В статье авторы пытаются определить важность для формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников здорового образа жизни у педагогов.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, дети старшего школьного возраста, педагог, здоровьесбережение, здровьесберегающие технологии.
Дети — это будущее нашей страны, а здоровые дети — это счастливое и здоровое будущее нашей страны. В современном мире, под влиянием различных факторов (плохая экологическая среда, вседозволенность, низкий уровень контроля за жизнью детей со стороны семьи и школы, легкодоступность психически активных веществ (ПАВ)) у детей формируется привычка к не здоровому образу жизни, особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, у старших школьников [2].
Связанно это чаще всего с психическими особенностями данного возраста: юношеский максимализм, желание занять лидирующие позиции в обществе сверстников, желание попробовать новое и, как правило, запрещенное. Все это вредит не только детям, подвергающимся плохим привычкам, но и их окружению, младшим товарищам, в связи с этим проблема формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников является актуальной в современном обществе [1].
Школа — это то место где ребенок проводит большую часть своего времени, в связи с чем она обладает большим потенциалом в вопросах формирования ценности здорового образа жизни, а педагог в данном случае является проводником и наставником. На уроках гуманитарной направленности у педагогов есть возможность сформировать у детей стремление к здоровому образу жизни, определить круг вопросов по этой проблеме, воспитать и закрепить некоторые полезные привычки. Немаловажным в данном вопросе является и то, как сам педагог относится к здоровому образу жизни.
В связи с вышеизложенным мы провели анкетирование педагогов в одной из школ г. Благовещенска Амурской области на тему здорового образа жизни. В анкетировании приняли участие 56 педагогов, в том числе учителя физической культуры, ОБЖ, классные руководители и другие учителя-предметники. Выяснилось, что здорового образа жизни придерживаются лишь 30 % педагогов, 15 % респондентов нейтрально относятся к своему здоровью и не уделяют ему особого внимания, 30 % педагогов от здорового образа жизни отказались и имеют вредные привычки, 25 % опрашиваемых отказались от комментариев. Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что большинство педагогов не могут на личном примере показать учащимся необходимость здорового образа жизни, так же как и не могут грамотно донести информацию, так как они не владеют здоровьесберегающими технологиями. Из-за отсутствия пропаганды здорового образа жизни в данной школе у старших школьников наблюдаются такие проблемы как: табакокурение, распитие спиртных напитков, проблемы со здоровьем, употребление ПАВ. Что в свою очередь может привести к гораздо более сложным последствиям (алкоголизм, наркомания, токсикомания, делинквентное поведение и т. д.).
Школа, в которой проводилось исследование, в целом не имеет концепции развития и сохранения здоровья школьников. Система образования и воспитания является, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», одним из главных факторов экономического, политического и социального прогресса общества [4]; она в процессе своей деятельности не только формирует моральные качества развивающейся личности, но и недостаточно внимания уделяет формированию здорового образа жизни индивида, что нужно исправлять. А исправить это поможет разработанный нами курс лекций и семинаров для педагогов «Здоровый образ жизни школьника начинается с меня!». Ведь как мы уже пояснили, педагог, неграмотный в вопросах здоровьясбережения, не может осуществить эффективную работу с детьми по данному направлению.
Реализация курса лекций и семинаров проходила по следующему плану: занятия проводились два раза в неделю, в начале недели проходила лекция по одной из 5 тем (медико-гигиенические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, экологически здоровьесберегающие технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности по Н. К. Смирнову), в конце недели семинарское занятие, занятия длились по 2 академических часа. В ходе реализации разработанного нами курса лекций мы смогли достигнуть следующих результатов, у педагогов повысился уровень знаний в области [3]:
— Медико-гигиенических технологий (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
— Физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ). Это технологии которые направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.
— Экологически здоровьесберегающих технологий (ЭЗТ). Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе — это и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
— Технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов — курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.
— 3доровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ). Они определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.
После проведения всего курса лекций и семинаров нами было проведено повторное анкетирование педагогов, которое дало следующие результаты: к 30 % педагогов придерживающихся здорового образа жизни прибавилось еще 40 % учителей, которые задумались над состоянием своего здоровья и уже делают первые шаги на пути к здоровому образу жизни. Нам не удалось убедить отказаться от вредных привычек всего лишь 10 % учителей, но даже они освоили первоначальные навыки здоровьесберегающих технологий, которые успешно применяются на практике. Нейтрально к своему здоровью относится теперь 10 % респондентов, а еще 10 % педагогов отказались отвечать на вопросы.
Благодаря приобретенным в ходе лекций знаниям и освоенным в ходе семинарам умениям сохранения и укрепления здоровья учащихся воспитание здорового образа жизни в данной школе выйдет на качественно новый уровень. Педагог, придерживающийся здорового образа жизни — это лучший пример для подражания старшеклассников. Человек, умеющий не только интересно рассказать, но и способный показать и привести пример из жизни это самый лучший учитель. Все это еще раз подчёркивает важность владения здоровьесберегающими технологиями и важность соблюдения здорового образа жизни педагогами.
Литература:
- Анушкевич, Н. В. Формирование здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации их физического воспитания: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Анушкевич Наталья Владимировна; Барнаульский государственный педагогический университет. — Барнаул, 2005. — 191 c. — Текст: непосредственный.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика-пресс, 1996. — 236 c. — Текст: непосредственный.
- Павлова, Маргарита Здоровьесберегающие технологии / Маргарита Павлова. — Текст: электронный // Центр подготовки педагогов к аттестации: [сайт]. — URL: http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/12–1-0–27 (дата обращения: 09.03.2021).
- Петрова, Л. В. Воспитание у старших школьников стремления к здоровому образу жизни / Л. В. Петрова. — Текст: непосредственный // «Науки об образовании». — Екатеринбург: Педагогическая практика, 2014. — С. 86–88.