Защита несовершеннолетних и воспитание подрастающего поколения в РФ определяются как национальные приоритеты, безопасность и благополучие детей во многом зависят от уровня нормативного регулирования правоотношений в этой сфере, включая деятельность любого органа в системе предупреждения безнадзорности и правонарушений. [1]
Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних является актуальной и важной необходимостью для обеспечения эффективности этой деятельности. Проблема организации прокурорского надзора за исполнением законов является одной из важнейших в науке о прокурорской деятельности. Ведь именно с ними напрямую связана его эффективность.
Проблема прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в практике прокуратуры РФ заслуживает существенного внимания.
Отмечается особая значимость для органов прокуратуры реализации задач по защите прав несовершеннолетних, которая лежит в основе политики нашей страны, которая направлена на то, чтобы осуществлять охрану таких институтов как семья, материнство и детство.
Указанное свидетельствует о том, насколько важен прокурорский надзор в этом направлении и о том, что очень важно правильно определить его правовое регулирование в целях соответствующим образом организованной работы прокуроров.
Прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой разновидность государственной деятельности, которую осуществляют органы прокуратуры РФ. Это выражается в том, что осуществляются проверки того, как органы системы профилактики исполняют законы в пределах их компетенции. В связи с этим правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно рассматривать как регламентацию правовых отношений органов прокуратуры и компетентных органов, к полномочиям которых относятся вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, то есть то, за чем надзирает прокуратура, и непосредственно организации прокурорского надзора на данных направлениях.
Первая группа нормативных правовых актов включает такие, которые определяют вопросы, которые связаны с организацией и надзорной деятельностью прокуратуры РФ, в частности за тем, как исполняются нормы законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Непосредственный законодательный акт, который регулирует прокурорский надзор — это Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре РФ ", в котором определяется сущность прокурорского надзора за тем, как исполняются законы (ст. 1, 2, 21–25.1).
Нормы, закрепляющие полномочия прокуратуры на данном направлении, содержатся также в правовых актах, которые регулируют деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних», Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (ст. 52) и др.
Важная роль в организации прокурорского надзора за тем, как исполняются законы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отведена системе указаний и приказов Генерального прокурора РФ. Так, в приказе Генерального прокурора РФ от 16.01.2012 N 7 «Об организации работы органов прокуратуры РФ по противодействию преступности» закреплено, что «прокуроры должны уделять повышенное внимание вопросам, связанным с реализацией предоставленных им полномочий по вопросам предупреждения неблагополучия семьи, существенным обстоятельствам, которые способствуют фактам вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий». [2]
Генеральный прокурор РФ в приказе от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» потребовал «добиваться безоговорочного исполнения органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о соблюдении ими обязанности информировать о них компетентные органы для защиты и восстановления прав детей» (п. 3.5). [3]
Безусловному исполнению для всех субъектов системы профилактики подлежат Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ ", который в ст. 14–16 закрепляет неотъемлемые приоритеты их прав, и Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ст. 2–4, 8, 9), в котором конкретизированы и упорядочены правоотношения в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В целях защиты детей от информации, которая наносит вред их здоровью и развитию, прокуроры осуществляют контроль на веб-сайте в Интернете.
Так, Прокуратура Чувашской Республики в результате мониторинга интернет-ресурсов выявила восемь подростков-жителей республики, которые являются пользователями группы, созданной в социальной сети «Вконтакте» и посвященной событиям массового убийства учащихся 20.04.1999 года школы Колумбайн (США). Прокуратура Республики при участии представителей Министерства внутренних дел и министра образования провела межрегиональное совещание, на котором были разработаны и в настоящее время реализуются дополнительные организационно-профилактические мероприятия по предупреждению насильственных преступлений в отношении учащихся общеобразовательных организаций.
В Республике Алтай в результате взаимодействия прокуратуры Республики и прокуратуры 36 субъектов Российской Федерации была установлена личность 6 руководителей «Группы смерти», и во всех случаях противоправная деятельность была пресечена. По инициативе прокуратуры Роскомнадзор ограничил доступ к информации, размещенной на официальном сайте сообщества социальной группы «ВКонтакте», которая побуждает пользователей совершать самоубийства. Прокуроры Республики Мордовия уделяют особое внимание проблемам ограничения размещения в средствах массовой информации и интернете информации, побуждающей детей к совершению самоубийств. В результате мониторинга Интернета прокуратурой в 2019 году было выявлено более 400 сведений, способствующих суицидальному поведению, доступ к 222 из них был заблокирован в уполномоченных органах. Меры прокурорского реагирования были приняты для предотвращения противоправной деятельности несовершеннолетнего В., зарегистрированного в администраторе и Редакторе сообщества «за 50 дней до моего самоубийства».
Доступ к ним был назван «интернет-сообщество», которое было заблокировано Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании решения № 13768 от 28.02.2017 года. Для того, чтобы выработать дополнительные меры, направленные на то, чтобы защитить детей от преступных действий тех, кто подстрекает их к совершению самоубийств с использованием средств связи и интернета, прокурорами было проведено межрегиональное совещание по рассмотрению вопросов борьбы с суицидом среди несовершеннолетних и привлечения к этому государственных органов и правоохранительных органов.
В образовательных учреждениях Республики Мордовия по рекомендации прокуратуры принята система внутренних правил и планов работы по защите детей от информации, которая причиняет вред для их здоровья, нравственного и духовного развития проводятся семинары для руководителей учащихся и педагогов, родительские собрания и внеклассные мероприятия, в том числе в игровой форме для детей, организовано психологическое сопровождение и анкетирование (анкетирование, собеседование), где привлечены психологов для детей с дезадаптивным поведением, которые находятся в трудной жизненной ситуации и совершают суицидальные действия, даны рекомендации, листовки и книжечки, которые направлены на профилактику попыток суицида среди несовершеннолетних.
Для того, чтобы оказать помощь детям, которые воспитываются в семьях, находящихся в социально опасной ситуации, малообеспеченным и многодетным семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, прокурорам наиболее активно используют идею устранения нарушений закона.
Например, Кабинет Министров Республики Чувашия принял нормативный правовой акт, в котором определены условия содержания детей-сирот, детей, которые остались без попечения родителей, а также детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации в медицинской организации по результатам рассмотрения дела, проведенного прокуратурой Республики Чувашия. [4]
В качестве положительного опыта организации прокурорской работы в сфере обеспечения законных прав и интересов несовершеннолетних следует привести пример из деятельности прокуратуры Чувашской Республики, где состоялся открытый форум по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетних, в котором приняли участие руководители органов исполнительной власти, представители общественных организаций и средства массовой информации. Аналогичные мероприятия организованы в других органах прокуратуры Российской Федерации.
Например, в прокуратуре Нижегородской области вопрос о защите прав детей без отца обсуждается на открытом форуме с участием Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области и Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области. Среди перечня организационных мероприятий прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: организация межведомственных рабочих групп по рассмотрению наиболее актуальных вопросов в сфере соблюдения прав молодежи; для работы с органами государственной власти и общественностью за круглым столом обсуждались проблемы в сфере защиты прав детей; организация выездных приемов граждан по вопросам защиты прав детей; разъяснение законодательства, регулирующего права несовершеннолетних в средствах массовой информации, в публикациях на сайте прокуратуры и др.
Принятие в РФ таких важных документов, как Концепция государственной семейной политики в РФ, Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Концепция информационной безопасности детей, в которых определены цели государственной политики в сфере защиты прав детей на долгосрочную перспективу, имеет особое значение для органов прокуратуры, поскольку они являются ориентиром для организации прокурорской деятельности на данном направлении. Аналитическое обеспечение деятельности прокуратуры в сфере соблюдения прав несовершеннолетних является важной составляющей организации ее работы. Без должной аналитической поддержки невозможно иметь всю необходимую информацию о состоянии законодательства в этой сфере для осуществления надзора за территорией.
Исследование показало, что имеются значительные недостатки в правовой регламентации исследуемой сферы — как в регулировании «профилактической» деятельности органов системы профилактики, которые являются объектами прокурорского надзора исследуемой сферы, так и в актах, которые организуют прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ликвидация пробелов представляется возможной путем внесения предложенных изменений в систему рассматриваемого правового регулирования.
Литература:
- Костенко Е. Н. Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних// «Актуальные проблемы российского права», N 9, сентябрь 2018 г., с. 226–231
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов Прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»//https://www.garant.ru/
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»
- Воеводина, Татьяна Геннадьевна. В63 Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних: [монография] / Т. Г. Воеводина; МЦНП «Новая наука» — Петрозаводск, 2019. С.35