Патриотическое воспитание детей с тяжелым нарушением речи на логопедических занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 06.03.2021

Статья просмотрена: 3257 раз

Библиографическое описание:

Попова, С. В. Патриотическое воспитание детей с тяжелым нарушением речи на логопедических занятиях / С. В. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78992/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: патриот, воспитание, дошкольник, Родина, лексические темы, занятия, речь.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения многогранно и его нельзя описать несколькими словами. Это любовь к близким людям, детскому саду, родным местам и родной стране. Все это играет большую роль в становлении личности ребенка.

В настоящее время проблема патриотического воспитания малышей остро встала перед дошкольными образовательными учреждениями, так как этот возраст самый нежный, самый естественный для наследования нравственных и патриотических ценностей семьи, родного края, Родины.

В средствах массовой информации продолжаются дискуссии о том, стоит ли в детях воспитывать любовь к стране? Но если мы не научим ребенка любить свою Родину: леса, моря, реки, озера, горы, памятники, то, кому она будет нужна? Кто будет болеть ее горестями или радоваться ее достижениями? Ведь Родина — это то, что мы делаем и создаем сами. Она в наших руках, в руках будущего поколения.

Патриотическим воспитанием в детском саду занимаются воспитатели, но эта тема касается и специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.

Логопедические занятия для детей с нарушениями речи проводятся согласно календарно-тематическому планированию, где дети по подгруппам осваивают и закрепляют лексические темы. Среди них есть темы, которые направлены на патриотическое воспитание. По этим же темам работают воспитатели, музыкальные руководители и другие специалисты дошкольного образовательного учреждения.

Например, в сентябре проходят следующие темы: «Детский сад» , где основной задачей является закрепить знания детей о детском саде как ближайшим социальным окружением ребенка, познакомить со всеми службами и профессиями сотрудников ДОУ, воспитать уважение к людям разных профессий, посвятивших себя заботе о детях, и любви к своему второму дому. На занятиях по теме «Семья» педагог формирует представление детей о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому.

В ноябре тема «День народного единства. Земля наш общий дом». По этой теме дети старшего дошкольного возраста закрепляют представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия. Закрепляют знания о географическом положении страны на карте. Расширяют представление о государственных праздниках, о празднике День народного единства, значении и истории его возникновения, об истории и культуре своего народа.

Следующая тема в феврале: «Все профессии хороши» , где формируется понятие о важности и нужности всех профессий, от том, что труд людей следует уважать. Тема «День Защитника Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и благодарности к людям защищающих нашу Родину, за их отвагу и мужество. Словарь детей пополняется новыми словами-синонимами: Отечество, Отчизна-Родина, защитник Отечества, боец, воин, солдат.

Первый весенний месяц всегда посвящен теме Женщины, матери: «Мамин праздник» . На занятиях прививается чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях. В логопедических группах старшего дошкольного возраста работа строится так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою значимость и причастность к местным общественным событиям.

В теме «Народное искусство» основная задача: формировать и систематизировать знания детей о культуре и традициях русского народа.

В марте дети логопедической группы знакомятся с темой «Наш родной город». Признакомстве детей с родным краем педагоги не ограничиваются лишь показом особенностей города. Иначе, у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, соответственно задача воспитания патриотических чувств не будет выполнена. Дети должны понять, что их город, лес, река, поле, лука — все это частица нашей Родины. Дошкольники должны знать, какие заводы есть в городе, памятные здания, о лучших людях города. Следует обратить внимание детей на то, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город всем интересен, побуждает гордость за родной край.

В мае особое внимание уделяется теме о значимом для нашей страны празднике «День Победы — 9 мая!» . Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка связывает в нашей стране поколение за поколением. В наше не простое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа, это особенно важно. Надо быть очень внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей. Ещё до школы важно сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

В мае также осваиваем тему «Москва — столица России. Мы читаем русские сказки» . Дети по этой теме расширяют и обобщают представления о Москве — главном городе, столице России. Закрепляют представления о государственных символах России — флаге, гербе, гимне. Пополняют знания об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле. Самая главная задача, которую реализуют педагоги по данной теме — воспитание интереса к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей (чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине).

C:\Users\user\Downloads\IMG_20210226_123149 (1).jpg

Речь — важное средство ребенка в познании окружающего мира. На логопедических занятиях мы работаем над системой развития речи по следующим направлениям:

— правильное звукопроизношение;

— обогащение словарного запаса детей;

— лексико-грамматический строй речи;

— развитие связной речи.

Развитие правильного звукопроизношения

В данном направлении по выше указанным темам подбираются задания и упражнения (пословицы, поговорки, чистоговорки, речевые и пальчиковые игры). Например:

АША-АША-АША — Россия — Родина наша;

ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ — Родину будем беречь;

ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.

На этих занятиях логопед решает следующие речевые задачи: автоматизация звукопроизношения, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Обогащение словарного запаса детей

Дети учатся подбирать слова-синонимы (Родина — отечество, Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец). Расширяем словарный запас: подвиг, героический поступок, победа, ветеран и т. д.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Можно использовать логопедические игры, например, «Сложи и расскажи», где основная цель развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.

Игровые действия: из частей рисунка дети должны сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен.

Словообразование: граница-пограничник, пограничный;

Использование предлогов: моряк — в море,

Преобразование прилагательных от существительных: слово — солдат (ремень — солдатский (какой?), каша — солдатская (какая?) сапоги — солдатские (какие?)

Глаголы (действие предмета): летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.

Развитие связной речи

Работая над развитием связной речи мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны», с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».

Таким образом, на своих занятиях узкие специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.

Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих мыслителей и полководцев, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Наши дети должны продолжать славную историю России, где особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи мы проводим работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой родиной» и постепенно переходя к таким категориям, как Отечество, «долг перед Родиной». Сегодня мы готовим их к этому!

Литература:

  1. Борисова Е. В., Орлова О. С. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2010. — № 1 том 3.
  2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: Сфера, 2010. — 96 с.
  3. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. — М.: Линка — Пресс, 2003. — 200с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, Родина, детский сад, патриотическое воспитание, развитие, связная речь, дошкольный возраст, народное единство, основная задача.


Ключевые слова

воспитание, речь, дошкольник, Родина, занятия, патриот, лексические темы

Похожие статьи

Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста говорению на иностранном языке

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Применение дидактического пособия «Всегда с тобой!» в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Методическая разработка «Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста говорению на иностранном языке

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Применение дидактического пособия «Всегда с тобой!» в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Методическая разработка «Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Задать вопрос