Юридическая ответственность — это важнейший институт любой национальной и международной правовой системы, один из признаков права, необходимая составляющая механизма действия закона. Именно поэтому проблема юридической ответственности занимает одно из главных мест в теории права и в отраслевых науках юриспруденции. Учёные-правоведы последних лет внимательно изучают проблемы дифференциации юридической ответственности.
Юридическая ответственность — это форма государственного принуждения, которая давно известна правоведению. Общественные отношения, охраняемые юридической ответственностью, сложны и неоднородны, поэтому юридическая ответственность подразделяется на различные виды. Наиболее распространенной является классификация ответственности по отраслевому признаку, в основание которой положен предмет и метод правого регулирования. В юридической литературе, кроме традиционных видов ответственности (административной, уголовной, гражданской и др.), выделяют нетрадиционные (новые) виды юридической ответственности: финансовую, налоговую, бюджетную, таможенную и экологическую ответственность. Развитие этих отраслей привело к возникновению в них видов ответственности, которая призвана обеспечить в них правопорядок. Таким образом, появление новых видов юридической ответственности неразрывно связано с развитием различных видов отраслей права и появлением в них различных тенденций, требующих упорядочения.
Правоведы Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин выдвинули «гипотезу о формировании в системе права новой профилирующей отрасли права, имеющей своим предметом одновременно публичные и частные (точнее, корпоративные) финансы. Назвав данную новую отрасль права — «новым финансовым правом». Они определяют его систему как совокупность следующих структурных элементов: бюджетное право, налоговое право, банковское право, страховое право, валютное право, инвестиционное право, фондовое право, законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательство о финансовом контроле и аудиторской деятельности, законодательство о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и др. [1]. Наличие отрасли финансового права предполагает наличие в ней финансовой ответственности.
Среди юристов есть два подхода к природе данного рода ответственности. Первый — финансовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Эта ответственность охраняет все правовые институты, которые входят в систему финансового права (М. Б. Разгильдяева, А. П. Зрелов, Ю. В. Рудовер). Другой подход — отсутствие самостоятельности финансово-правовой ответственности, так как по своей природе она является административно-правовой (Ю. А. Тихомиров).
Вопрос о самостоятельности финансово-правовой ответственности является действительно спорным. Для его решения оттолкнемся от основ теории права. Обратим внимание на два аспекта: что является признаками юридической ответственности и какие цели преследует юридическая ответственность, и соотнесем полученную информацию с финансово-правовой ответственностью.
Так, признаками юридической ответственности выступают следующие аспекты:
- Наступает только за совершенное правонарушение;
- Является видом государственного принуждения;
- Выражается в обязанности претерпевать лишения личного, имущественного и организационного характера;
- Возлагается компетентными государственными органами в установленных законом процессуальных формах;
- Носит дополнительный характер (помимо выполненной обязанности) [2].
Цель юридической ответственности состоит в том, чтобы восстановить социальную справедливость, защитить правопорядок от противоправных посягательств и воспитать у граждан уважение к праву, привить привычку строго соблюдать законы. Более конкретными целями юридической ответственности выступают: наказание виновного и предупреждение совершения новых правонарушений.
Финансовой ответственности присущи все признаки юридической ответственности: она связана с государственным принуждением, возникает на основе норм права, наступает за совершенное правонарушение, сопровождается наступлением негативных последствий для лица виновного в совершении правонарушения. Основное назначение финансово — правового принуждения заключается в борьбе с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также в охране общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства.
Цели финансово-правовой ответственности в законодательстве прямо не указаны, но их можно вывести из целей и задач внутри отраслевых нормативных правовых актов. В частности, в преамбуле Бюджетного Кодекса РФ определено, что этот Кодекс служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ [3]; в преамбуле Закона о валютном регулировании указано, что целью данного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ. Нормативным порядком определены основные начала законодательства о налогах и сборах (ст.3 Налогового Кодекса РФ), посредством решения которых достигаются цели налоговой ответственности [4].
Таким образом, признаки и цели финансовой ответственности полностью совпадают с общим понятием юридической ответственности как таковой. Однако, у этого вида ответственности есть свои особенности, касающиеся финансовых санкций, порядка их применения, определения признаков, оснований и состава финансового правонарушения.
Так, финансово-правовая ответственность имеет определенные основания:
1) норма права, запрещающая какое-либо деяние и предусматривающая ответственность за него, — нормативное основание;
2) правонарушение как юридический факт — фактическое основание;
3) правоприменительный акт, определяющий конкретную принуждения, — конкретное основание.
Законодательство РФ не выработало такого понятия как «финансово-правовая ответственность», «финансовое правонарушение», «финансовая норма».
Для того, чтобы юридически грамотно рассмотреть данные определения, стоит обратиться к смежным видам правонарушений в области финансового права: бюджетным, налоговым, кредитно-денежным и валютным правонарушениям.
Следует отметить, что Бюджетный Кодекс РФ не содержит такого понятия, как бюджетное правонарушение, вместо этого он оперирует таким понятием, как «нарушение бюджетного законодательства». За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены меры финансовой, административной или уголовной ответственности. Меры финансовой ответственности предусмотрены Бюджетным кодексом РФ в Части IV «Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения» [3].
Налоговая ответственность предусмотрена Разделом VI Налогового Кодекса РФ «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение». Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (п. 4 ст. 108 НК РФ) [4].
В отношении ответственности за правонарушения в финансово-кредитной сфере действуют общие правила гражданско-правовой ответственности. За преступления в финансово-кредитной сфере законодательство устанавливает уголовную ответственность в виде штрафа или лишения свободы.
Правонарушения и преступления в сфере валютного законодательства, караются уголовной, административной и иную ответственностью в соответствии с законодательством.
Финансово-правовые нормы — это главные элементы, на которых строится финансовое право. Им свойственны общие черты правовой нормы, но они имеют и особенности, характерные только для финансового права.
Специфическими признаками финансово-правовых норм являются:
- Целевое назначение, т. е. нормы финансового права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по образованию, распределению и использованию денежных фондов.
- Императивный характер, т. е. участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.
- Публичность, свидетельствующая об объективной направленности норм финансового права на реализацию общественных интересов, так как они опосредованно воздействуют на экономику и обеспечивают необходимые финансовые средства для реализации различных социальных интересов.
- Материальное обоснование финансово-правовой нормы.
- Нестабильность норм финансового права, выраженная в постоянном изменении финансового законодательства посредством отмены устаревших и введении новых финансово-правовых норм, обусловленная рядом причин, в первую очередь, экономического характера (различные экономические колебания, политика государственных органов в сфере экономических отношений, проведение экономических реформ и т. д.) [1].
Финансовая-правовая ответственность также обладает рядом особенностей, которые позволяют утверждать, что совершение правонарушения влечет за собой именно финансовую ответственность, а не иной вид юридической ответственности.
- Финансовая деятельность государства носит публичный характер и реализуется в особой сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- Финансово-правовая ответственность носит исключительно денежный характер, она воздействует на финансовую сторону правонарушителя и не ограничивает его личные права и свободы.
- К финансово-правовой ответственности привлекают специально уполномоченные на это органы государства.
Таким образом, финансовая ответственность взаимосвязана со всеми видами юридической ответственности (уголовной, административной и др.), ввиду своей системности, но выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида обусловлено особенностью правовой природы финансового правонарушения, отличной от природы административного, уголовного или гражданско-правового нарушения. Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки, которые в совокупности позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения повлечет не административную, не уголовную и не гражданско-правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.
На основании вышеизложенного, можно утверждать, что финансовая ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, который регулируются такими подотраслями финансового права, как бюджетное и налоговое право, а также институтами валютного регулирования, финансово-правового регулирования. Отсутствие законодательного закрепления таких понятий как понятий «финансовое правонарушение», «финансовая норма» свидетельствуют о некачественном регулировании законодателем института юридической ответственности. Для избежания этой ситуации, законодателю необходимо провести пересмотр действующего законодательства по реализации юридической ответственности и осуществлять правотворчество с учетом эффективности и научно обоснованной точки зрения на юридическую ответственность.
Литература:
- Абрамчик, Л. Я. Финансовое право Республики Беларусь / Л. Я. Абрамчик. — Текст: электронный //: [ebooks.grsu.by]. — URL: https://elib.grsu.by/doc/9920 (дата обращения: 05.03.2021).
- Шафалович, А. А. Краткий конспект лекций по учебной дисциплине Общая теория права / А. А. Шафалович. — Минск: БГЭУ, 2018. — 236 с.—Текст: непосредственный.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145 — ФЗ (с изменениями на 22 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года).
- Налоговый кодекс Российской Федерации Налоговый кодекс часть 1 (НК РФ ч. 1) (в ред. 01.01.2020) Налоговый кодекс часть 2 (НК РФ ч. 2) (в ред. 01.01.2020).
- Общая теория права: пособие / В. А. Абрамович [и др.]; под общ. ред. С. Г. Дробязко, С. А. Калинина. — Минск: БГУ; издательство «Четыре четверти», 2017. — 416 с.