Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню,
дай мне действовать самому — я научусь.
Древняя китайская мудрость
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в сфере образования представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, в связи с этим предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ здорового образа жизни.
Одной из важнейшых проблем современного образования становится развитие новых подходов к образованию детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время, практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей : ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность, поэтому в современном обществе воспитание нравственности и патриотизма, а также воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать развивать с дошкольного возраста. А чем раньше начинается работа с ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.
Воспитательно — образовательный процесс в условиях меняющего современного мира постоянно усложняется и требует от воспитанников большего умственного и нервно- психического напряжения, поэтому в последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Так, одной из актуальных идей дошкольной педагогики, стало внедрение в практику работы по воспитанию и обучению детей с ОВЗ (инклюзивное образование), которая включена в единую государственную систему образования России.
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия” в переводе с англ. языка «inclusive» — означает «включенность». Инклюзивное образование — это обеспечение полного вовлечения ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии — не просто поместить ребенка в обычный класс или группу. Это необходимость изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс таким образом, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из важнейших в теории и практике дошкольной педагогики. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования — процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических ресурсов еще и социальные, административные, требующие кардинальной перестройки современной системы образования.
Основной целью и задачами инклюзивного образования в ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития и организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ. Это необходимо сделать, для того чтобы ребенок с ОВЗ научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы. Также следует выделить задачи в плане квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников и интеграцию детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство. Таким образом, цели и задачи инклюзивного образования могут быть сформулированы как система задач трех уровней :
- коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития);
- профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);
- развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития).
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с вовлечением в воспитательно-образовательный процесс всех участников (педагогов, детей, родителей), создавая для всех эмоциональные, когнитивные, коммуникативные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а также через игровую и продуктивную детскую деятельности. Для того чтобы повысить общее качество воспитательно-образовательного процесса необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов и детей инклюзивной группы, а также определить сочетание индивидуальных образовательных планов особых воспитанников и образовательной программы ДОУ.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Деятельноть Министерства образования и науки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Таким образом, важнейшими задачами модернизации образования является:
– обеспечение доступности качественного образования;
– индивидуализация образования;
– дифференциация образования;
– систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
– создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования, решающих перечисленные задачи, является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения:
– при объяснении нового материала,
– при контроле знаний,
– при закреплении,
– при обобщении и систематизации материала.
Какие дидактические задачи позволяют решать ИКТ?
Методические цели использования программных средств учебного назначения:
– индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
– осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
– визуализировать учебную информацию;
– моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
– осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
– формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
– развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);
– усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
– формировать культуру познавательной деятельности и др.
Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т. п.) и програмных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, способствует формированию ключевых компетенций воспитанников. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.
Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала дошкольника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.
Использование ИКТ на различных занятиях с детьми со сложными дефектами позволяет:
– развивать умение воспитанников ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
– овладевать практическими способами работы с информацией;
– развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов:
- Активизация самостоятельной познавательной деятельности воспитанников, повышение ее эффективности и качества.
Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой воспитаннику предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.
Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.
- Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных технологий.
Использование компьютерных средств обучения позволяет детям получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.
- Мультимедийность компьютерных систем обучения.
Организация обучения лиц с ОВЗ на основе ИКТ позволяет активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Другими словами, применение принципа мультимедийности не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у детей с ОВЗ, но и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.
При этом нельзя забывать и об остальных принципах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ:
Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей . Компьютерные технологии предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
Принцип системности и последовательности обучения.
Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
Принцип доступности обучения.
Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой или занимательной форме.
Принцип индивидуального обучения.
Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме.
Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно — образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
Принцип воспитывающего обучения.
Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей с ОВЗ волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.
Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.
Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в в изуализации предоставляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала , увеличив объем продуктивных видов деятельности на занятии; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные материалы.
Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Занятие с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания — развитию индивидуальности ребёнка, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
Литература:
- Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль в воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. — 2011 — № 4. — С.14–16
- Вербенец А. М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы // Детский сад: теория и практика. — 2011. — № 6. С. 6–21.
- Гурьев С. В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. — Екатеринбург, 2008.
- Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика. — 2007.- № 6. — С. 8–10.
- Комарова Т. С., Комарова И. И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М., 2011.
- Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа — Пресс, 1994.-204 с.