Уважаемые коллеги!
Хотим поделиться нашими наработками и своим опытом работы с детьми, страдающими тяжелым нарушением речи, по закреплению полученных навыков по подготовке детей с ТНР к обучению в школе. Может быть, кому-то из наших коллег покажется предложенный опыт интересным и достойным внимания.
Логопеды, которые работают с детьми с ТНР, отмечают, что дети данной категории испытывают трудности в овладении грамотой. Они страдают моторной недостаточностью, которая затрудняет возможность ребёнка ориентироваться в пространстве. У большинства детей отмечаются нарушения внимания, памяти, незаконченность формирования фонематического восприятия, нарушены зрительные и слуховые представления, что и затрудняет овладение грамотой детьми с ТНР.
Одним из важнейших направлений по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава слова. Наряду с развитием звукового анализа и синтеза, параллельно, формируется способность ребёнка соотносить графическое изображение букв со звуковым образом. Постепенно формируется по слоговое чтение.
Для закрепления полученных знаний и умений в процессе обучения грамоте, учитывая психологические особенности детей с ТНР, с целью закрепления всех полученных навыков по подготовке детей к обучению в школе, нами была разработана система контрольно-ориентировочных занятий, условно называемых «диктанты».
Старательно выполняя задания, предлагаемые нами в диктантах, дети с ТНР учатся сообразительности, исполнительности, самообладанию — это ценные и нужные качества, которые потребуются детям в школе.
Большое значение при разработке этих занятий придавалось доступности предлагаемого детям материала, наглядности, индивидуальному подходу. В этих занятиях заложена система, позволяющая логопеду воспитать у детей способность к творчеству, поиску самостоятельного решения поставленных задач, стимулирующих развитие детской мысли. А ещё — в системе этих занятий решается очень важная задача: переход от игровой деятельности дошкольника к учебной деятельности школьника, от образного мышления — к понятийному, т. е. формируется умение учиться. Игровым моментом этих занятий являются игры-задания от героев сказок и мультфильмов, в решении которых помогают сами дети.
Занимательность этих занятий создаётся неожиданной для детей постановкой вопроса, необычной формой ведения занятий («маленькая» школа). Всего нами составлено 19 занятий, один раз в неделю, подгрупповым методом (5–6 детей). Занятия начинали проводиться с 3-ей недели ноября, когда уже были накоплены некоторые знания и умения, по 4-ю неделю апреля. Время проведения занятий составляло 25–30 минут. Работа на этих занятиях проводилась в тетради в мелкую клеточку, простым карандашом.
Задания, которые выполняли дети в «диктантах» содержали упражнения по выделению звуков из слов, соотнесение звукового образа с графическим образом буквы, печатание букв, слогов, слов, исправление «ошибок», деление слов на слоги, разгадывание ребусов, списывание с доски, и конечно по слоговое чтение.
Предлагаем вашему вниманию несколько диктантов по периодам обучения.
I период: (ноябрь — декабрь). 3-я неделя ноября
Диктант № 1.
Цель занятия: Формирование графических навыков.
Закрепление навыка звуко-буквенного анализа.
Формирование зрительного внимания.
Оборудование: Простые и цветные карандаши, тетради в клеточку. Печатные буквы, цветные магниты, предметные картинки, мяч.
Ход занятия:
- Орг. момент: (установка к работе — повторяется на каждом занятии)
– Откройте тетради.
– Отсчитайте вниз 2 клеточки.
– Слева — направо 2 клеточки.
– Найди точечку, — от неё вниз будем работать. (демонстрация на доске).
ЗАПОМНИ! Высота большой буквы- 3 клеточки.
Высота маленькой буквы — 2 клеточки.
Расстояние между словами — 3 клеточки.
Расстояние между буквами — 1 клеточка.
- Формирование фонематического слуха:
Д.игра: «Помоги Карандашику».
Задания: — Назвать слова, так чтобы мы услышали гласные звуки;(на доске предметные картинки: ДОООМ, ШААААР, ЛУУУУК. КИИИИИТ)
– Вспомнить соответствую гласную букву;
– Записать её большими буквами в тетрадь;
- Формирование зрительного внимания:
Д.игра: «Помоги Гномику запомнить буквы»
Задания: — Запомни ряд из 4-х букв:
П У Т И
(логопед закрывает ряд и предлагает детям записать его по памяти в тетрадь). — Обозначить только гласные буквы соответствующим карандашом.
- Формирование слухового внимания и памяти.
Д.игра: «Слушай внимательно. Запиши в тетрадь обязательно».
Задание: Записать в тетрадь под диктовку слоги:
АП; УК; ОМ;
– Обозначить только согласные буквы;
Ф-ка: Руки в сторону в кулачок — разожмем и на бочок…
- Формирование аналитико-синтетической деятельности.
Д. игра: «Помоги Незнайке».
Задание: — Составить слова из предложенных букв;
И; К; Т; (КИТ) А; М; К;
– Записать слова в тетрадь.
– Составь схемы этих слов, обозначая каждую букву;
Итог занятия.
II период: (Январь — февраль) Февраль 1 неделя.
Диктант № 9.
Цель: Формирование графических навыков.
Закрепление навыков аналитико-синтетической деятельности и звуко-буквенного конструирования.
Формирование навыка слитного по слогового чтения.
Оборудование: Предметные картинки, печатные буквы, схемы слов, схема предложения, простые и цветные карандаши, тетради.
Ход занятия:
- Орг. момент:
- Закрепление навыка фонематического восприятия.
Д. ИГРА: «Солнечные загадки».
Задания: — Назвать предложенные картинки, четко произнося каждый звук.
Словарь: ШУБА, МАК, ПАСТА, АЗБУКА, СТУЛ
– Подобрать слова к следующим схемам из предложенных картинок.
СОГЛ, СОГЛ, ГЛ, СОГЛ; СОГЛ, ГЛ, СОГЛ, СОГЛ, ГЛ;
– Записать их в тетрадь.
– Разделить эти слова на слоги и обозначить их.
- Формирование слухового внимания и памяти.
Д.игра: «Незнайкины загадки».
Задания: — Прочитай слова: ШАКА (КАША); КИСО (СОКИ);
– Поменяй местами слоги в словах.
– Запиши слова в тетрадь.
Составь схемы этих слов, обозначив все звуки.
Ф-ка: Лебеди летят, крыльями машут.
- Закрепление навыка звуко — буквенного конструирования.
Д.игра: «У Гномика рассыпалось слово».
Задания:
– Составить слово, называя буквы в указанной последовательности;
– Записать его в тетрадь;
Составить схему слова, обозначив все звуки;
- Закрепление навыка по слогового чтения.
Д.игра: «Помоги Карандашику».
Задания: — Прочитай предложение.
– Составь схему предложения. Кукла стоит.
– Назвать первое слово. Разделить его на слоги. Обозначить их.
– Составить схему второго слова, обозначая все звуки.
- Итог занятия.
III период: (март — апрель); Март 2-ая неделя.
Диктант № 13.
Цель: Закрепление навыка звуко — буквенного конструирования и аналитико- синтетической деятельности.
Закрепление навыка по слогового чтения.
Оборудование: Предметные картинки, печатные буквы схемы слов, цветные магниты. Схема предложения.
Ход занятия:
- Орг. момент: (установка к работе)
- Формирование слогового анализа.
Д.игра: «Помоги Гномику подобрать слова».
Задание: — Подобрать слова и записать их в тетрадь по кол-ву слогов:
1 слог- …………..; 2 слога — ………….; 3 слога — …………..;
Словарь: МАШИНА, ЛИСТ, ЛИМОН, ОСА;
– Обозначить в этих словах только гласные;
- Формирование звуко–буквенного конструирования:
Д. ИГРА: «Незнайкины загадки».
Задание: — Помогите Незнайке составить слово из предложенных букв;
Ш, Т, Р, О, А; К, Р, Т, О;
Ф-ка: Рыбки весело плескались в мутной тепленькой воде.
(круговые движение руками)
То сожмутся — разожмутся,
(сжимание и разжимание кулачков)
То заплещутся в воде. (расслабить кисти рук)
- Формирование фонематического восприятия.
Д.игра: «Вместе с Карандашиком допиши словечко».
Задания: — Вставить пропущенные буквы в слова;
— Дополнить схемы этих слов;
– Разделить слова на слоги;
Словарь: С …..Л..….ЫШ..….О; У…….И…….И;
(кр) (син) (син) (зел) (зел)
- Закрепление навыка по слогового чтения.
Д.игра: «Вместе с Солнышком читай и задания выполняй»
Задания: — Прочитай предложение;
– Спиши предложение в тетрадь;
У кота усы.
– Составить схему этого предложения;
– Обозначит слово — предлог;
– Разделить на слоги 3-е слово;
– Найти второе слово и составить его схему, обозначив все звуки;
- Итог занятия.
Предложенная система занятий предусматривает всё усложняющиеся задания и создает основу для формирования у детей с ТНР чётких представлений о звуко-буквенном составе слова, способствует закреплению навыка послогового чтения и готовит руку к письму, а в целом готовит ребёнка с ТНР к обучению в школе.
Литература:
- Д.Б Эльконин «Букварь» М. «Просвещение» 1993 г.
- Н. В. Новоторцева «Учимся читать: Обучение грамоте в детском саду» Ярославль «Академия развития»; «Акадкмия К» 1998г.
- Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова «Дидактический материал по русскому языку» Для работ с детьми с задержкой психического развития. М. «Просвещение» 1992 г.
- Е. К. Джаферова, В. Л. Виленко «Весёлые задания» Щ. «Сталкер» 2000г.
- Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова «Исправление и и предупреждение дисграфии у детей», М. «Просвещение» 1972 г.
- В. Волина «Праздник букваря» М. Арт-пресс» 1997 г.
- С. Ф. Иванько «Формирование восприятия речи у детей с тяжёлым нарушением произношения» М. «Просвещение» 1984 г.
- Л. Б. Боряева «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелым нарушением речи». С-Пб ЦДК проф. 2014 г.