На базе общей моторики, начиная с младенческого возраста, естественным образом развивается мелкая моторика, столь необходимая для развития речи человека. Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но достаточно точные мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Часто моторику называют ловкостью. Связь пальцевой моторики и речевой функции была полностью подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры, к ним относится и речевой.
Сначала ребёнок учится хватать предмет, позже появляются навыки перекладывания из руки в руку, а к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче. Также взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребёнок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
Для детей с серьёзными отклонениями в развитии, а также перенесших различные травмы и заболевания, мелкая моторика имеет большое значение для поддержания работоспособности коры головного мозга и, как следствие, для поддержания качества жизни. При недоразвитии моторики начинается замедление темпов формирования разнообразных двигательных навыков, кроме того, сформированные навыки могут быть непрочными, с тенденцией к быстрому распаду. Это отмечается практически у всех групп детей с ограниченными возможностями. Мы можем наблюдать нарушение ритма и темпа действия, нечёткость и медлительность движений, отклонения в координации, слабость пальцев и кистей рук.
Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
Именно поэтому для нас развитие мелкой моторики является важным направлением в работе с детьми с ментальными нарушениями. Для этого мы используем игры с самыми разными предметами и материалами: игры с прищепками; игры с пуговицами; игры с крышками; игры с водой (губки, спринцовки); игры с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто, глина); игры с сыпучими материалами (песок, крупа, бобовые); игры-шнуровки; игры-застежки (липучки, пуговицы, кнопки…); пальчиковые игры; игры с природными материалами (каштаны, желуди, шишки, листья...).
Из множества этих игр для развития мелкой моторики хочется обратить внимание на игры с обычными пуговицами. Пуговицы — прекрасный, удивительно многогранный, занятный и удобный материал, различный по форме, размеру и цвету.
Игры с пуговицами помогают не только развивать у детей мелкую моторику рук, но и тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию, точность движений, сенсорику, происходит развитие всех психических функций (внимание, память, мышление).
Особенно хочется выделить «Пуговичный массаж», который мы проводим со своими воспитанниками.
«Пуговичный массаж» В просторную коробку насыпаем большое количество пуговиц разного размера и фактуры. Предлагаем ребенку выполнить ряд заданий-упражнений:
— опустить руки в коробку и провести ладонями по поверхности пуговиц;
— захватить пуговицы в кулаки, чуть приподнять и разжать кулаки;
— перетирать пуговицы между ладонями;
— пересыпать пуговицы из ладошки в ладошку;
— погрузить руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавать» в нем;
— захватывать руками пуговицы поочередно в кулак и отпускать.
Благодаря такому «пуговичному» массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев.
Логические игры с пуговицами, включают в себя простые и более сложные задания в зависимости от целей обучения и уровня развития ребёнка. Пуговицы можно сортировать по цвету, форме, размеру, количеству дырочек в них; помещать пуговицы в ёмкости с горлышком разного размера или коробки с условными обозначениями; через отверстия в пуговицах можно продевать нити, соответствующие цвету пуговицы и т. д.
Мозаика из пуговиц подразумевает заполнение пуговицами одной или разной формы заранее подготовленного трафарета.
Но подробнее мы остановимся именно на картинах из пуговиц. Их под силу выполнить даже детям с серьёзными отклонениями в развитии.
Задания можно подбирать индивидуально, начиная от самых простых изображений (паук, гусеница, жук, солнце, черепаха, воздушный шар), заканчивая многосоставными и самыми сложными (слон, радуга, кудрявый барашек, дерево, цветок и т. п.) Проще всего заранее подготовить трафареты-образцы или схемы, которые помогут ребёнка воссоздать картинку.
При работе с пуговицами важно помнить о технике безопасности и для детей с отклонениями в развитии выбирать материал яркий, но крупный максимально, чтобы избежать случайного проглатывания. Также необходимо сопряжённое с педагогом выполнение заданий. Всё это зависит от степени развития ребёнка и тяжести его заболевания. Безопаснее всего для прикрепления пуговиц использовать не клей, а двусторонний скотч или мягкий пластилин на восковой основе. Его можно заранее распределить по необходимым точкам приклеивания, тем самым отметив их и позволив некоторым детям полностью самостоятельно разложить пуговицы по этим точкам на картине. Пластилин может быть размазан по фону толстым слоем, таким образом, включая в задание элемент пластилинографии, которая также направлена на развитие мелкой моторики и воображения ребёнка.
Часть картины из пуговиц может быть дорисована. Например, фон может быть раскрашен и высушен на занятии заранее, а также можно дорисовать мелкие детали, такие как лапки и усики у насекомых, лучики у солнышка, ножки у животных и т. д. Картина также может быть усложнена оформлением в раму — готовую или самодельную из тех же пуговиц, цветного песка, картона и т. п. Итоговый результат ограничен только вашей фантазией и возможностями ребёнка.
При подготовке к работе с пуговицами схему раскладывания пуговиц и общий вид картины необходимо определить заранее, напечатать, прорисовать схематично, вывести на большой экран. А также вначале просто разложить пуговицы по местам, чтобы дать ребёнку возможность представить общий вид, и показать ему, к какому итогу необходимо прийти. После нескольких вводных занятий с готовыми схемами можно дать ребёнку пофантазировать с пуговицами, самому продумать тему картины. Для детей с серьёзными отклонениями в развитии лучше избегать необычных цветовых решений, чтобы в процессе работы с пуговицами закрепить ещё и общие понятия об окружающем нас мире — цвете животных, птиц, насекомых и других объектов живой и неживой природы. Также из пуговиц можно выкладывать буквы и цифры и таким образом создать в группе целый набор обучающих карточек. Но, повторюсь, задание будет целиком зависеть от степени развития обучаемых и целей, которые ставит перед собой преподаватель. К примеру, можно создать карточки, показывающие цветовые различия времён года, наглядные пособия «овощи-фрукты» или более сложное, созданное всей группой панно с распорядком дня или правилами поведения.
После занятий необходимо оставшийся материал сортировать по цветам в разные коробочки или баночки. Это является частью задания.
Как показывает практика, индивидуальные занятия творчеством и работа с яркими предметами помогают детям лучше справляться со стрессом и замкнутостью, а групповые занятия способствуют укреплению сплочённости и созданию в коллективе дружеской атмосферы. А работа с пуговицами ещё и замечательно развивает мелкую моторику.
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- Спб., Речь, 2003, С -400
- Белая А. М., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособия для родителей и педагогов: — Москва, Издательство АСТ, — 1999, С-48
- Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками. Ростов- на- Дону, Феникс — 2006, С-288
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. М., Гуманитарный издательский центр Владос — 2015, С-270