Цифровизация банковских продуктов как основное направление развития банковского бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 08.03.2021

Статья просмотрена: 1886 раз

Библиографическое описание:

Габитов, И. М. Цифровизация банковских продуктов как основное направление развития банковского бизнеса / И. М. Габитов, А. Р. Кашаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79000/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается цифровая трансформация банковского бизнеса. Пандемия ускорила процесс цифровизации. В статье выделены основные направления изменения банковского бизнеса: расширение функционала мобильных приложений, развитие Системы быстрых платежей, рост популярности цифровых офисов, появление новых цифровых продуктов.

Ключевые слова: банковский бизнес, банковские продукты, развитие, тенденция, цифровизация, Россия.

Пандемия COVID-19 и экономический кризис изменили требования клиентов к банковским продуктам. Ключевым направлением трансформации является цифровизация банковского бизнеса. Растет доля пользователей мобильных приложений, появляются все новые возможности для дистанционного взаимодействия банков и клиентов. Данные обстоятельства определяют актуальность представленного исследования.

Цифровизация — это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства; ведение бизнеса на основе цифровых платформ [1, c. 107].

Вынужденная самоизоляция и переход многих предприятий на дистанционную работу повысили интерес клиентов к цифровым каналам коммуникации и сформировали пользовательский опыт даже у тех клиентов, которые традиционно предпочитали новым технологиям посещение банковых отделений «вживую». Многие юридические и физические лица уже оценили преимущества дистанционных каналов взаимодействия с банками и планируют продолжить пользоваться ими и после пандемии.

С введением режима самоизоляции кредитные организации вынуждены были более активно совершенствовать свои цифровые технологии и продукты, хотя и до 2020 года данный процесс шёл достаточно интенсивно. Уже за 2019 год количество клиентов банков — пользователей онлайн услуг, увеличилось более чем в полтора раза [2].

Рассмотрим основные направления цифровизации банковского бизнеса:

  1. Расширение функционала мобильных приложений. Как утверждает А. Виноградов: «Акцент делается на максимальное использование инновационных технологий, а также на постоянное обновление и модернизацию, что напрямую влияет на конкурентоспособность банка» [2]. В функционал мобильных приложений стали включать не только возможность дистанционного оформления банковских продуктов, но и получение различного рода выписок, справок, историй операций. Основная тенденция — переход на ежедневное использование мобильных приложений (daily banking). Для этого мобильное приложение должно удовлетворять следующим критериям:

– наличие чата для получения консультаций по использованию приложения и продуктам банка;

– удобная авторизация;

– расширение возможностей автоматизации (автоплатежи, подписки, привязка карт) и возможности настройки продуктов;

– возможность проследить операции в истории;

– наличие инструментов поиска;

– наличие информации о лимитах и комиссиях банка, возможность выбора тарифного плана;

– возможность совершения автоплатежей и платежей по расписанию;

– наличие подписок на счета и штрафы.

Повысились требования клиентов к качеству и удобству интерфейса приложений. На сегодняшний момент самые удачные мобильные приложения по версии Markswebb у Тинькофф Банка, Ак Барса и Альфа-Банка (соответственно они занимают с 1 по 3 места в рейтинге), Сбербанк по удобству мобильного банка находится на 19 месте [3].

  1. Развитие Системы Быстрых платежей (СБП). Система быстрых платежей разработана НСПК и Банком России и запущена в эксплуатацию в начале 2019 года. Система быстрых платежей — «сервис, который позволяет физическим лицам мгновенно (в режиме 24/7) переводить деньги по номеру мобильного телефона себе или другим лицам, вне зависимости от того, в каком банке открыты счета отправителя или получателя средств» [4]. Популярность СБП за 2020 год резко выросла: количество операций с помощью СБП возросло в 18,3 раза, а общая сумма операций — на 13,6 раза и составила 201,9 млрд. руб. За 2020 год через СБП реализована возможность совершать переводы в пользу юридических лиц, в том числе с использованием QR-кодов. С апреля 2020 года введен нулевой тариф за пользование СБП для банков. На конец 2020 года в системе переводов некоторых банков СБП превысила 50 % (например, у Почта-банка и ПСБ).

Конкурентоспособность банков при применении СБП существенно повышается, особенно с внедрением возможности приема платежей по QR-кодам.

  1. Рост популярности цифровых банковских офисов (digital office) Цифровой банковский офис — это полная организация банковского бизнеса через цифровые каналы и прекращение взаимодействие с клиентами оффлайн. С точки зрения бизнеса это серьезная экономия на обслуживании клиентов и содержание физических офисов. Основные принципы цифрового офиса: доступность (возможность в любой момент без ограничений, быстро, дистанционно, без препятствий и в любой ситуации подключаться к сервисам); управление продуктами (любые продукты должны быть доступны для получения, настройки, управления и отказа); легитимность (подтверждение достоверности операций); коммуникация (возможность с помощью цифрового сервиса решать любые вопросы, получать консультации и выражать претензии).
  2. Появление новых продуктов и упрощение возможности получения традиционных продуктов. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем банки трансформируются из финансовых супермаркетов в многофункциональные цифровые платформы, вбирающие в себя оказание как финансовых, так и нефинансовых услуг. Сейчас мы уже наблюдаем данное преобразование на примере Сбера — Сбербанка.

Кроме того, обновленный банковский сектор должен будет решать задачи достижения целей устойчивого развития экономики, способствовать социальному и экологическому прогрессу [5]. Через облегчение доступности банковских продуктов субъекты экономики должны более полно и качественно удовлетворять свои потребности, а государство должно привлекать банки для решения важных задач экономической политики. Так в течении 2020 года многие российские банки участвовали в государственной программе кредитования малого и среднего бизнеса под нулевую процентную ставку. Программа реализовывалась путем дистанционного обращения потенциальных заемщиков через цифровые каналы в офисы уполномоченных банков.

Таким образом, пандемия и экономический кризис стали факторами, подтолкнувшим процесс цифровизации банковских услуг. Ускорение данного процесса и трансформацию банковского бизнеса мы будем наблюдать ближайшие несколько лет.

Литература:

  1. Джеффри Паркер, Маршалл ван Альстин, Санджит Чаудари. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику — и как заставить их работать на вас. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 304 с.
  2. Виноградов А. Как изменились банковские продукты в эпоху пандемии и после нее? Рассказывает руководитель банка. Электронный ресурс. Режим доступа: https://bankstoday.net/last-articles/kak-izmenilis-bankovskie-produkty-v-epohu-pandemii-i-posle-nee-rasskazyvaet-rukovoditel-banka
  3. В Markswebb обновили данные о лучших мобильных приложениях банков для физлиц. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10912905
  4. Система быстрых платежей. Банк России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cbr.ru/PSystem/sfp/
  5. Tokareva G. F., Shalina O. I., Barkova E. E. The role of financial sector in providing sustainable development goals В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2018. С. 012138.
Основные термины (генерируются автоматически): банковский бизнес, банк, платеж, приложение, продукт, развитие Системы, расширение функционала, рост популярности, требование клиентов.


Похожие статьи

Влияние цифровизации на деятельность коммерческих банков

Целью статьи является изучение влияния цифровизации на трансформацию банковской системы с учетом современных тенденций инновационного развития. В статье анализируется влияние ключевых факторов на развитие цифровой экономики.

Влияние цифровых технологий на обеспечение конкурентоспособности банка

В статье авторы выявляют влияние цифровых технологий на обеспечение конкурентоспособности банка, определяют ключевые преимущества цифровой трансформации банкинга.

Развитие экосистем банков на основе современных цифровых технологий

Новым мировым трендом стал интернет вещей. Этот тренд положил начало развитию экосистем цифровой экономики. Текущие тенденции развития экономики призывают банки к ускорению перехода от классических бизнес-моделей к формированию глобальных экосистем, ...

Цифровой банкинг: преимущества и перспективы развития

В статье авторы выявляют преимущества цифрового банкинга над его традиционной формой, определяют перспективы цифрового развития в области оказания финансовых услуг.

Цифровизация бизнес-процессов малого и среднего предпринимательства в России

В статье авторы анализируют отечественный сектор малого и среднего предпринимательства на уровень цифровизации предприятий и вовлеченность государства в поддержке развития информационно-коммуникационной сферы страны.

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Перспективные направления повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием современных финансовых технологий

В статье рассматриваются основные перспективы повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием финансовых технологий. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией банковской деятельности и развитием финтех-сектора...

Особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации

В статье рассматриваются особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации. Проведен обзор разных видов рисков. Приводится описание технологии Больших Данных как способа снизить риски компании и увеличить их шансы на развитие. ...

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Похожие статьи

Влияние цифровизации на деятельность коммерческих банков

Целью статьи является изучение влияния цифровизации на трансформацию банковской системы с учетом современных тенденций инновационного развития. В статье анализируется влияние ключевых факторов на развитие цифровой экономики.

Влияние цифровых технологий на обеспечение конкурентоспособности банка

В статье авторы выявляют влияние цифровых технологий на обеспечение конкурентоспособности банка, определяют ключевые преимущества цифровой трансформации банкинга.

Развитие экосистем банков на основе современных цифровых технологий

Новым мировым трендом стал интернет вещей. Этот тренд положил начало развитию экосистем цифровой экономики. Текущие тенденции развития экономики призывают банки к ускорению перехода от классических бизнес-моделей к формированию глобальных экосистем, ...

Цифровой банкинг: преимущества и перспективы развития

В статье авторы выявляют преимущества цифрового банкинга над его традиционной формой, определяют перспективы цифрового развития в области оказания финансовых услуг.

Цифровизация бизнес-процессов малого и среднего предпринимательства в России

В статье авторы анализируют отечественный сектор малого и среднего предпринимательства на уровень цифровизации предприятий и вовлеченность государства в поддержке развития информационно-коммуникационной сферы страны.

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Перспективные направления повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием современных финансовых технологий

В статье рассматриваются основные перспективы повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием финансовых технологий. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией банковской деятельности и развитием финтех-сектора...

Особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации

В статье рассматриваются особенности управления финансовыми рисками компаний в эпоху цифровизации. Проведен обзор разных видов рисков. Приводится описание технологии Больших Данных как способа снизить риски компании и увеличить их шансы на развитие. ...

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Задать вопрос