Ключевые слова: вожатый, детский оздоровительный лагерь, воспитательный процесс.
Воспитание — далеко не единственная задача, которая ставится перед учреждением отдыха детей и их оздоровления. Так, огромное внимание уделяется организационным моментам (проживание, питание и т. д.) и безопасности отдыха и оздоровления детей.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в своём письме от 14 ноября 2011 г. N 18–2/10/1–7164 в Типовом положении о детском оздоровительном лагере целями лагеря называет «обеспечение развития, отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет» [5]. Также Типовое положение приводит следующие воспитательные задачи детского оздоровительного лагеря:
— создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятия детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни, правопослушного поведения в обществе;
— воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма;
— формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей;
— привлечение детей к туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно-патриотической и иной другой деятельности [5].
В основном, Типовое положение о детском лагере описывает правила создания, управления и обязанности учреждения отдыха детей и их оздоровления в отношении расселения, питания, медицинских услуг, проезда, предписывает соблюдение санитарно-эпидемиологических норм; содержание деятельности лагеря определяется уставом лагеря и должно соответствовать интересам детей.
Подробно требования к воспитательной работе в Положении не описывается. Наличие педагогической программы у лагеря, судя по данному документу, не является обязательным.
Однако, сама среда детского лагеря, вожатый, как авторитетный взрослый, и детский коллектив обладают огромным воспитательным потенциалом.
Не следует забывать, что при широком понимании воспитания его процесс может иметь и негативные последствия. Цель способна сплотить коллектив, не являясь положительной. Например, отряд может объединиться против вожатого, против одного из ребят, не вписавшегося в коллектив и т. д. О причинах таких явлений пишет А. А. Кораблёва: «В детском учреждении обнажаются все проблемы современного общества: дистанцированность в отношениях представителей разных социальных групп, межэтническая напряженность, жизненный инфантилизм, снижение значения общественных ценностей и т. д» [4].
Таким образом, очевидной становится необходимость разумного педагогического воздействия.
В профессиональном стандарте специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива (вожатого), основная цель вида профессиональной деятельности — «сопровождение детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях), создание условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством педагогического работника». Должность вожатого обозначена, как должность помощника учителей, деятельность относится к дополнительному образованию. Руководство педагогического работника предполагается даже при непосредственном «проведении игр, сборов и иных мероприятий во временном детском коллективе (группе, подразделении, объединении), направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния» [6].
На практике же, педагогическую поддержку вожатых в детских лагерях может осуществлять методист, старший вожатый, заместитель директора, педагог-организатор или какое-либо еще должностное лицо, однако в их обязанности преимущественно входят функции разработки общей концепции (программы) смены и осуществление контроля за деятельностью вожатых; обычно в жизни отряда непосредственно участвует лишь вожатый и сопровождающий.
Соответственно, педагогическое мастерство вожатого становится одним из условий эффективности воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.
В. В. Торгонский под деятельностью вожатого подразумевает работу педагога, не только имеющего представление о профессиональной деятельности в школе, но и прошедшего специальную подготовку к работе в летнем детском лагере. Кроме того, воспитатели должны быть «способны поддерживать процесс самоактуализации подростков, они ориентируются на дружескую коммуникацию, позитивно относятся к себе и высоко себя оценивают, могут пробудить живой интерес к творческой деятельности, верят в способности своих воспитанников, искренне сопереживают им, укрепляют в них чувство самоуважения» [7].
Особенность вожатого, в отличие от школьного педагога указывает И. А. Зеткина: «Вожатый, молодой педагог 19–22 лет, ближе по восприятию исторических событий к детям, чем их школьные учителя, отдаленные поколением. Личность вожатого, его авторитет в значительной мере формируют ценностное отношение воспитанников отряда к историческому наследию, закладывают поведенческую модель подростков» [2]. Действительно, вожатый в лагере скорее будет занимать позицию старшего, более опытного друга, чем заменять родителей (хотя и такая роль возможна). Вера вожатого в себя, в каждого ребёнка в отряде способна сплотить вокруг него ребят, а правильно организованная им совместная деятельность детей способствует зарождению и укреплению дружеских и рабочих взаимоотношений в отряде; ребята становятся коллективом и осваивают доступные способы самоорганизации и самоуправления.
Необходимо заметить, что относительная близость вожатого к ребенку по возрасту имеет как свои плюсы, так и минусы. Например, коллектив вожатых подвержен тем же кризисам смены, что и дети. Вожатые точно так же нуждаются в мотивации. В коллективе вожатых также могут рождаться недопонимания и конфликты. Так как данная профессия не является (да и вряд ли может быть) устоявшейся, то вожатому необходимо время, чтобы освоить свою новую деятельность. Кроме того, сравнительно небольшая подготовленность вожатых редко позволяет им участвовать в масштабном планировании новой смены, тематики общелагерных мероприятий. В лагере должно иметься достаточное количество методических наработок, соответствующих концепции лагеря, простых в исполнении и развитии их идей, задающих направление отрядным мероприятиям и общему характеру деятельности.
Многие детские лагеря осознают необходимость не только соответствия педагога формальным требованиям Типового положения о детском лагере, но и наличия у будущего вожатого педагогического мастерства. Практически каждый лагерь рекомендует пройти школу подготовки вожатых, часто устроенную при данном лагере. На сайтах некоторых лагерей размещаются статьи, в которых даются рекомендации, в том числе методические, вожатым. Так, на сайте лагеря «Summercamp» размещена статья «Как понравиться детям», в которой призывают вожатого уделять внимание своему внешнему облику, дают рекомендации по произведение «первого» и «второго» впечатления. Там же приводятся основные правила, которым должен следовать вожатый во время своей деятельности:
— «Будьте взрослым, и ребенком; будьте мудрым и непредсказуемым.
— Не скупитесь на добрые слова своим воспитанникам, но и не заискивайте перед ними.
— Не отчаивайтесь, если что-то получилось не так, как вы задумали.
— Не сопротивляйтесь, когда вдруг обнаружите, что дети хотят вас чему-то научить.
— Не бойтесь творить и ошибаться.
— Не забывайте благодарить судьбу за то, что вам доверяют и к вам идут дети.
— Пусть вам будет интересно!» [3].
Руководитель лагеря «Haglar», Астанчук В., также на сайте своего лагеря даёт различные рекомендации вожатому. Сравним качества, которыми, по их мнению, должен обладать вожатый [1]:
Haglar |
Summercamp |
открытость |
доброжелательность |
внимание |
внимательность |
искренность |
искренность и честность |
требовательность |
требовательность |
справедливость |
справедливость |
гибкость |
тактичность |
креативность |
-- |
терпимость |
терпеливость и сдержанность |
уверенность и решимость |
бодрость и жизнерадостность |
Как мы видим, представления об образе идеального вожатого примерно соответствуют друг другу в двух разных лагерях. Во втором случае отсутствуют новомодная креативность, однако она чаще всего важна при проведении подготовки к мероприятиям, её отсутствие могут заменить организаторские способности и способность заметить таланты в своём отряде.
Также «Summercamp» предлагает 5 амплуа вожатого, типа его облика и особенностей деятельности:
— организатор,
— душевед,
— художник, проповедник,
— игротехник,
— тренер-психолог [3].
Астанчук В. В своей статье, напротив, приводит примеры ошибочных ролей вожатых:
— «вожатый-добряк»;
— «вожатый-злодей» [1].
Не смотря на кажущуюся успешность и популярность первого амплуа, автор предостерегает: «Такой вожатый теряет возможность отвечать за жизнь и здоровье таких детей, так как становится с ними на одну ступень. Если такой вожатый захочет застроить разбушевавшийся отряд, то у него это вряд ли получится» [1]. Таким образом, главная опасность данной роли — панибратство и потеря уважения.
«Вожатый-злодей» возникает из неопытного и растерянного воспитателя: «Многие начинающие вожатые так теряются, что начинают строить немыслимые барьеры между собой и детьми. В конце концов, все превращается лишь в дрессировку, где вожатый дрессировщик, который постоянно в плохом настроение и кричит, а дети из страха ему подчиняются» [1].
Самое худшее, что может случиться — сочетание двух типов этих вожатых на одном отряде.
Как мы видим, оба лагеря призывают вожатого к соблюдению «правила золотой середины». Вожатый не должен спускаться до уровня детей, но и не должен от них отгораживаться.
Таким образом, требования к современному вожатому довольны высоки. Хотя педагогическое образование, согласно профессиональному стандарту, не является обязательным, однако педагогическое мастерство вожатого и его выдающиеся личностные качества — залог эффективности воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.
Литература:
- Астанчук В. Взаимоотношения вожатого с детьми [Электронный ресурс] URL: https://www.haglar.ru/vzaimootnosheniya-vozhatogo-s-detmi.htm
- Зеткина, И. А Воспитательный потенциал тематической смены в детском лагере //ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2014 — с 70–75
- Как понравиться детям [Электронный ресурс] URL: https://summercamp.ru/index.php?title= %D0 %9A %D0 %B0 %D0 %BA_ %D0 %BF %D0 %BE %D0 %BD %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %82 %D1 %8C %D1 %81 %D1 %8F_ %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %8F %D0 %BC
- Кораблева, А. А. Проблема бытового терроризма в детском коллективе// Ярославский педагогический вестник — 2012 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-bytovogo-terrorizma-v-detskom-kollektive
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Письмо от 14 ноября 2011 г. N 18–2/10/1–7164 о Типовом положении о детском оздоровительном лагере [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=533719#05054469219380818http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=533719#05054469219380818
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2018 г. N 840н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)" https://base.garant.ru/72150204/
- Торгонский В. В. Технология формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха (на примере работы научно-экспериментальной площадки в ДБО «Смена» г. Анапа)// Историческая и социально-образовательная мысль. — 2010 — с. 95–105