Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 04.03.2021

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Туленова, К. Ж. Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста / К. Ж. Туленова, Г. М. Асанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78959/ (дата обращения: 16.10.2024).



Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а также исходя из мнения окружающих. Безусловно, мнение о себе играет одну из важнейших ролей в том, как сложится жизнь человека и чего он сможет добиться.

Ключевые слова: личность, «Я-концепция», самосознание, самореализация, самооценка, сознание.

The term «I-concept» is quite popular in the field of psychology, sociology and other sciences. This expression represents a set of systems that play an important role in a person's perception of himself under certain circumstances, as well as based on the opinions of others. Of course, self-opinion plays one of the most important roles in how a person's life will turn out and what he can achieve.

Keywords: personality, self-concept, consciousness, self-realization, self-esteem, consciousness.

Великие мыслители Востока говорили: «Самое большое богатство — разум и наука, самое большое наследство — хорошее воспитание, самая большая нищета — отсутствие знаний».

В Узбекистане уделяется огромное внимание подрастающему поколению. Об этом может свидетельствовать то, какое усиленное внимание уделяется системе образования, обучению юношей и девушек современным востребованным профессиям, спорту, искусству, переподготовки кадров и занятости молодёжи.

По мнению С. Л. Рубинштейна определяющими для человека в целом являются общественные, а не биологические закономерности его развития, и поэтому изучение аспектов личности, в том числе сознания и самосознания, должно происходить не абстрактно, а в реальной жизненной обусловленности «реальных живых индивидов» [1]. Внутреннее психологическое содержание — характер, способности, темперамент, это составляющие личности [2].

Традиционно в психологической литературе отмечается, что Я-концепция, различаемая в самооценках, хотя и формируется с первых лет жизни, приобретает достаточно осознанный характер именно на подростковом этапе взросления.

Юношеский возраст — критический период для развития самооценки. Он начинает осознавать свои особенности и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешней оценки (преимущественно родительской) на внутреннюю, собственную. Таким образом, постепенно формируется его Я-концепция.

В этот период жизни, чувство «Я» кардинально меняется, развивается социально интегрированная самооценка. Этот возраст является важным периодом для развития «Я». Исследования социальной психологии показывают, что во время и после полового созревания, дети становятся все более застенчивыми и лучше осведомлены о мнениях других и беспокоятся о них [3]. Данный возраст — переходный период развития между детством и взрослостью; это связано с биологическим, когнитивные и социально-эмоциональные изменения. Самоуважение, оценочная сторона самооценки также изменяется в эти годы. Хорошая организованность и расширенное чувство собственного достоинства обеспечивают когнитивную основу построения идентичности.

Само восприятие в юношеском возрасте меняет структуру. А также содержание; структурно он становится более дифференцированным и организованным.

«Я-концепция», традиционно трактуется как система представлений человека о самом себе, о своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойствах.

Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и само оценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.

В создании Я-образа можно выделить несколько шагов:

  1. Осознание своего Я, своих достоинств и недостатков. Говоря другими словами, это — «Образа Я — для себя»;
  2. Построение своей публичной идентичности — «Образа Я — для других». Например, неуверенный в себе человек, с низкой самооценкой попытается создать имидж преуспевающей личности, у него вряд ли что-то получится.
  3. Само презентация — трансляция публичной идентичности, «самоподача». Чаще всего она происходит в процессе общения с людьми непосредственно, но бывает и опосредованное общение через компьютерные сети, письма, документы и др.

Большая значимость чужой точка зрения приводит к дополнительной построении самооценки. И в последующем может повлиять на будущее ребёнка. Например, поощрение и уважение как к личности сформирует из ребёнка в будущем уверенного в себе человека, а пренебрежение, нежелание понять и отчуждение приведет к неуверенности и скованности в обществе. Поэтому очень важна роль взрослых в воспитании. Ребенок формируется на всех этапах своего развития и для него глубоко важна поддержка родителей [4].

В формировании «Я» также огромное значение имеет полноценность семьи и его окружение. Каждый родитель и близкий член семьи имеет своё влияние и авторитет в жизни подрастающего поколения.

«Я-концепция» формируется по мере взросления. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя [5].

Многие считают, что именно в период возраста до 15 лет легче всего вложить в сознание личности те знания и навыки, которые понадобятся в будущей взрослой жизни.

Термин самооценка — это общий термин, используемый для обозначения того, как кто-то думает, оценивает или воспринимает себя сам.

У кого адекватная самооценка, скорее всего, подходят к решению разных проблем как правило, непосредственно, креативно, оригинально и обладают высокой самооценкой.

Прямая оценка того, что мы можем абстрагировать из наших собственных реакций на события и опыт, тогда как отраженные результаты оценок из наших убеждений о том, как нас видят другие. Исследования в области развития психология показала, что самооценка становится более комплексной и дифференцированной в детстве и юности.

Согласно Баумейстеру (1999) самооценка такова: вера человека в себя, в том числе атрибуты человека, а также кто и что такое «я«".

К юношескому возрасту дети чаще сравнивают себя с другими и понимают, что другие делают сравнения и судят о них; они также начинают придавать большее значение этим суждениям. Таким образом, у «Я» начинает появляться большая роль в самооценке. При хорошей самооценке ребёнок хорошо учится, хорошо мотивирован и может свободно принимать других без каких-либо негативных чувств.

Отрицательная самооценка в юношеском возрасте приводит к различным неадаптивным поведенческим и эмоциональным проблемам. Проблемы и трудности могут снизить самооценку; но низкая самооценка также может вызвать проблемы, и они могут потерять мотивацию к обучению.

Юношеский возраст является важным этапом жизни. Так как в этот период складывается представление об окружающей действительности, происходит смена ролей, появляется необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д. В этом возрасте «Я — концепция» становится более устойчивой, а с другой — претерпевает определенные изменения, связанные с рядом причин. К ним можно отнести физиологические и психологические изменения, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей исходящие от социальной среды. Формирование образа своего Я в результате самопознания в ранней юности зависит не только от общения с непосредственным окружением, но и от контактов с более широкой социальной средой.

Для того чтобы более наглядно представить картину формирования Я-концепции в юношеском возрасте и установить связь между самооценкой и оценкой окружающих, мы провели выборочное исследование студентов юношеского возраста (18–22 лет) города Ташкента.

В исследовании использовались следующие методики.

  1. Многофакторный опросник личности «тест Кэттелла (16PF-опросник).
  2. Тест «Дом, дерево, человек».
  3. Тест на выявление уровня самооценки.

Результаты исследования

По методике [1] в результате обследования выявлено, что у 55 % испытуемых уровень самооценки прямо противоположен. Это может говорить о нестабильности самооценки и нарушении процесса самооценивания.

После этого, мы сравнили результаты полученные по методике [1] с уровнем самооценки, полученным с помощью методики В. В результате сопоставления двух методик мы обнаружили, что совпадения уровня самооценки по «положительному» с данными методики 2 составило 43 %, по «отрицательному» — 19 %. А у 38 % испытуемых результаты по двум описываемым методикам существенно различаются.

Полученные данные наводят на мысль о том, что выбранные нами методики измеряют разные аспекты самооценки. Но, полностью отражают список характеристик, который находится в методике 1. Таким образом мы можем говорить, что методики измеряют одни и те же аспекты самооценки. Следовательно, несовпадение результатов по методикам 1 и 2, говорят о том, что у испытуемых самооценка не сформирована и идет приписывание себе некоторых качеств.

При более глубоком анализе результатов, по методике 1, было обнаружено, что у 35 % испытуемых при самооценивании происходит одновременное приписывание себе прямо противоположных качеств (например: замкнутость и общительность, эмоциональная неустойчивость и эмоциональная устойчивость, сдержанность и экспрессивность). Этот факт говорит о выраженной конфликтности самооценки у молодых людей.

Анализируя результаты методики 3, обнаружили, что все испытуемые, в описание дома, дерева и человека на первом месте у испытуемых выявились такие характеристики, как безопасность и успех. Но при этом у некоторых испытуемых чувствовалось такое понятие как чувство недостатка внимания и эмоциональной теплоты. Скрытие своих чувств и не неуверенность.

Данное исследование показало, что у молодых людей в юношеском возрасте испытуемые воспринимают свою темпераментную личность, Я-образ более-менее сформирован, самооценка чувствуется. Следовательно, это ведет к адекватному формированию Я-концепции. Но к выбору будущей профессии, еще не все готовы. Так как юношеский возраст характеризуется становлением мировоззрения, ценностных ориентаций, нахождения своего жизненного пути, выбор будущей профессии, то нарушения Я — концепции в этот период подвергает риску развитие личности в целом.

Литература:

  1. Роберт Фрэйджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, эксперименты и упражнения. Психологическая энциклопедия. 5-е международное издание. Санкт-Петерсбург. «прайм-Еврознак», «издательский дом НЕВА». Москва «ОЛМА-ПРЕСС». 2001 г.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2000
  3. Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание — М.: «Прогресс», 1986. С.120–130.
  4. Савонько Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста — Ж. «Вопросы психологии», 1999. С.16.
  5. Богданов С. Н., Годлиник, О. Б. Соотношение самооценки и ожидаемых оценок как индикатор личностного общения — В кн.: Проблемы общения и воспитания, 1974. — 180с.
Основные термины (генерируются автоматически): юношеский возраст, методика, самооценка, испытуемый, аспект самооценки, будущая профессия, мнение окружающих, публичная идентичность, результат самопознания, уровень самооценки.


Похожие статьи

Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку

Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Психологические концепции формирования самооценки

Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...

Психологическое благополучие женщины и особенности её отношения к матери

В данной работе рассматривается «психологическое благополучие» как одно из важнейших понятий позитивной психологии. Обосновывается идея о том, что одним из факторов формирования полноценно функционирующей личности и, следовательно, психологического б...

Питание человека как фактор устойчивого развития

Полноценная жизненная активность человека связана прямо пропорциональной зависимостью с таким важнейшим процессом, который имеет место быть в течение всей нашей жизнедеятельности. В качестве упомянутого процесса выступает именно питание. В данной раб...

Особенности удовлетворенности жизнью в молодом и зрелом возрасте

Удовлетворенность жизнью, психическое благополучие — это одна из самых важных ценностей современного мира, которая является важной целью государственной политики и стремлением каждого человека. Удовлетворенность является важным фактором, определяющим...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних

В статье раскрываются понятие правового сознания несовершеннолетних, а также указываются факторы, которые оказывают влияние на процесс его формирования. Данный вопрос являются актуальным в рамках формирования правового государства и развития гражданс...

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Похожие статьи

Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку

Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Психологические концепции формирования самооценки

Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...

Психологическое благополучие женщины и особенности её отношения к матери

В данной работе рассматривается «психологическое благополучие» как одно из важнейших понятий позитивной психологии. Обосновывается идея о том, что одним из факторов формирования полноценно функционирующей личности и, следовательно, психологического б...

Питание человека как фактор устойчивого развития

Полноценная жизненная активность человека связана прямо пропорциональной зависимостью с таким важнейшим процессом, который имеет место быть в течение всей нашей жизнедеятельности. В качестве упомянутого процесса выступает именно питание. В данной раб...

Особенности удовлетворенности жизнью в молодом и зрелом возрасте

Удовлетворенность жизнью, психическое благополучие — это одна из самых важных ценностей современного мира, которая является важной целью государственной политики и стремлением каждого человека. Удовлетворенность является важным фактором, определяющим...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних

В статье раскрываются понятие правового сознания несовершеннолетних, а также указываются факторы, которые оказывают влияние на процесс его формирования. Данный вопрос являются актуальным в рамках формирования правового государства и развития гражданс...

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Задать вопрос