Диктант как одна из форм закрепления всех полученных навыков для успешного обучения детей с ТНР в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 06.03.2021

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Корж, О. Н. Диктант как одна из форм закрепления всех полученных навыков для успешного обучения детей с ТНР в школе / О. Н. Корж, Н. В. Соседская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79051/ (дата обращения: 16.11.2024).



Уважаемые коллеги!

Хотим поделиться нашими наработками и своим опытом работы с детьми, страдающими тяжелым нарушением речи, по закреплению полученных навыков по подготовке детей с ТНР к обучению в школе. Может быть, кому-то из наших коллег покажется предложенный опыт интересным и достойным внимания.

Логопеды, которые работают с детьми с ТНР, отмечают, что дети данной категории испытывают трудности в овладении грамотой. Они страдают моторной недостаточностью, которая затрудняет возможность ребёнка ориентироваться в пространстве. У большинства детей отмечаются нарушения внимания, памяти, незаконченность формирования фонематического восприятия, нарушены зрительные и слуховые представления, что и затрудняет овладение грамотой детьми с ТНР.

Одним из важнейших направлений по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава слова. Наряду с развитием звукового анализа и синтеза, параллельно, формируется способность ребёнка соотносить графическое изображение букв со звуковым образом. Постепенно формируется по слоговое чтение.

Для закрепления полученных знаний и умений в процессе обучения грамоте, учитывая психологические особенности детей с ТНР, с целью закрепления всех полученных навыков по подготовке детей к обучению в школе, нами была разработана система контрольно-ориентировочных занятий, условно называемых «диктанты».

Старательно выполняя задания, предлагаемые нами в диктантах, дети с ТНР учатся сообразительности, исполнительности, самообладанию — это ценные и нужные качества, которые потребуются детям в школе.

Большое значение при разработке этих занятий придавалось доступности предлагаемого детям материала, наглядности, индивидуальному подходу. В этих занятиях заложена система, позволяющая логопеду воспитать у детей способность к творчеству, поиску самостоятельного решения поставленных задач, стимулирующих развитие детской мысли. А ещё — в системе этих занятий решается очень важная задача: переход от игровой деятельности дошкольника к учебной деятельности школьника, от образного мышления — к понятийному, т. е. формируется умение учиться. Игровым моментом этих занятий являются игры-задания от героев сказок и мультфильмов, в решении которых помогают сами дети.

Занимательность этих занятий создаётся неожиданной для детей постановкой вопроса, необычной формой ведения занятий («маленькая» школа). Всего нами составлено 19 занятий, один раз в неделю, подгрупповым методом (5–6 детей). Занятия начинали проводиться с 3-ей недели ноября, когда уже были накоплены некоторые знания и умения, по 4-ю неделю апреля. Время проведения занятий составляло 25–30 минут. Работа на этих занятиях проводилась в тетради в мелкую клеточку, простым карандашом.

Задания, которые выполняли дети в «диктантах» содержали упражнения по выделению звуков из слов, соотнесение звукового образа с графическим образом буквы, печатание букв, слогов, слов, исправление «ошибок», деление слов на слоги, разгадывание ребусов, списывание с доски, и конечно по слоговое чтение.

Предлагаем вашему вниманию несколько диктантов по периодам обучения.

I период: (ноябрь — декабрь). 3-я неделя ноября

Диктант № 1.

Цель занятия: Формирование графических навыков.

Закрепление навыка звуко-буквенного анализа.

Формирование зрительного внимания.

Оборудование: Простые и цветные карандаши, тетради в клеточку. Печатные буквы, цветные магниты, предметные картинки, мяч.

Ход занятия:

  1. Орг. момент: (установка к работе — повторяется на каждом занятии)

– Откройте тетради.

– Отсчитайте вниз 2 клеточки.

– Слева — направо 2 клеточки.

– Найди точечку, — от неё вниз будем работать. (демонстрация на доске).

ЗАПОМНИ! Высота большой буквы- 3 клеточки.

Высота маленькой буквы — 2 клеточки.

Расстояние между словами — 3 клеточки.

Расстояние между буквами — 1 клеточка.

  1. Формирование фонематического слуха:

Д.игра: «Помоги Карандашику».

Задания: — Назвать слова, так чтобы мы услышали гласные звуки;(на доске предметные картинки: ДОООМ, ШААААР, ЛУУУУК. КИИИИИТ)

– Вспомнить соответствую гласную букву;

– Записать её большими буквами в тетрадь;

  1. Формирование зрительного внимания:

Д.игра: «Помоги Гномику запомнить буквы»

Задания: — Запомни ряд из 4-х букв:

П У Т И

(логопед закрывает ряд и предлагает детям записать его по памяти в тетрадь). — Обозначить только гласные буквы соответствующим карандашом.

  1. Формирование слухового внимания и памяти.

Д.игра: «Слушай внимательно. Запиши в тетрадь обязательно».

Задание: Записать в тетрадь под диктовку слоги:

АП; УК; ОМ;

– Обозначить только согласные буквы;

Ф-ка: Руки в сторону в кулачок — разожмем и на бочок…

  1. Формирование аналитико-синтетической деятельности.

Д. игра: «Помоги Незнайке».

Задание: — Составить слова из предложенных букв;

И; К; Т; (КИТ) А; М; К;

– Записать слова в тетрадь.

– Составь схемы этих слов, обозначая каждую букву;

Итог занятия.

C:\Users\MSI\Documents\цветы\крутые мамины штуки_0001.jpg_files\krutye_maminy_shtuki_0001.jpg

II период: (Январь — февраль) Февраль 1 неделя.

Диктант № 9.

Цель: Формирование графических навыков.

Закрепление навыков аналитико-синтетической деятельности и звуко-буквенного конструирования.

Формирование навыка слитного по слогового чтения.

Оборудование: Предметные картинки, печатные буквы, схемы слов, схема предложения, простые и цветные карандаши, тетради.

Ход занятия:

  1. Орг. момент:
  2. Закрепление навыка фонематического восприятия.

Д. ИГРА: «Солнечные загадки».

Задания: — Назвать предложенные картинки, четко произнося каждый звук.

Словарь: ШУБА, МАК, ПАСТА, АЗБУКА, СТУЛ

– Подобрать слова к следующим схемам из предложенных картинок.

СОГЛ, СОГЛ, ГЛ, СОГЛ; СОГЛ, ГЛ, СОГЛ, СОГЛ, ГЛ;

– Записать их в тетрадь.

– Разделить эти слова на слоги и обозначить их.

  1. Формирование слухового внимания и памяти.

Д.игра: «Незнайкины загадки».

Задания: — Прочитай слова: ШАКА (КАША); КИСО (СОКИ);

– Поменяй местами слоги в словах.

– Запиши слова в тетрадь.

Составь схемы этих слов, обозначив все звуки.

Ф-ка: Лебеди летят, крыльями машут.

  1. Закрепление навыка звуко — буквенного конструирования.

Д.игра: «У Гномика рассыпалось слово».

Задания:

– Составить слово, называя буквы в указанной последовательности;

– Записать его в тетрадь;

Составить схему слова, обозначив все звуки;

  1. Закрепление навыка по слогового чтения.

Д.игра: «Помоги Карандашику».

Задания: — Прочитай предложение.

Составь схему предложения. Кукла стоит.

– Назвать первое слово. Разделить его на слоги. Обозначить их.

– Составить схему второго слова, обозначая все звуки.

  1. Итог занятия.

III период: (март — апрель); Март 2-ая неделя.

Диктант № 13.

Цель: Закрепление навыка звуко — буквенного конструирования и аналитико- синтетической деятельности.

Закрепление навыка по слогового чтения.

Оборудование: Предметные картинки, печатные буквы схемы слов, цветные магниты. Схема предложения.

Ход занятия:

  1. Орг. момент: (установка к работе)
  2. Формирование слогового анализа.

Д.игра: «Помоги Гномику подобрать слова».

Задание: — Подобрать слова и записать их в тетрадь по кол-ву слогов:

1 слог- …………..; 2 слога — ………….; 3 слога — …………..;

Словарь: МАШИНА, ЛИСТ, ЛИМОН, ОСА;

– Обозначить в этих словах только гласные;

  1. Формирование звуко–буквенного конструирования:

Д. ИГРА: «Незнайкины загадки».

Задание: — Помогите Незнайке составить слово из предложенных букв;

Ш, Т, Р, О, А; К, Р, Т, О;

Ф-ка: Рыбки весело плескались в мутной тепленькой воде.

(круговые движение руками)

То сожмутся — разожмутся,

(сжимание и разжимание кулачков)

То заплещутся в воде. (расслабить кисти рук)

  1. Формирование фонематического восприятия.

Д.игра: «Вместе с Карандашиком допиши словечко».

Задания: — Вставить пропущенные буквы в слова;

— Дополнить схемы этих слов;

– Разделить слова на слоги;

Словарь: С …..Л..….ЫШ..….О; У…….И…….И;

(кр) (син) (син) (зел) (зел)

  1. Закрепление навыка по слогового чтения.

Д.игра: «Вместе с Солнышком читай и задания выполняй»

Задания: — Прочитай предложение;

– Спиши предложение в тетрадь;

У кота усы.

– Составить схему этого предложения;

– Обозначит слово — предлог;

– Разделить на слоги 3-е слово;

– Найти второе слово и составить его схему, обозначив все звуки;

  1. Итог занятия.

C:\Users\MSI\Documents\цветы\крутые мамины штуки_0001.jpg_files\krutye_maminy_shtuki_0003.jpg

Предложенная система занятий предусматривает всё усложняющиеся задания и создает основу для формирования у детей с ТНР чётких представлений о звуко-буквенном составе слова, способствует закреплению навыка послогового чтения и готовит руку к письму, а в целом готовит ребёнка с ТНР к обучению в школе.

Литература:

  1. Д.Б Эльконин «Букварь» М. «Просвещение» 1993 г.
  2. Н. В. Новоторцева «Учимся читать: Обучение грамоте в детском саду» Ярославль «Академия развития»; «Акадкмия К» 1998г.
  3. Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова «Дидактический материал по русскому языку» Для работ с детьми с задержкой психического развития. М. «Просвещение» 1992 г.
  4. Е. К. Джаферова, В. Л. Виленко «Весёлые задания» Щ. «Сталкер» 2000г.
  5. Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова «Исправление и и предупреждение дисграфии у детей», М. «Просвещение» 1972 г.
  6. В. Волина «Праздник букваря» М. Арт-пресс» 1997 г.
  7. С. Ф. Иванько «Формирование восприятия речи у детей с тяжёлым нарушением произношения» М. «Просвещение» 1984 г.
  8. Л. Б. Боряева «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелым нарушением речи». С-Пб ЦДК проф. 2014 г.
Основные термины (генерируются автоматически): закрепление навыка, слово, слоговое чтение, буква, задание, тетрадь, занятие, игра, ребенок, слог.


Похожие статьи

Обучение технике в тхэквондо-WTF на этапе начальной подготовки с использованием средств и методов межкультурной коммуникации

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку

Мотивация учения как одно из условий повышения качества образования в условиях начальной школы

Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Коммуникативный подход как одно из самых современных и перспективных направлений обучения иностранному языку в начальной школе

Использование различных форм социальных практик в процессе подготовки будущего учителя (бакалавра образования)

Образовательный паркур как одно из направлений педагогической технологии активной сенсорно-развивающей среды

Похожие статьи

Обучение технике в тхэквондо-WTF на этапе начальной подготовки с использованием средств и методов межкультурной коммуникации

Использование современных образовательных технологий как одно из условий формирования методической компетентности и профессиональной культуры учителя английского языка

Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку

Мотивация учения как одно из условий повышения качества образования в условиях начальной школы

Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Коммуникативный подход как одно из самых современных и перспективных направлений обучения иностранному языку в начальной школе

Использование различных форм социальных практик в процессе подготовки будущего учителя (бакалавра образования)

Образовательный паркур как одно из направлений педагогической технологии активной сенсорно-развивающей среды

Задать вопрос