Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, в последнее время стало одной из актуальных задач специального образования. Такая тенденция обусловлена во многом значительными трудностями, которые испытывает данный общественный институт. Первые годы жизни ребенка являются самыми благоприятными для формирования личности, развития его физических и психологических особенностей, поэтому своевременно выявленные нарушения в этом возрасте и вовремя оказанная помощь, способствует значительному или полному их преодолению.
Кардинальные перемены, происшедшие в последние десятилетия в Российской Федерации в плане гуманизации отношения к детям раннего возраста с проблемами в развитии, определяют особый интерес к семье, воспитывающей «особого» ребенка. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в психолого-педагогическом сопровождении.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Однако большинство таких семей без помощи специалистов не могут выполнять функции базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для оптимального развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтому семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя формирующуюся личность [3, с. 23].
Анализ имеющейся психолого-педагогической литературы по проблеме исследования продемонстрировал, что семьи, воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии, изучаются через призму особенностей развития самого ребенка и характера его нарушений. Проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, частично представлено в работах Т. Г. Богдановой, А. И. Захарова, Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной, А. Р. Маллера, А. Н. Смирновой, А. С. Спиваковской, Л. М. Шипицыной и др.
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
В свою очередь, ранний возраст является периодом интенсивного первоначального формирования качеств и свойств личности, играет особую роль в развитии ребенка, создает благоприятные условия для возникновения психологических новообразований, определяющих формирование его познавательной и личностной сферы (JI. C. Выготский, JI. A. Венгер, A. B. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
A. A. Катаева и Е. А. Стребелева, считают, что именно в первые годы жизни ребенка существуют уникальные возможности для коррекции нарушений развития, поскольку то, что будет упущено в этот сенситивный период, наверстать в дальнейшем трудно или совсем невозможно [2, с. 48].
Доказано, что эффективность профилактики риска возникновения вторичных отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и их коррекции зависит от раннего начала и содержания целенаправленного педагогического воздействия, а также от характера взаимодействия родителей со своим ребенком [5, с. 8].
Многоаспектный анализ литературных источников дает основание утверждать, что несмотря на наличие научных исследований, методических разработок в области «ранней помощи», еще недостаточно раскрыта проблема индивидуального подхода в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с отклонениями в развитии и его семьи.
Успешность работы в данном направлении напрямую зависит от конкретизации понятия «психолого-педагогическое сопровождение», в свою очередь, анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать о наличии различных точек зрения на данное определение.
Психолого-педагогическое сопровождение — это значимый компонент, направление психолого-педагогической помощи в целом. Если рассмотреть дословно, «сопровождать» означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». В соответствии с этим сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним [5, с. 14].
Л. М. Шипицына считает, что сопровождение это — метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система [6, с 11].
Основными задачами специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение семьи являются: проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям; осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка; определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.
Многолетние исследования ученых подтвердили необходимость включения семьи, в абилитационный процесс ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Зачастую родители, не имея специальных теоретических и практических знаний не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемами своего «особого» ребенка, в виду этого возникает острая необходимость отхода от устаревших форм, штампов в работе не только с детьми, но и родителями [4, с. 18].
Для детей младенческого и раннего возраста именно семья является самым важным фактором в его социальном окружении, поэтому эффективность работы с окружением маленького ребенка значительно выше, чем в случае работы с ним без учета его социального контекста, а именно — его родителей. В свою очередь, семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии, нуждается в поддержке, которая позволила бы почувствовать себя уверенными и компетентными в вопросах воспитания и развития своего ребёнка и понимания его потребностей.
Специалисту, оказывающему психологическую помощь родителям, воспитывающем ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно помнить, что наряду с общими особенностями, семьи данной категории имеют свои специфические черты, связанные с той или иной нозологией ребёнка. Успех работы, во многом зависит от того, в какой мере специалист знает психофизические возможности ребёнка, умеет установить особенности развития и выявить причины имеющихся отклонений в умственном развитии и поведении. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры, укрепление взаимодействия специалистов учреждения и семьи, в конечном итоге, усиление коррекционно-развивающего потенциала ребенка.
Таблица 1
Формы работы специалистов при психолого-педагогическом сопровождении семьи с ребенком с ОВЗ
Формы работы с родителями |
|
Традиционные |
Нетрадиционные |
- родительские собрания; — открытые занятия; — педагогические беседы; — тематические консультации педагога (индивидуальные); — тематические выставки; — информационные стенды; — посещения на дому; |
- информационные листы; — дневники; — проекты; — родительские тренинги; |
Использование индивидуального подхода в работе с родителями, позволяет мотивировать всех членов семьи на достижение положительного результата за счёт максимального использования имеющихся ресурсов, с опорой на сохранные, сильные стороны личности ребёнка.
Таким образом, главной задачей специалиста при взаимодействии с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что постоянный контакт специалистов с родителями обеспечивает устойчивый интерес к изменениям в развитии ребенка, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надёжного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребёнка.
Литература:
- Кузнецова, М. С., Цатурян, А. В. Сотрудничество специалистов и родителей: из опыта работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с нарушениями в развитии // Дефектология. — 2010. — № 4.
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. — М.: Просвещение, 2008. –239 с.
- Ткачева, В.В., Архипова, Е. Ф. Бутко, Г.А. и др. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. В. В. Ткачевой. — М.: Академия, 2014. — 272 с
- Ткачёва, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. (Специальная психология.). М.: Национальный книжный центр, 2014. — 152 с.
- Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А. Общие основы специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
- Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева; под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. 240 с.