В статье представлен опыт использования педагогами МДОУ инновационных технологий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Данные технологии позволяют достичь гармоничного и всестороннего развития ребенка в различных видах деятельности.
Ключевые слова: инновации, интеллектуальная недостаточность, развитие, технологии, бизиборд, ландшафтный стол, меловой конструктор, «Дары Фрёбеля», интерактивная доска, «Волшебный экран».
Дети с интеллектуальной недостаточностью — это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к обучению и воспитанию. У них наблюдаются нарушения в развитии психических процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи), недостаточный уровень познавательной активности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. При нарушениях интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость нового. Работая с умственно отсталыми детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование инновационных технологий, эффективность которых очевидна.
Инновация — это внедрение нового.
Инновационные технологии — это система методов и приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Среди многообразия современных образовательных методов и приемов работы с детьми мы выбрали те, которые, на наш взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию программного материала, и наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.
Мы представляем следующие инновационные технологии, включение которых, в образовательную деятельность, способствуют формированию у детей устойчивого интереса к познавательной, игровой, продуктивной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к занятиям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании:
– Интерактивная доска позволяет: объединять огромное количество демонстрационного материала, освобождает от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры; значительно расширяют возможности предъявляемого познавательного материала; позволяют повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями; усиливают эффективность усвоения материала; повышают скорость приёма и переработки информации для лучшего запоминания ее детьми.
– Меловой конструктор: представляет собой детали деревянного конструктора и столешницы (игровое поле), окрашенные графитовой краской, набор мелков. Меловой конструктор позволяет развивать навыки конструирования для всех возрастных групп дошкольного возраста, даёт детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражняет в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; даёт представление о строительной детали — цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточняет представления детей о геометрических фигурах; побуждает к поиску собственных решений; развивает способность к плоскостному моделированию, стимулирует навыки изодеятельности, формирует умение экспериментировать с предметами, развивает мелкую моторику, обогащает словарный запас, расширяет рамки личного опыта ребенка, позволяет накопить социальный опыт.
Рис.1. Меловой конструктор
– Ландшафтный стол: представляет собой деревянный стол на колёсиках с набором деревянных фигурок: транспорта, людей, деревьев, животных, зданий. Стол предназначен для игровой деятельности в группе не более 6 человек. Занятия на ландшафтном столе подбираются с учетом лексических тем; его можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной игровой деятельности детей. Занимаясь с фигурками набора, ребята сами создают ландшафт будущей игры: лес, водоем или городскую улицу, моделируют различные повседневные ситуации, вживаются в своих персонажей. Подобные игры оставляют большие возможности для творчества, мотивируют детей пробовать различные модели общения, испытывать на себе разные социальные роли.
В игровой форме дети знакомятся с представителями домашних и диких животных, видами транспорта, с правилами дорожного движения, разнообразием муниципальных зданий. Можно организовать различные сюжетные игры: «Мой дом», «Моя семья», «Ферма», «Правила дорожного движения» и др., направленные на формирование представлений об окружающем мире.
Рис.2. Ландшафтный стол
– Волшебный экран — это сенсорный игровой терминал с красочными интерактивными играми для детей от 2-х лет, который надолго привлекает внимание ребенка. Позволяет внести в работу педагогов элементы новизны, яркости, динамизма, неожиданности. Становится для детей одной из тех инновационных технологий, которая стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта, повышает эффективность воспитания дошкольников с ОВЗ. При этом происходит более качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие графо-моторных навыков, мелкой моторики и ориентировки в пространстве.
Рис.3. Волшебный экран
– Бизиборд «Теремок»: отверстие с мягким рукавом «Нора» (выполняющим функции игры «Чудесный мешочек»), соответственно названная нами «Что (кто) в норке?»; башмачок со шнуровкой, способствует развитию мелкой моторики, формированию навыков самообслуживания; зеркала, телефонный диск и шнурки с деревянными геометрическими бусами развивают мелкую, артикуляционную моторику, тактильное восприятие, знакомят детей с цифрами и формами; тактильные панели и валики, поверхности которых выполнены из тканей различной фактуры, дерева, камешков, пластиковых палочек и тд., которые могут меняться, исходя из целей задания и игровых навыков детей; дидактическая игра «Рубашка» позволяет обучить ребёнка навыкам самообслуживания; разноцветные прищепки на липучках, цветные шнурки и комплект предметных картинок учат детей соотносить цвета, развивают внимание, мышление и речь; игры — вкладыши и меловая доска, способствующие развитию у детей элементарных математических представлений, графомоторных навыков, вниманию и воображению.
Рис.4. Бизиборд «Теремок»
– Дары Фрёбеля: набор состоит из 14 модулей: «Шерстяные мячики», «Основные тела», «Куб из кубиков», «Куб из брусков», «Кубики и призмы», «Кубики, столбики, кирпичики», «Цветные фигуры», «Палочки», «Кольца и полукольца», «Фишки», «Цветные тела», «Мозаика. Шнуровка», «Башенки», «Арки и цифры». Набор представляет собой последовательную систему развития ребенка «От простого к сложному»: от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам.
Рис.5. Набор «Дары Фрёбеля»
Главное в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью — практическая направленность всех занятий в игровой форме. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно.
Цели и задачи:
– Способствовать сенсомоторному развитию: восприятию формы, величины, цвета.
– Развивать произвольное внимание.
– Развивать мелкую моторику пальцев, совершенствовать движения рук, кистей рук; развивать точность и координацию движения руки и глаз, гибкость рук, ритмичность.
– Развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, умение действовать по словесной инструкции.
– Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
– Стимулировать развитие сенсорно — перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности.
– Развивать пространственную ориентацию.
– Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
Занятия с использованием инновационных образовательных технологий в ДОУ способствуют психическому и интеллектуальному развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные ими на практике знания и навыки будут способствовать успешной социализации и адаптации в обществе.
Литература:
- Венгер А., Пилюгина Э., Венгер Н. Воспитание сенсорной культуры ребёнка, М.: «Просвещение», 1988.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М.: «Творческий центр», 2001.
- Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, М.,1983.
- Михайлова 3. А. Игровые задачи для дошкольников, СпБ.: «Детство — Пресс», 1999.
- Сольцева О. Г. Наши помощники — органы чувств. «Ребёнок в детском саду» № 3–2007.
- Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981г.
- Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д. Й. Аугене // Дефектология, 1987. — № 4. — С. 76–83.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н. Д. Соколова. — СПб.: СОЮЗ. –2001. — С. 320.
- Т. Ю. Бутусова // Дефектология, 2015. — № 3. — С. 8–17.
- Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1995. — С.72.
- Дошкольное воспитание аномальных детей / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова и др.; под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993. — С. 224.
- Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методич. рекоменд. / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2011. — 175 с.
- Трудный ребенок / А. В. Закрепина. — М.: Дрофа, 2007. — С. 142.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: пособие. — 3-е переизд. / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — М.: ИНФРА-М, 2016. — С. 160.
- Игры и логические упражнения с цифрами / С. Ю. Кондратьева, Л. Б. Баряева. — СПб.: Каро, 2007. — С.96.
- Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: метод. пособие / А. В. Закрепина, С. Б. Лазуренко и др.; под ред. Е. А. Стребелевой, А. В. Закрепиной. М.: ЛОГОМАГ, 2013. — С. 244.
- Особый ребенок — обычное детство / Н. Н. Малофеев // Дефектология, 2010. — № 6. — С. 3–8.