В статье рассмотрена организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном учреждении по сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: сопровождение ребенка, ребенок, образовательное учреждение, психолого-медико-педагогический консилиум, ограниченная возможность здоровья, рекомендация.
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья и развития, имеющих особые образовательные потребности. Сегодня увеличивается тенденция интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками в дошкольных образовательных учреждениях. И все чаще речь идет об инклюзивном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья [1].
Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму дня в детском саду, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Ребенок с ОВЗ нуждается в психолого-педагогическом сопровождении не только на первых порах привыкания к условиям образовательного учреждения, но и в дальнейшем.
При поступлении в ДОУ, ребенок с ОВЗ имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми детьми. Для того, чтобы оказать помощь ребенку с ОВЗ в освоении образовательной программы ДОУ, необходимо организовать сопровождение воспитанника в образовательном процессе. Это должна быть целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной среде [2].
С этой целью в нашем ДОУ функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (далее — консилиум). Консилиумом ДОУ — это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию и разрабатывающий конкретные мероприятия по сопровождению ребенка с ОВЗ.
Основные задачи деятельности консилиума ДОУ:
– выявить особенности развития и социальной адаптации ребенка;
– проанализировать образовательную ситуацию, в которой находится ребенок;
– реализовать общую стратегию по сопровождению ребенка с ОВЗ, учитывая рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК);
– разработать программы, отобрать наиболее приемлемые технологии для сопровождения ребенка специалистами ДОУ.
Консилиум ДОУ действует на основании Положения о ПМПк дошкольного образовательного учреждения, которое разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Уставом МДОУ, инструктивным письмом Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 127/901–6. В Положении определены необходимые моменты, режимы деятельности и документация.
Одно из основных требований, предъявляемых к деятельности консилиума в ДОУ –реальное понимание ценностных, организационных и содержательных аспектов инклюзивного образования, его приоритетов и принципов, задач и логики проведения развивающей и коррекционной работы, четкой согласованности действий всех специалистов.
Подобная постановка целей, задач, конкретных видов и форм деятельности специалистов определяет весь спектр организационно-содержательных аспектов деятельности ДОУ, а также и состав специалистов, включенных в процесс сопровождения детей с ОВЗ [3].
В состав консилиума в нашем ДОУ входят:
Председатель консилиума. Он отвечает за подготовку и проведение заседаний, перспективное планирование деятельности, координирует взаимодействие специалистов, контролирует организацию работы по сопровождению детей, анализирует эффективность работы.
Старшая медицинская сестра: осуществляет мониторинг здоровья воспитанников.
Педагог-психолог: проводит психологическую диагностику, коррекционно-развивающую работу, консультирует педагогов и родителей. Уточняет тип отклоняющегося развития, оценивает его причины и механизмы, определяет направление психологической коррекционной работы, ее последовательности и тактики.
Учитель-логопед: проводит диагностику, определяет адекватные возможностям ребенка формы логопедического сопровождения в рамках ДОУ, разрабатывает рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
Музыкальный руководитель: реализует программу музыкального воспитания, программы дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной терапии.
Инструктор по физической культуре: разрабатывает и реализует программы по физическому воспитанию, определению уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.
Педагог дополнительного образования: выполняет рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
Воспитатель: оценивает сформированность образовательных навыков и умений и их соответствие основной образовательной программе дошкольного образования в ДОУ, реализует рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов ДОУ.
Деятельность каждого из специалистов интегрируется в единый индивидуальный образовательный маршрут ребенка в образовательном пространстве ДОУ, где составление индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения — крайне важная часть. Именно в этом и состоит одна из задач обсуждения ребенка на консилиуме.
Работа консилиума с пришедшим в ДОУ ребенком с ОВЗ начинается с изучения рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанника.
Дальнейшая работа специалистов консилиума по сопровождению ребенка состоит из нескольких этапов.
На начальном или предварительном этапе, в соответствии с полученными рекомендациями ПМПК по сопровождению ребенка, которые согласно законодательству являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, консилиум анализирует рекомендации ПМПК по включению ребенка в ДОУ: потребность в сопровождении тьютора, направленность коррекционной работы (учитель-логопед, педагог-психолог, педагог-дефектолог), рекомендуемый режим занятий, дополнительная помощь специалистов вне ДОУ, дополнительное специальное оборудование и т. д. Далее определяем последовательность прохождения ребенком специалистов ДОУ.
Первый этап: первичное обследование ребенка специалистами ДОУ. Чаще всего первичный прием проводит педагог-психолог, в своих рекомендациях в каждом конкретном случае он определяет необходимость участия в обследовании других специалистов. Педагог-психолог собирает дополнительные анамнестические сведения о ребенке и его семье.
На втором этапе, по результатам проведения обследования каждый специалист, работавший с ребенком, составляет индивидуальное заключение, в котором уточняет и конкретизирует рекомендации ПМПК. Это позволяет впоследствии составить индивидуальную программу сопровождения (индивидуальный образовательный маршрут). Впоследствии специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представление о характере и особенностях развития ребенка, определить предполагаемый прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих и коррекционных мероприятий, методов и приемов работы, способствующих максимальной социальной и образовательной адаптации ребенка с ОВЗ. Завершающая часть этого этапа работы — составление адаптированной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка и индивидуальных планов сопровождения, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Организованная подобным образом работа будет способствовать максимальной адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду. На этом же этапе обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом.
Заключительный этап — реализация решений консилиума ДОУ в плане коррекционных развивающих мероприятий. Эта работа проходит в индивидуальном или групповом (подгрупповом) режиме. Завершение этого этапа работы — итоговое обследование специалистами ребенка, оценка динамики развития и адаптации ребенка.
Вся деятельность специалистов в конечном итоге преследует одну цель — максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребенка с ОВЗ при обучении, обеспечить ему социальную адаптацию во время его нахождения в ДОУ и создать ресурс для начальной школы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это долговременная помощь, поддержка, в основе которой лежит четкая организация работы всех педагогов и родителей, направленная на создание условий успешного развития ребенка.
Литература:
- Инклюзивная дошкольная группа: Методич.рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред. Л. А. Головчиц, Н. В. Микляевой. — М.: АРКТИ, 2018.
- Модель организации сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении: методич.пособие / И. И. Бельская, В. В. Докутович — Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2016.
- https://www.zinref.ru/