В статье автор анализирует уголовно-правовые меры противодействия коррупции в сфере государственных закупок, а также предлагает способы повышению эффективности противодействия коррупции в данной области.
Ключевые слова : коррупция, государственные закупки, противодействие, уголовная ответственность.
Как известно, коррупция представляет собой многоаспектное, многоуровневое, системно организованное социальное явление, органически интегрирующее в себе экономическую, юридическую, социальную, управленческую, этическую и политическую составляющие. Распространена она как на элитарном, так и на среднем, и на низовом уровнях; проникает во все сферы и подсистемы общественного бытия; затрагивает интересы всех социальных групп, слоев и классов общества; поражает экономику и политику, социальную сферу и культуру [1, с. 18]. При этом, как замечают ученые, высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере входит в число основных вызовов и угроз экономической безопасности [2, с. 116].
Поэтому своевременное выявление, раскрытие и четкая квалификация коррупционных преступлений представляется необходимым условием для достижения целей, связанных с привлечением лица, совершившего общественно опасное деяние, к уголовной ответственности и назначения ему справедливого наказания. Ошибки же в квалификации преступлений могут повлечь за собой необоснованное освобождение от уголовной ответственности, способствовать оценке преступного деяния как непреступного, либо неправильному применению уголовного закона.
Особенность коррупционных деяний в сфере закупок такова, что из-за процессуальных трудностей или пробелов и издержек административного и уголовного законодательства, они часто бывают объективно недоказуемы или ненаказуемы. Наиболее опасные проявления коррупции — взяточничество и коммерческий подкуп — отличаются высокой латентностью, что позволяет участникам коррупционных сделок уходить от ответственности. Информация судебной статистики только в небольшой степени отражает реальную ситуацию дел и не дает возможности оценить реальный масштаб угрозы безопасности.
Анализируя сложившуюся практику в области борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок, можно сделать вывод о том, что борьба может быть усилена за счет:
1) совершенствования антикоррупционного просвещения государственных и муниципальных служащих, в целях усвоения ими установленных действующим законодательством о противодействии коррупции процедур и форм соблюдения требований к служебному поведению; ограничений, запретов, обязанностей и принципов служебного поведения; порядка уведомления служащего и работника о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения; порядка урегулирования конфликта интересов; действий и высказываний, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки [3, с. 105];
2) повышения профессиональной квалификации и ответственности чиновников, работающих в данной сфере. Так, например, в Федеральном законе 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен принцип «профессионализма заказчика», согласно которому деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Помимо этого, законом введено понятие: «Реестр недобросовестных заказчиков», Федеральным законом от 30.12.2020 № 539-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, которые вступят в силу в июле 2021 года. Так, данные об участниках (членах) корпоративного юрлица, которые могут влиять на его деятельность, включат в реестр в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25 % акций (долей, паев) такого юрлица. Сведения об участнике закупки, исполнителе по контракту будут исключать из реестра по истечении двух лет с даты, когда у контролеров появилась обязанность включить сведения в реестр, а не с даты их внесения в реестр. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 утверждены Правила осуществления контроля в сфере закупок [5], которые распространяются на заказчиков всех уровней, в отношении которых проводятся плановые (по общему правилу длительностью не более 20 рабочих дней) и внеплановые (не более 10 рабочих дней) проверки. О продлении проверки заказчик уведомляется письмом, направленным почтой, факсом или электронной почтой. После 1 июля 2021 года такие уведомления рассылаться не будут, достаточно будет размещения информации в единой информационной системе (ЕИС). В Бюджетный кодекс Российской Федерации планируется ввести определение «неэффективное использование бюджетных средств». Этим предполагается считать недостижение заданных результатов или превышение бюджетных средств. В Уголовном кодексе Российской Федерации появятся реальные тюремные сроки, а в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность в виде дисквалификации сроком до двух лет, а также большие штрафы. Помимо этого, в целях совершенствования процедуры конкурса и снижения его коррупционной составляющей, нужна разработка объективных критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, которые есть сейчас, создают серьезные возможности для субъективизма при оценке заявок. Также с целью совершенствования процедуры аукционов следует увеличить возможности заказчика предъявлять дополнительные требования к участникам аукционов в отношении их правомочности. А также установление предела «демпинговых цен».
Борьба с коррупцией в сфере государственных закупок может быть также усилена за счет усвоения лицами, работающими в сфере государственных закупок, норм уголовной, дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения, ибо незнание закона не освобождает от ответственности, а вот знание нередко освобождает [4, с. 55].
В законе № 44-ФЗ основным способом закупок назван открытый конкурс. Для отбора исполнителей сложных заказов в сферу закупок возвращается качественный квалификационный отбор. Несмотря на все это Федеральная антимонопольная служба РФ выступает с идеей отмены такого способа размещения заказа, как запрос котировок цен, считая его наиболее непрозрачным, с широкими возможностями для коррупции. На наш взгляд, данный способ требует не отмены, а усовершенствования, к примеру, чтобы письменные котировочные заявки поступали в запечатанных конвертах без обратного адреса участника, заявки в форме электронного документа были зашифрованными. Необходимо установить процедуру публичного вскрытия котировочных заявок с правом присутствия участников размещения заказа.
В целях повышения публичности исполнения контрактов необходимо внести изменения в законодательство в части обязательного размещения в реестре контрактов всей информации о стадиях исполнения контрактов, в том числе сопровождающие контракт документы, а также сами заключенные контракты. Было бы правильным, возложить на федеральные органы исполнительной власти разработку форм «типовых контрактов», которые бы максимально ограничивали возможность коррупционных схем.
Разработка вышеуказанных мер, как представляется, будет способствовать повышению эффективности противодействия коррупции в сфере государственных закупок.
Литература:
- Воронцов С. А., Понеделков А. В. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов-на-Дону, 2015. 272 с.
- Воронцов С. А., Локота О. В., Понеделков А. В. Основы национальной безопасности Российской Федерации: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2017. 317 с.
- Воронцов С. А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С.105–111.
- Воронцов С. А., Ляхов В. П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 4 (59). С. 54–61.
- Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений».