Аварийность на дорогах и учет ДТП | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мережко, М. Ю. Аварийность на дорогах и учет ДТП / М. Ю. Мережко, Ю. Я. Комаров, В. А. Колодий, А. Г. Шарантаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79054/ (дата обращения: 18.12.2024).



Аварийность на автомобильном транспорте — самая распространенная социально-экономическая и демографическая проблема в большинстве стран мира. В нашей стране данная проблема занимает одно из ведущих мест. Аварийность на дорогах наносит колоссальный вред нашему Государству, экономике и населению России. Ежегодно на дорогах России погибает более 15 тыс. человек и получают травмы более 200 тыс. человек.

Согласно таблице 1 самыми распространёнными видами ДТП являются столкновение транспортных средств и наезд на пешехода и составляют 42 % и 29 % соответственно.

Таблица 1

Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по видам ДТП за 2018 год

Вид ДТП

Количество ДТП

Погибло

Ранено

Столкновение транспортных средств

71167

7671

109717

Опрокидывание транспортных средств

13401

2052

17262

Наезд на стоящее транспортное средство

4903

594

6793

Наезд на пешехода

48834

5187

46243

Наезд на препятствие

11565

1547

14960

Наезд на велосипедиста

5294

370

5057

Наезд на гужевой транспорт

28

8

31

Падение пассажира

6383

57

6628

Наезд на животное

428

43

580

Иные виды

6096

685

7582

Всего

168099

18214

214853

Основной причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является несоблюдение правил дорожного движения водителями транспортных средств. 85–90 % всех ДТП происходят по вине водителей.

Также существуют и другие причины ДТП:

− нарушения правил дорожного движения пешеходами;

− низкое качество дорожного покрытия и технических средств организации дорожного движения;

− техническая неисправность автомобилей.

В столкновениях транспортных средств в 2018 году погибло и ранено около 50 % человек от общего количества пострадавших в ДТП. Таким образом, данный вид ДТП является самым распространённым и наиболее опасным.

Для того, чтобы понять, как изменялась ситуация с безопасностью дорожного движения в России, проанализируем статистику ДТП за последние 20 лет. Согласно таблице 2 за последние 20 лет произошли значительные изменения. С 2000 по 2007 год наблюдается значительный рост дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим в данном периоде возрастают такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). В связи с этим Правительство РФ разрабатывает ряд мероприятий, позволяющих снизить число пострадавших и количество ДТП в целом. Такими мероприятиями являются федеральные целевые программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» и «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» и стратегия по повышению безопасности дорожного движения.

Благодаря разработанной Правительством РФ Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» к 2013 снизилось количество ДТП на 25,5 тыс. по сравнению с 2006 годом и количество погибших на 4,7 тыс. человек.

Согласно Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» увеличение главных показателей аварийности в 2001–2004 годах по отношению к одному проценту роста количества транспортных средств составило:

− по дорожно-транспортным происшествиям — 3,6 %;

− по количеству лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, — 2,7 %;

− по количеству лиц, получивших травмы в дорожно-транспортных происшествиях, — 4,5 % [3].

В 2000–2004 годах экономика России потеряла 2,2–2,6 процента валового внутреннего продукта страны в связи с большим количеством дорожно-транспортных происшествий [3].

С 2007 г. в Российской Федерации ежегодно снижался уровень аварийности на автомобильном транспорте, уменьшалось число дорожно-транспортных происшествий, погибших и пострадавших в них людей, в то время как автопарк страны увеличивался.

В ходе осуществления данной программы сократилось к 2012 году количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в полтора раза по сравнению с аналогичным показателем в 2004 году. Социально-экономический эффект от реализации Программы составил 629166,7 млн. рублей, а бюджетный эффект — 85525,42 млн. рублей.

После трех лет снижения основных показателей аварийности, в 2011 году возросло число ДТП, число погибших и раненных в них людей. Согласно официальной статистике, в 2012 году на территории России было зарегистрировано 203597 дорожно-транспортных происшествий. По сравнению с 2011 годом число аварий выросло на 1,9 %. Жертвами автокатастроф в 2012 году стали 27991 человека — на 38 человек больше, чем годом ранее (+0,1 %). Травмы в результате аварий получили 258 618 человек — число раненых за год увеличилось на 6770 (+2,7 %).

В связи с этим в 2013 году Правительство РФ разработало Федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», после внедрения которой количество ДТП каждым годом сокращалось.Цель программы — уменьшение количества смертей в дорожно-транспортных происшествиях к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом. К 2019 году уменьшилось число случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий, на 11 тыс. человек по сравнению с 2012 годом; социальный риск к 2019 году сократился на 30,5 процента по сравнению с 2012 годом, а транспортный риск — на 36,7 процента.

Так, к 2018 году количество ДТП уменьшилось на 35,9 тыс., количество погибших — на 8,8 тыс., количество пострадавших — на 43,5 тыс. по сравнению с 2013. В 2019 году ситуация продолжает меняться в лучшую сторону. Так в 2019 году количество ДТП уменьшилось на 3,5 тыс., количество погибших — на 1,2 тыс., количество пострадавших — на 4 тыс. по сравнению с предыдущим годом.

Происходящее снижение аварийности одновременно характеризуется последовательным снижением тяжести последствий ДТП (количество раненных уменьшилось на 43,5 тыс., количество погибших — на 8,8 тыс.).

Таблица 2

Статистика ДТП в России за 2000–2018 года

Год

Количество ДТП

Погибло

Ранено

2000

157495

29594

179401

2001

164401

30916

187790

2002

184360

33243

215678

2003

204267

35602

243919

2004

208558

34506

251386

2005

223342

33957

274864

2006

229140

32724

285362

2007

233809

33308

292206

2008

218322

29936

270883

2009

203603

26084

257034

2010

199431

26567

250635

2011

199868

27953

251849

2012

203597

27991

258617

2013

204068

27025

258437

2014

199720

26963

251785

2015

184000

23114

231197

2016

173700

20308

221140

2017

169432

19088

215374

2018

168099

18214

214853

2019

164358

16981

210877

Всего

3893570

70690

4823287

Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы разработана Правительством РФ с целью определения ориентиров в области безопасности дорожного движения, направлений и способов их достижения, а также формирования у участников дорожного движения понимания перспектив и ориентиров состояния обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации на среднесрочный период. Цели Стратегии — повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что в России на государственном уровне предпринимаются меры по снижению аварийности на дорогах. Целью Правительства является уменьшение числа погибших и пострадавших в ДТП, а к 2030 году достижение нулевой смертности. Упомянутые в статье Федеральные целевые программы являются эффективным способом повышения безопасности дорожного движения и сокращения числа пострадавших и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Наряду с Федеральными целевыми программами, одним из методов снижения аварийности на дорогах страны является качественная и достоверная экспертиза ДТП, которая позволяет выявить причины возникновения ДТП и разработать мероприятия по устранению этих причин.

Литература:

  1. О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 10.12.1995 N 196 — ФЗ — Москва, 1995. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
  2. Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 N 1-р — Москва, 2018. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
  3. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 100 — Москва, 2006. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
  4. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 3.10.2013 N 864 — Москва, 2013. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
  5. Амбарцумян, В. В. Причины Дорожно-транспортных происшествий / В. В. Амбарцумян. — Москва: Автомобильный транспорт, 2003. — 93 с;
  6. Статистика ДТП в России за январь-декабрь 2018 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.1gai.ru/522049-statistika-dtp-v-rossii-za-yanvar-dekabr-2018-goda.html
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, повышение безопасности, происшествие, Правительство РФ, вид ДТП, ДТП, Российская Федерация, Россия, сравнение, Федеральная целевая программа.


Задать вопрос