Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников.
Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с нарушением интеллекта не развивается полноценно без специального обучения. Подтверждение этому — статья 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В п.5 ст.5 данного закона прописано: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [1].
Коррекционное воздействие на ребенка с проблемами в развитии состоит, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности: потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и результативный — оказываются не сформированными у данной категории детей.
Развитие математических представлений в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Работа по усвоению счета и математических представлений для всех умственно отсталых детей очень трудна, в силу их основного дефекта: нарушения познавательной деятельности, а также в связи с вторичным недоразвитием речи и из-за характерных для многих из них нарушений эмоционально-волевой сферы, целенаправленной деятельности и других дополнительных дефектов [2]. Исследования И. В. Чумаковой показали, что дети демонстрируют очень низкий уровень формирования количественных представлений: неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительную зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; несформированность обобщенных представлений о количестве; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации. Все это ведет к затруднениям при дальнейшем изучении математики в школе [3].
В то же время многочисленные исследования подтверждают оптимистическую идею о том, что ребенок с легкой умственной отсталостью может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи (Л. Б. Баряева, А. Зарин, Н. Ю. Борякова, Г. В. Брыжинская и др.).
Современные требования к дошкольномуобразованию диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.
Одним из современных и признанных методов воспитания в дошкольной системе являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функцией.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).
Игра для дошкольников — учёба, труд, познание окружающего мира. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, логического мышления, развитию творческих способностей, развитию способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформировать логически обоснованную гипотезу и т. д., направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчёркивает: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическаяигра была не только формой освоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».
Дидактическиеигры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми в целях обучения и воспитания детей.
Практические особенности дидактическихигр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и восприятия детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Детей в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, они незаметно для себя решают дидактическую задачу . Используя дидактические игры в работе с детьми с нарушением интеллекта, мы убедились в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Для детей с умственной отсталостью игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.
Потребность в игре у детей и желание играть, необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством обучения и воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, они направлены на умственное развитие детей в целом [4]. В своей работе мы используем множество дидактических игр и упражнений, направленных на развитие математических способностей у детей с нарушением интеллекта. Применение игр во время занятий по развитию элементарных математических представлений, а также во время индивидуальной работы с детьми и в свободной деятельности способствуют формированию и развитию высших психических функций, речи, аналитико-синтаксических способностей.
Нами было создано дидактическое пособие — математический кейс «ФЭМПик» с приложением различных дидактических игр.
Назначение — пособие по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с умственной отсталостью. Данный материал может быть рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, работающим с детьми 3–6 лет, педагогам дополнительного образования, любящим родителям и просто творческим людям.
Новизна пособия:
– доступность;
– имеет высокую развивающую возможность;
– мобильность;
– насыщенное, яркое содержание;
– многофункциональность;
– возможность пополнения демонстрационного материала;
– использование в качестве образовательной и игровой мотивации.
Пособие «ФЭМПик» предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального.
Задачи:
– образовательные: стимулировать развитие самостоятельной познавательной, мыслительной активности каждого ребёнка; формировать представление о числе и количестве; развивать навык счета, закреплять знание цифр от 1–5, от 1 до 10; развивать представление о геометрических фигурах и называть их; расширять и активизировать словарный запас математическими терминами, понятиями;
– развивающие : развивать мелкую моторику рук, что немаловажно для совершенствования речи и интеллекта, тактильных ощущений, чувство цвета, эстетического восприятия;
– воспитательные : воспитывать интерес к точным наукам, умение логически мыслить, бережное отношение к игровому материалу.
Ожидаемый результат: дети могут научиться осуществлять количественный счет в прямом и обратном порядке, порядковый счет в пределах 5–10; пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, имеющих различную величину, цвет и форму; осуществлять преобразования множеств, определять место числа в числовом ряду, называть геометрические фигуры.
Математический кейс «ФЭМПик» — представляет собой дидактическое пособие, изготовленное из коробки размером 90:70:15 см. Все игры вложены в карманы, что позволяет многоразовое, легкодоступное, многофункциональное использование (рис.1).
Рис.1 Математический кейс «ФЭМПик»
На верхней стороне нанесены дорожки разного размера и разной фактуры и геометрические фигуры (гаражи) (рис. 2).
Рис. 2. Гаражи
В самой коробке собраны игры в пластиковых папках — карманах: «Грибочки», «Веселые мышки», «Эскимо», «Божьи коровки», «Яблочки», «Прятки», «Геометрический коврик», «Сравни», «Веселая геометрия», «Квадратики», «Числовой ряд», «Крышечки», «Угости Мишутку», «Разрезные картинки», картотека «Выложи из палочек».
К пособию подобраны дополнительные материалы: веер цифр, магнитная доска, игровой планшет, игровая двусторонняя панель, счётные палочки, магнитные цифры, магнитные геометрические фигуры, прищепки, набор лего, крышки цветные (4 основных цвета).
Данные игры могут быть использованы в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного образовательного процесса.
Играя с этим пособием, дети развивают память, внимание, мышление, что будет способствовать успешному обучению в школе.
Представляем описание некоторых дидактических игр:
- «Эскимо» (рис.3)
Рис. 3. Дидактическая игра «Эскимо»
Цель: развиватьзрительное восприятие, внимание, память, конструктивные навыки, мелкую моторику рук
Ход игры : ребенку предлагается образец — эскимо. На своей схеме ребенок конструирует такое же. Второй вариант — построй мороженое по памяти.
- «Сравни по количеству» (рис.4)
Рис. 4 Дидактическая игра «Сравни по количеству»
Цель : упражнять в счете до « 5 » ; закреплять умение сравнивать две группы предметов.
Предметы вырезаны из фетра. К ним пришиты липучки. Они легко прикрепляются и открепляются от странички (бабочки, цветочки, морковки, груши…)
- «Геометрический коврик» (рис.5)
Рис. 5. Дидактическая игра «Геометрический коврик»
Цель: развивать логическое мышление, закреплять знания о геометрических фигурах, развивать мыслительные процессы, логику, навыки различения цветов и геометрических форм; закреплять понятие целое и половина.
Предложить ребенку выложить разноцветный ковер так, чтобы половинки геометрических фигур совпали.
- « Прятки» (рис.6)
Рис. 6. Дидактическая игра «Геометрический коврик»
Задачи :
– Закреплять количественный и порядковый счет в пределах пяти.
– Закреплять прямой и обратный счет в пределах пяти.
– Закреплять знание цифр в пределах пяти.
– Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Игра представляет собой полоску из фетра. На лицевой стороне полоска условно разделена на 6 равных частей, в которых изображены 5 мячей (это могут быть любые картинки) и цифра 5.
На оборотной стороне расположены цифры от 4 до 1.
Ход игры :
Педагог: «Посмотри, что у меня есть. Как ты думаешь, что это такое?»
Дать возможность ребенку покрутить в руках свёрток, рассмотреть его.
Педагог: «Кто здесь спрятался? Сколько мячей?» Предложить потрогать фигурки, обвести пальчиком.
Педагог: «Здесь ещё и цифры есть. Ты знаешь цифры? Покажи, какие цифры ты знаешь?» Пусть ребёнок погладит пальчиком цифры, обведёт их по контуру.
Педагог: «Давай, попробуем поиграть?»
Педагог: «Смотри, сейчас перед нами пять мячиков и цифра 5. Один мячик решил от нас спрятаться (заворачиваем край полоски). Сколько мячей осталось? А вот и цифра 4 появилась»
Аналогично по очереди прячутся все мячи, и полоска сворачивается полностью.
Таким образом, мы закрепляем и обратный счет: 5,4,3,2,1, нисколько — все спрятались. Смайлик на резиночке можно представить как нолик. Затем полоска разворачивается, и мячи появляются один за другим: 1,2,3,4,5!
При закреплении порядкового счета: «Вот появился первый, второй, третий и т. д”.
- «Собери грибочек» (рис.7)
Рис. 7 Дидактическая игра «Собери грибочек»
Цель: закрепление умения считать в пределах 10; соотношение количества кружков с цифрой
Ребятам предлагается подобрать к шляпкам с определенным количеством кружочков, ножку с соответствующей этому количеству цифрой
- «Яблочки» (рис.8)
Рис. 8 Дидактическая игра «Яблочки»
Цель: закрепление умения считать в пределах 10; соотнесение количества кружков с цифрой.
Ребятам предлагается соединить половинки яблочек с определенным количеством кружочков, со второй половинкой с соответствующей этому количеству цифрой.
- «Божья коровка» (рис.9)
Рис. 9. Дидактическая игра «Божья коровка»
Цель: закрепление знаний геометрических фигур. Ребятам предлагается собрать божью коровку, из двух половинок, соединяя их по изображению на спинке (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник)
- «Веселые мышки» (рис.10)
Рис. 10. Дидактическая игра «Веселые мышки»
Цель: научить детей решать логические задачи на определение последовательности
Детям предлагаются схемы, на которых изображена последовательность, необходимо на хвостик мышонку надеть крышки определенного цвета и продолжить ряд.
Второй вариант надеть на хвостик крышки по схеме.
- «Угощение для Мишутки» (рис.11)
Рис. 11. Дидактическая игра «Угощение для Мишутки»
Цель: учить сопоставлять по форме геометрические фигуры, упражнять в их назывании.
Пособие изготовлено из фетра. Мишутку, у которого изображена определенная фигура, нужно угостить конфеткой, на которой изображена такая же геометрическая фигура.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур (рис. 12, 13). Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим успехам.
Рис.12. Составление плоскостных изображений
Рис.13. Составление плоскостных изображений
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, мы убедились в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по развитию элементарных математических представлений. Дети стали ориентироваться в пространстве, научились называть и выделять форму, цвет, величину, лучше соотносить количество и цифру.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта средствами дидактических игр положительно отражается на развитии детей в целом и способствует их успешному обучению в школе.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [ст.5, п.,5].
- Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие — СПб.: Издательство РГПУ им.Герцена; Издательство «Союз», 2002. — (Коррекционная педагогика).
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. — М.: «БУКМАСТЕР», 1993.
- Чумакова И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: Кн. для педагога-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.