В статье обосновывается актуальность проблемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор раскрывает сущность понятия «связная речь», особенности связной речи, описывает две формы — диалогическую и монологическую. А также делится опытом организации логопедической работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: связность, связная речь, диалогическая форма речи, монологическая форма речи, общее недоразвитие речи.
В настоящее время проблеме формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уделяется достаточно большое внимание. Трудности в овладении связной речью дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР) раскрываются в многочисленных исследованиях — М. В. Арсеньевой, Т. Д. Барменковой, В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др.
Однако на начальных этапах работы учителя-логопеды, как правило, в большей мере ориентированы на развитие словаря, отработку артикуляционной моторики, постановку звуков, параллельно проводя работу над слоговой структурой и отработкой отдельных грамматических категорий. И работа по формированию связной речи откладывается на более поздние этапы коррекции. Такой подход в логопедической работе не учитывает потенциальные возможности детей с ОНР, кроме того, игнорирует принцип системности, при котором язык рассматривается как целостная система.
По определению С. Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания [5]. В. К. Воробьева под связной речью понимает вид речемыслительной деятельности, результат которой представлен текстовым сообщением. Текстовое сообщение выступает в единстве двух планов — внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового [2].
А. М. Бородич, исследуя понятие «связная речь», выделил ее особенности: содержательность — знания о предмете; точность — реальное изображение окружающей действительности, подбор наиболее подходящих слов и словосочетаний; логичность — последовательное изложение мыслей; ясность — понятность для окружающих; правильность, чистота, богатство [1].
Стоит отметить, что связная речь может быть представлена в двух формах: диалогическая, монологическая. С точки зрения В. П. Глухова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, первичной по происхождению формой речи является диалогическая, которая реализуется в ходе коммуникации двух и более участников и состоит в обмене репликами. Характеристики диалогической речи представлены эмоциональным контактом участников общения, воздействием друг на друга невербальными средствами и пр [3; 4; 5].
Рассматривая монологическую форму, В. П. Глухов монолог определяет как связную речь одного лица. Коммуникативная цель этой формы речи, по мнению автора, состоит в сообщении факта, явления реальной действительности [3].
Логопедическую работу по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рекомендуем осуществлять в соответствии с этапами формирования текста в онтогенезе детей без нарушений речи и механизмом нарушения построения связного высказывания у детей с ОНР. Нами выделены несколько этапов преодоления нарушений связной речи дошкольников с ОНР.
Первый этап — подготовительный. Его основная цель — формировать практические представления о тексте и умения правильно устанавливать последовательность событий в импрессивной речи.
Второй этап — формирование структурно- и семантически-простых текстов.
Третий этап — формирование развернутых текстов.
Реализация работы на первом этапе происходит за счет сравнения текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и различных вариантов его искажения. Формируя на первом этапе практические представления о тексте у детей с ОНР, параллельно проводим работу по установлению последовательности событий на невербальном уровне. Для этого можно использовать рекомендации В. К. Воробьевой [2]. В частности, применяются игры, помогающие детям научиться устанавливать правильное расположение серии картинок одной тематики: расположение предметных картинок в соответствии с последовательными событиями рассказа; нахождение места пропавшей картинки из серии других; нахождение «ошибки» логопеда, восстановление деформированного порядка в серии картинок; нахождение лишней картинки среди заданных и др.
Составной частью детей к овладению связной речью выступает работа, направленная на построение фраз, это связано с тем, что предложения являются тем «строительным материалом», из которого можно создать сложное целое, т. е. текст. Формирование фразовой речи у детей с ОНР необходимо строить постепенно, переходя от репродукции к собственной продукции детей. После того как познакомили детей с моделями построения предложений, следует переходить к формированию связного монологического высказывания. Можно опираться на приемы работы над текстом цепной и параллельной организации, предложенные В. К. Воробьевой. Чтобы познакомить детей с правилами построения текста цепной (последовательной) организации, используем предметно-графическую схему. Проиллюстрируем ее на рис. 1.
Рис. 1. Предметно-графическая схема для ознакомления с правилами построения текста цепной организации
Приведем пример ознакомлений детей с ОНР с правилами строения текста цепной организации по лексической теме «Мой город».
Учитель-логопед: Ребята, давайте представим, что в Белгород приехал человек первый раз, он никогда здесь еще не был. Что бы вы могли ему рассказать о городе, чтобы ему он понравился?
После заданного вопроса логопедом дети из ряда предложенных картинок отбирают необходимые, раскладывают их в определенной последовательности. Если ребенок затрудняются в выполнении данного задания, то логопеду следует предоставить графический план, показывая который логопед объясняет, что схема поможет построить красивый рассказ.
Учитель-логопед: На этом месте видите пустые квадраты, которые соединяются между собой стрелкой. Пустые квадраты представляют собой домики для слов, которые расположены рядом, т. к. они из одного рассказа. Ближе всего домики тех слов, которые дружат между собой и поэтому никогда не расстаются. Слова-друзья часто ходят друг к другу в гости. Между их словами вытоптана тропинка — здесь происходит введение обозначения в виде стрелки. Прерывистая стрелка в предложении соединяет слова, рассказывающие нам, что с ними случилось.
Далее логопедом предлагается разложить картинки по схеме и составить рассказ: «Мы живем в городе Белгороде. Через него протекает река Везелка. Там построена красивая набережная. В парке Победы растут красивые цветы и деревья».
Для обучения детей устанавливать связь между фразами текста параллельной организации рекомендуем использовать схему-модель, в которой последовательно размещаются все ее элементы (рис. 2).
Рис. 2. Схема-модель установления связи между фразами текста параллельной организации
Таким образом, работу по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо осуществлять поэтапно, опираясь на формирование текста в онтогенезе детей с нормативным развитием и механизмы нарушения построения связного высказывания у детей с ОНР. В работу следует включать предметно-графические схемы, схемы-модели, наглядно представляющие строение предложений, текстов.
Литература:
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М., 2006. — 167 с.
3. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. ‒ М., 2012. — 241 с.
4. Лурия А. Р. Язык и сознание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 211 с.
- Рубинштейн С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.