В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются аспекты определения и диагностики тревожных детей.
Ключевые слова: тревожность, переживание, чувства, детская тревожность, проявление тревожности у старших дошкольников.
This article deals with the problem of child anxiety, its characteristic features. The causes and consequences of anxiety in older preschool children are described. Gender characteristics of anxiety behavior are analyzed. Aspects of the definition and diagnosis of anxious children are revealed.
Keywords: anxiety, experience, feelings, children's anxiety, manifestation of anxiety in older preschoolers.
Проблематика детской тревожности всегда волновала психологов, педагогов, а также родителей и законных представителей. Важность проблемы тревожности и её коррекции заключается в серьезной необходимости раскрытия всех аспектов, закономерностей появления аффективно-личностных образований и разработки условий для предотвращения комплекса эмоционально-поведенческих нарушений в созревании личности.
В различных научно-исследовательских работах психологов описывались причины и индивидуальные формы проявления, приёмы и возможности компенсации, преодоления тревожности у дошкольников (А. И. Захаров, Б. И. Кочубей, А. М. Прихожан и др.) [3, с. 25].
Необходимость в исследовании тревожности наравне с малой научной разработанностью данной проблемы объясняет актуальность работы.
Что же понимают под тревожным состоянием у детей старшего дошкольного возраста? Сегодня исследователями это трактуется как характеристика эмоционально-чувственной сферы, которая подразумевает наличие астенические эмоций, фактор возникновения которых зачастую не осознаваем. Также понимается как качество личности, предрасполагающее к появлению реакции тревоги, к восприятию обширной области объективно безопасных ситуаций как угрожающих, как состояние напряженности [5, с. 585].
В данный период времени возросло число тревожных детей. Это может быть обусловлено разными факторами: от воспитания в семье и заканчивая проблемами со здоровьем.
Швец И. Г. работает в данном направлении уже продолжительный период. Исследуя данную проблему, она продемонстрировала, что каждый третий дошкольник в возрасте 5,5–6,5 лет имеет высокий уровень тревожности. При этом Швец доказала, что детская тревожность имеет устойчивый характер и обнаруживается в общении, игре, самоотношении дошкольников [6, с. 500].
Исследователи Мазурова Н. В. и Трофимова Ю. А. в своих экспериментальных работах охарактеризовали детей с высокой тревожностью. По их мнению, — это возбудимые, с повышенной эмоциональностью и чувствительностью дошкольники, с частой неуверенностью в новых видах деятельности. Таких ребят считают застенчивыми и скромными [4, с. 84]. Но их организованность, образцовость, а также опрятность является защитной реакцией на тревогу и психотравмирующую ситуацию, т. к. главный мотив данного поведения — это мотив избегания неудач.
Кроме того, ребята с повышенной степенью тревожности больше опасаются враждебности, одиночества, авторитарного отношения со стороны взрослого, обособленности от сверстников. Только у дошкольников этой группы выявлены отрицательные ожидания в нейтральных ситуациях (ситуация умывания, одевания, игры с младшими детьми).
Одна из ключевых причин тревожного состояния у детей старшего дошкольного возраста — неверное воспитание в семье, предвзятое отношение к ребенку, характеризуемое некомпетентностью взрослых. Исходя из вышесказанного, приведем общие причины детской тревожности [1, с. 56]:
– отличительные черты нервной системы: сензитивность, слабый тип ЦНС;
– следствие перенесенных заболеваний;
– итог запугивания ребенка взрослыми;
– плод чрезмерного детского воображения;
– естественная боязнь темноты, тишины и закрепившиеся возрастные страхи т. д.
Развитие тревожности происходит в несколько различных стадий. Вначале осуществляется зарождение тревоги. Это взаимосвязано с возникновением динамического опорного ядра. Последнее состоит из психических процессов, где проявляется чувство тревожности. Дальше оно увеличивается и закрепляется в поведении дошкольника. На итоговой стадии возникает личностная тревожность. Следовательно, тревога закрепляется и ведет к накопительному эффекту отрицательного эмоционального опыта.
Уровень тревожного состояния находится в зависимости от гендерной характеристики дошкольника. Конечно, сама по себе шкала тревожности у мальчиков и девочек различна. В дошкольном периоде мальчики тревожнее, чем девочки, что отражает более выраженный у последних инстинкт самосохранения. Различия связаны также с тем, с какой ситуацией ребенок ассоциирует тревогу. Девочки связывают ее с окружающими (друзья, родные или воспитатели и т. д.), либо с физическим ущербом. Тревожность у мальчиков связывается с травмами и наказаниями, которые возможны со стороны взрослых и т. д. В старшем дошкольном периоде, с повышением познавательного развития происходит снижение страха и его количества, достигая своего минимального пика в подростковый возрасте [2, с. 14].
В качестве примера приведем ситуацию, когда дошкольник остался один дома. Без помощи родителей он испытывает чувство опасности. И поэтому ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. Для детей старшего дошкольного возраста характерно применение сказочных образов (в игре и в реальной жизни) для разъяснения любых необъяснимых событий. Присутствие знакомых взрослых приводит к снижению страхов, а их отсутствие, наоборот, к повышению. Для конструктивных фантазий характерна их взаимосвязь с реальностью. У тревожных ребят происходит отрыв от реальности.
Нужно подчеркнуть, что старший дошкольный возраст представляет сензитивный период для развития различных страхов. Этот факт обусловлен формированием понимания опасности. К главным страхам дошкольников после 5,5 лет добавляется страх смерти, это объединяющее звено любых опасений.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что проблемная зона развития эмоциональной сферы старших дошкольников — это страх и тревога. Они появляются часто даже в тот момент, когда ребенку с первого взгляда ничего не грозит со сторон ближнего и дальнего окружения. Дети, которые характеризуются тревожным состоянием, имеют повышенную склонность к негативным привычкам невротического типа.
Диагностировать и определить наличие тревожных состояний у дошкольников помогает проективные методики, в том числе проективные рисуночные тест. Нужно подчеркнуть, что у тревожных дошкольников рисунки имеют отличительные особенности: обилие штриховки, сильный нажим канцелярскими принадлежностями на бумагу, а также маленький размер изображения.
Необходимо своевременно оказывать психологическую поддержку детям с тревожными состояниями и проводить психологическую развивающую работу по эмоциональному развитию дошкольников, учитывая их индивидуальные психолого-физиологические особенности. Все это способствует формированию эмоциональной регуляции поведения детей, их успешной адаптации к будущей школьной жизни и укреплению психологического и психического здоровья.
Литература:
- Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 160 c.
- Баурова Ю. В. Теоретические положения осуществления учебного процесса на основе гендерного подхода. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т.5. № 2 (15). — С. 13–15.
- Битнер А. Д. Страхи дошкольников // Научные достижения и открытия современной молодежи: сб. статей победителей Междунар. науч.- практ. конференции: в 2 ч. — Пенза: Наука и Просвещение, 2017. — С. 1033–1037.
- Мазурова Н. В., Трофимова Ю. А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания. // Вопросы современной педиатрии. — 2015. — № 12(3). — С. 82–88.
- Сабирова Р. Ш., Сатенова Г. У. Изучение особенностей страхов и тревоги у детей дошкольного возраста. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2018. — № 6. — С. 582–586.
- Тимофеева О. А. Проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. // Бюллетень науки и практики. — 2017. — № 11 (24). — С. 497–501.