагностики следует, что высокий уровень — составляет 0 %, средний уровень-43 %, низкий уровень -57 %.
Далее нами было выявлено, что на начальном этапе работы:
- Руки и пальцы напряжены;
- Движения угловаты, неловки и неритмичны;
- После нескольких упражнений наступает преждевременное утомление;
- Теряется интерес к дальнейшей работе
Проанализировав начальную диагностику, появилась необходимость поиска эффективных путей коррекции и проведения целенаправленной работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР. Мы создали все условия, для успешной предметно-пространственной среды. В дальнейшем, был реализован проект на тему: «Умелые ручки ». А для наиболее продуктивной и плодотворной работы с родителями, составили план работы с родителями.
Хотелось бы немного ознакомить вас с работой нашего пректа.
Цель проекта: развитие мелкой моторики через специально организованные игры и игровые упражнения для пальцев рук.
Задачи проекта:
- Подготовить руку ребёнка к точным, энергичным движениям. Развивать гибкость, ловкость движений пальцев рук.
- Расширять знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- Способствовать установлению личностно-эмоционального контакта, делового сотрудничества, воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость.
Основными средствами для реализации послужили:
– пальчиковая гимнастика;
– песок;
– нитки;
– цветные резиночки;
– счетные палочки и т. д.
В ходе работы проекта использовались следующие методы и приемы:
- Словесный (объяснение, обсуждение, беседа, чтение, педагогическая оценка).
- Наглядный (рассматривание, наблюдение, работа по образцу).
- Практический (применение всех методов в практический деятельности).
- Частично-поисковый (подбор материала).
- Игровой (упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности).
- Использование ИКТ
Также нами использовались различные формы работы с родителями такие как:
- Родительские собрания (в режиме онлайн на платформе Zoom): презентация по теме: «Игры на развитие мелкой моторики рук, с использованием нетрадиционного оборудования»
- Консультации:
– «Игры с прищепками»,
– Игры «Пока мама на кухне»,
– «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».
- Проведение конкурса по изготовлению игры
- Анкетирование: «Поговорим об играх», «Ваше мнение»
По итогу работы нашего проекта:
- Создана картотека игр, упражнений на развитие мелкой моторики;
- Реализован проект «Умелые ручки». Возраст детей 5–7 лет;
- Консультации для педагогов: «Игры — это интересно!»; «Игры — забавы по развитию мелкой моторики рук»;
- Распространение опыта (публикации, мастер-классы) в сети интернета;
- Участие в творческих конкурсах.
Основными Формами проверки усвоения материла среди дошкольников с ЗПР стало:
- Участие в фестивалях детского творчества;
- Творческие выставки;
- Участие в творческих конкурсах различного уровня-городского, международного, регионального и т. д. таких как: «В гостях у зимней сказки», «Щедрой осени дары», «Осень-жар-птица» и т. д.
После проведения промежуточной диагностики следует, что: высокий уровень составил -22 %, средний уровень с 43 % вырос до 56 %, низкий уровень с 57 % до22 %. Исходя из этого, видим, что применение игр с использованием нетрадиционного оборудования положительно влияет на развитие мелкой моторики у детей с ЗПР.
Таким образом можно сделать вывод, что в процессе работы, у детей развивается:
– координация, согласованность движений пальцев рук;
– рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что очень важно для подготовки руки к письму;
– улучшается внимание, память;
– вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое взаимодействие с игрой, дает детям с ЗПР определенный круг знаний, практических умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.
В дальнейшем, планируем использовать в своей работе такие техники как:
– пластилинография;
– крупотерапия;
– тестопластика;
– работа с фольгой;
– мятая бумага и т. д.
Литература:
- О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. С.-Петербург. Издательский дом «Литера». 2010 г.
- О. И. Крупенчук. Лого-рифмы. Поэтическое сопровождение коррекции речи у детей. С.-Петербург. СпецЛит. 2000 г.
- О. А. Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. «Детство-пресс». 2013 г.
- С. Е. Большакова. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.: ТЦ «Сфера». 2013 г