Аварийность на автомобильном транспорте — самая распространенная социально-экономическая и демографическая проблема в большинстве стран мира. В нашей стране данная проблема занимает одно из ведущих мест. Аварийность на дорогах наносит колоссальный вред нашему Государству, экономике и населению России. Ежегодно на дорогах России погибает более 15 тыс. человек и получают травмы более 200 тыс. человек.
Согласно таблице 1 самыми распространёнными видами ДТП являются столкновение транспортных средств и наезд на пешехода и составляют 42 % и 29 % соответственно.
Таблица 1
Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по видам ДТП за 2018 год
Вид ДТП |
Количество ДТП |
Погибло |
Ранено |
Столкновение транспортных средств |
71167 |
7671 |
109717 |
Опрокидывание транспортных средств |
13401 |
2052 |
17262 |
Наезд на стоящее транспортное средство |
4903 |
594 |
6793 |
Наезд на пешехода |
48834 |
5187 |
46243 |
Наезд на препятствие |
11565 |
1547 |
14960 |
Наезд на велосипедиста |
5294 |
370 |
5057 |
Наезд на гужевой транспорт |
28 |
8 |
31 |
Падение пассажира |
6383 |
57 |
6628 |
Наезд на животное |
428 |
43 |
580 |
Иные виды |
6096 |
685 |
7582 |
Всего |
168099 |
18214 |
214853 |
Основной причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является несоблюдение правил дорожного движения водителями транспортных средств. 85–90 % всех ДТП происходят по вине водителей.
Также существуют и другие причины ДТП:
− нарушения правил дорожного движения пешеходами;
− низкое качество дорожного покрытия и технических средств организации дорожного движения;
− техническая неисправность автомобилей.
В столкновениях транспортных средств в 2018 году погибло и ранено около 50 % человек от общего количества пострадавших в ДТП. Таким образом, данный вид ДТП является самым распространённым и наиболее опасным.
Для того, чтобы понять, как изменялась ситуация с безопасностью дорожного движения в России, проанализируем статистику ДТП за последние 20 лет. Согласно таблице 2 за последние 20 лет произошли значительные изменения. С 2000 по 2007 год наблюдается значительный рост дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим в данном периоде возрастают такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). В связи с этим Правительство РФ разрабатывает ряд мероприятий, позволяющих снизить число пострадавших и количество ДТП в целом. Такими мероприятиями являются федеральные целевые программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» и «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» и стратегия по повышению безопасности дорожного движения.
Благодаря разработанной Правительством РФ Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» к 2013 снизилось количество ДТП на 25,5 тыс. по сравнению с 2006 годом и количество погибших на 4,7 тыс. человек.
Согласно Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» увеличение главных показателей аварийности в 2001–2004 годах по отношению к одному проценту роста количества транспортных средств составило:
− по дорожно-транспортным происшествиям — 3,6 %;
− по количеству лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, — 2,7 %;
− по количеству лиц, получивших травмы в дорожно-транспортных происшествиях, — 4,5 % [3].
В 2000–2004 годах экономика России потеряла 2,2–2,6 процента валового внутреннего продукта страны в связи с большим количеством дорожно-транспортных происшествий [3].
С 2007 г. в Российской Федерации ежегодно снижался уровень аварийности на автомобильном транспорте, уменьшалось число дорожно-транспортных происшествий, погибших и пострадавших в них людей, в то время как автопарк страны увеличивался.
В ходе осуществления данной программы сократилось к 2012 году количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в полтора раза по сравнению с аналогичным показателем в 2004 году. Социально-экономический эффект от реализации Программы составил 629166,7 млн. рублей, а бюджетный эффект — 85525,42 млн. рублей.
После трех лет снижения основных показателей аварийности, в 2011 году возросло число ДТП, число погибших и раненных в них людей. Согласно официальной статистике, в 2012 году на территории России было зарегистрировано 203597 дорожно-транспортных происшествий. По сравнению с 2011 годом число аварий выросло на 1,9 %. Жертвами автокатастроф в 2012 году стали 27991 человека — на 38 человек больше, чем годом ранее (+0,1 %). Травмы в результате аварий получили 258 618 человек — число раненых за год увеличилось на 6770 (+2,7 %).
В связи с этим в 2013 году Правительство РФ разработало Федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», после внедрения которой количество ДТП каждым годом сокращалось.Цель программы — уменьшение количества смертей в дорожно-транспортных происшествиях к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом. К 2019 году уменьшилось число случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий, на 11 тыс. человек по сравнению с 2012 годом; социальный риск к 2019 году сократился на 30,5 процента по сравнению с 2012 годом, а транспортный риск — на 36,7 процента.
Так, к 2018 году количество ДТП уменьшилось на 35,9 тыс., количество погибших — на 8,8 тыс., количество пострадавших — на 43,5 тыс. по сравнению с 2013. В 2019 году ситуация продолжает меняться в лучшую сторону. Так в 2019 году количество ДТП уменьшилось на 3,5 тыс., количество погибших — на 1,2 тыс., количество пострадавших — на 4 тыс. по сравнению с предыдущим годом.
Происходящее снижение аварийности одновременно характеризуется последовательным снижением тяжести последствий ДТП (количество раненных уменьшилось на 43,5 тыс., количество погибших — на 8,8 тыс.).
Таблица 2
Статистика ДТП в России за 2000–2018 года
Год |
Количество ДТП |
Погибло |
Ранено |
2000 |
157495 |
29594 |
179401 |
2001 |
164401 |
30916 |
187790 |
2002 |
184360 |
33243 |
215678 |
2003 |
204267 |
35602 |
243919 |
2004 |
208558 |
34506 |
251386 |
2005 |
223342 |
33957 |
274864 |
2006 |
229140 |
32724 |
285362 |
2007 |
233809 |
33308 |
292206 |
2008 |
218322 |
29936 |
270883 |
2009 |
203603 |
26084 |
257034 |
2010 |
199431 |
26567 |
250635 |
2011 |
199868 |
27953 |
251849 |
2012 |
203597 |
27991 |
258617 |
2013 |
204068 |
27025 |
258437 |
2014 |
199720 |
26963 |
251785 |
2015 |
184000 |
23114 |
231197 |
2016 |
173700 |
20308 |
221140 |
2017 |
169432 |
19088 |
215374 |
2018 |
168099 |
18214 |
214853 |
2019 |
164358 |
16981 |
210877 |
Всего |
3893570 |
70690 |
4823287 |
Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы разработана Правительством РФ с целью определения ориентиров в области безопасности дорожного движения, направлений и способов их достижения, а также формирования у участников дорожного движения понимания перспектив и ориентиров состояния обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации на среднесрочный период. Цели Стратегии — повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что в России на государственном уровне предпринимаются меры по снижению аварийности на дорогах. Целью Правительства является уменьшение числа погибших и пострадавших в ДТП, а к 2030 году достижение нулевой смертности. Упомянутые в статье Федеральные целевые программы являются эффективным способом повышения безопасности дорожного движения и сокращения числа пострадавших и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Наряду с Федеральными целевыми программами, одним из методов снижения аварийности на дорогах страны является качественная и достоверная экспертиза ДТП, которая позволяет выявить причины возникновения ДТП и разработать мероприятия по устранению этих причин.
Литература:
- О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 10.12.1995 N 196 — ФЗ — Москва, 1995. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
- Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 N 1-р — Москва, 2018. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
- О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 100 — Москва, 2006. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
- О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 3.10.2013 N 864 — Москва, 2013. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
- Амбарцумян, В. В. Причины Дорожно-транспортных происшествий / В. В. Амбарцумян. — Москва: Автомобильный транспорт, 2003. — 93 с;
- Статистика ДТП в России за январь-декабрь 2018 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.1gai.ru/522049-statistika-dtp-v-rossii-za-yanvar-dekabr-2018-goda.html