В статье рассматривается деятельность религиозно-националистических партий Индии, выдвинувших в конце 1940-х — начале 1950-х годов XX века лозунг раздела Кашмира.
Ключевые слова: раздел Кашмира, партии Праджа паришад, Джан Сангх.
The article examines the activities of the religious-nationalist parties of India, which put forward the slogan of the separation of Kashmir in the late 1940s — early 1950s of the XX century.
Key words: separating of Kashmir, the party Praja Parishad, Jan Sangh.
5 августа 2019 года верхняя палата парламента Индии приняла законопроект об отмене особого статуса штата Джамму и Кашмир, закрепленного в 370-й статье конституции, которая предоставляла право Джамму и Кашмиру иметь отдельную конституцию, государственный флаг и автономию над внутренним управлением государства. Это вызвало бурную ответную реакцию как со стороны некоторых политических деятелей Кашмира (экс-министра Омара Абдуллы и Мехбуб Муфти), так и со стороны Пакистана. Своим решением индийское правительство преследовало следующую цель: разделить штат Джамму и Кашмир на две части (союзные территории) — Джамму и Кашмир на западе и Ладакх на востоке. А согласно индийскому законодательству, союзные территории фактически обладают меньшей автономией, чем штаты, и во многом напрямую подчинены федеральному центру. То есть местные власти во вновь образованных территориально-административных единицах ставятся перед простым фактом — вопрос отделения или проведения независимой политики в Кашмире больше не должен быть предметом обсуждения [1].
Сама же идея раздела Кашмира уходит корнями в 40–50-е годы XX века. Уже в конце 1940-х годов в Индии начали проявляться тенденции, угрожавшие разделить княжество Джамму и Кашмир. К разделу, в первую очередь стремились партии Праджа Паришад в Джамму, Джан сангх, Хинду махасабха (индусская религиозно-общинная партия) и Акали (политическая партия сикхских конфессионалистов в Индии).
Праджа Паришад начала свою политическую деятельность в 1931году как часть движения Раштрия севак сангх в Индии. После раздела полуострова Индостан это движение: 1) выступало в защиту «независимости» княжества Джамму и Кашмир; 2) его верхушка советовала махарадже не присоединяться к Индийскому Союзу, а провозгласить себя независимым монархом.
В конце 1948года партия Праджа паришад начала агитацию за раздел Кашмира по религиозно-общинному принципу. Требование раздела получило оформленное выражение после прекращения военных действий, когда СБ ООН открыто намекнул, что для решения кашмирской проблемы нужно будет отдать индусские районы Кашмира — Индии, а мусульманские — Пакистану. Но Праджа паришад требовала не только раздела Кашмира. В 1949году она развернула кампанию, главной целью которой было вынудить кашмирское правительство назначить махараджу Хари Сингха раджпрамукхом (губернатором).
Новый виток деятельности партии продолжился с новой силой в первом квартале 1952 года, когда руководители Национальной конференции потребовали, чтобы объединение княжества касалось только вопросов обороны, иностранных дел и связи, а также, чтобы в остальных вопросах княжеству была предоставлена автономия. Руководители Национальной конференции заявили, что действие тех статей Конституции, которые не имеют отношения к упомянутым трем вопросам, не должно распространяться на Кашмир. Кампания против требования ограниченного объединения возглавлялась ее правыми лидерами Шьяма Прасадом Мукерджи, Кхаре, Тара Сингом. Эти лидеры требовали, чтобы Джамму и Ладакх (области, где проживает немусульманское население должны были быть объединены с Индией на правах штатов группы «В», а Кашмирской долине было предоставлено право выбрать свой собственный курс). Так во всеиндийском масштабе возникла требование об отделении Джамму и Ладакха от Кашмирской долины. Все это создавало благоприятную обстановку для иностранных держав, пытавшихся навязать княжеству свой план раздела и установление непосредственного контроля над кашмирской долиной. Особенно ярко идея разделения территорий Джамму и Кашмира на искусственные части по принципу численного соотношения населения, принадлежащего к различным религиозным общинам, нашла свое отражение во взглядах Оуэна Диксона (один из ведущих юристов послевоенного англоязычного мира, официальный посредник между правительствами Индия и Пакистан по поводу спорной территории Кашмир.). Он выступал за проведение плебисцита в ограниченном районе и установлении контроля ООН над Кашмирской долиной, Джамму и Ладакх должны были отойти к Индии, а Азад Кашмир и его северные районы стать частью Пакистана [3].
Взгляды представителей СБ ООН были поддержаны индийской партией Джан сангх (правая политическая партия консервативного и религиозно-националистического толка, существовавшая с 1951 по 1977год). Иностранные державы, в первую очередь Великобритания и США, в своих планах по использованию в собственных интересах выброшенного партией Джан сангх лозунга, содержавшего требование отрыва Джамму и Ладакха от Кашмира, делали ставку на индо-кашмирский кризис, который религиозно-общинные реакционные силы Индии всячески обостряли. Эти державы надеялись, что усиление кампании религиозно-националистических партий за распространение всех положений индийской Конституции на княжество Джамму и Кашмир, а также за отделение Джамму и Ладакха вызовет кризис в отношениях между Индией и Кашмиром и подготовит почву для выхода Кашмирской долины из состава княжества и из Индийского союза, что создаст условия для превращения ее в территорию, на которой — под видом проведения плебисцита можно будет установить своё господство. В июле 1952 года в Дели состоялось совещание руководителей правительств Кашмира и Индии. Заключенное соглашение, которое стало известно под названием делийско-кашмирского, признавало право Учредительного собрания принять отдельную Конституцию и учредить флаг для Кашмира. Это соглашение означало большую победу не только населения Джамму и Кашмира, но и всего народа Индии, который мог требовать ликвидации института раджпрамукхов. Но самым важным следствием данного документа было то, что он, хотя бы временно, предотвращал серьезную угрозу обострения индо-кашмирского кризиса и использования его в интересах иностранных государств. Именно тогда премьер-министр Неру заявил индийскому парламенту, что Кашмир полностью присоединился к Индии как с точки зрения юридической, так и фактически, и что он составляет часть Индии и вряд ли это является надлежащим методом подготовки почвы для проведения плебисцита.
В конце ноября 1952года Праджа паришад начала новую агитационную кампанию под девизом: «Единый президент, единая конституция, единый флаг». В период, когда руководители Праджа Паришад добивались восстановления свергнутой династии махараджи, используя для этого лозунги, призывавшие к полному присоединению Кашмира к Индии, требование отрыва Джамму и Ладакха от Кашмира, снова поставили в центр внимания вопрос о разделе княжества.
Шьяма Прасад Мукерджи развернул по всей Индии кампанию, проповедуя идею, что положения индийской конституции нельзя распространить на все княжество, а немусульманские районы Джамму и Ладакх следует отделить от Кашмира, распространив на них действие различных статей и положений Конституции Индии. Это требование снова вызвало сочувственные отклики в тех международных кругах, которые решили добиться расчленения княжества Джамму и Кашмир, чтобы, прибрав к рукам Кашмирскую долину, использовать ее в своих военных и стратегических целях. Во многих американских газетах появились статьи и сообщения, основная мысль которых сводилась к тому, что единство Джамму, Ладакха и Кашмирской долины недолговечно, что узы, объединяющие эти районы, вскоре ослабеют и эти районы распадутся. Кроме того, американская печать всячески стремилась подчеркнуть различия межу населением Джамму и Кашмира в языке, религии и т. д. Угроза единству и целостности княжества, которую несло с собой движение партии Праджа паришад в Джамму, стала особенно серьезной, когда партия Джан сангх и Шьяма Прасад Мукерджи предприняли попытку ввести в заблуждение индийское общественное мнение относительно подлинного значения и конечной цели лозунга «Единый президент, единая конституция, единый флаг». Руководитель Джан сангха, ведший повседневную кампанию за этот лозунг, добивался принятия его индийским народом, основываясь на том, что его претворение в жизнь теснее сблизит Джамму и Кашмир с Индией, сохранит единство и целостность Индийского Союза. Хотя каждый индиец осознавал, что данный призыв не сблизит Кашмир и Индию, а, наоборот, еще больше отдалит их друг от друга [2, с.185].
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что действующие в Индии партии, в первую очередь Праджа паришад и Джан сангха, создали почву для религиозно-националистических настроений, суть которых сводилась к разделу Кашмира по религиозно-общинному принципу.
Литература:
1. Индия отменила особый статус Джамму и Кашмира [Электронный ресурс] //URL http://www. news-24.ru›2019/08/05/indiya…kashmir/
2. Кумар В. Англо-американский заговор против Кашмира / В.Кумар. — М.: Изд-во иностранной литературы. — 1954. — 251с.
3. Смена статуса: почему Джамму и Кашмир перестал быть штатом [Электронный ресурс] //URL http://www. iz.ru›author/aleksei-kupriianov