Формирование ценности здорового образа жизни у старших школьников посредством привлечения педагогов к здоровому образу жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 11.03.2021

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Пилипенко, Д. А. Формирование ценности здорового образа жизни у старших школьников посредством привлечения педагогов к здоровому образу жизни / Д. А. Пилипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79107/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье авторы пытаются определить важность для формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников здорового образа жизни у педагогов.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дети старшего школьного возраста, педагог, здоровьесбережение, здровьесберегающие технологии.

Дети — это будущее нашей страны, а здоровые дети — это счастливое и здоровое будущее нашей страны. В современном мире, под влиянием различных факторов (плохая экологическая среда, вседозволенность, низкий уровень контроля за жизнью детей со стороны семьи и школы, легкодоступность психически активных веществ (ПАВ)) у детей формируется привычка к не здоровому образу жизни, особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, у старших школьников [2].

Связанно это чаще всего с психическими особенностями данного возраста: юношеский максимализм, желание занять лидирующие позиции в обществе сверстников, желание попробовать новое и, как правило, запрещенное. Все это вредит не только детям, подвергающимся плохим привычкам, но и их окружению, младшим товарищам, в связи с этим проблема формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников является актуальной в современном обществе [1].

Школа — это то место где ребенок проводит большую часть своего времени, в связи с чем она обладает большим потенциалом в вопросах формирования ценности здорового образа жизни, а педагог в данном случае является проводником и наставником. На уроках гуманитарной направленности у педагогов есть возможность сформировать у детей стремление к здоровому образу жизни, определить круг вопросов по этой проблеме, воспитать и закрепить некоторые полезные привычки. Немаловажным в данном вопросе является и то, как сам педагог относится к здоровому образу жизни.

В связи с вышеизложенным мы провели анкетирование педагогов в одной из школ г. Благовещенска Амурской области на тему здорового образа жизни. В анкетировании приняли участие 56 педагогов, в том числе учителя физической культуры, ОБЖ, классные руководители и другие учителя-предметники. Выяснилось, что здорового образа жизни придерживаются лишь 30 % педагогов, 15 % респондентов нейтрально относятся к своему здоровью и не уделяют ему особого внимания, 30 % педагогов от здорового образа жизни отказались и имеют вредные привычки, 25 % опрашиваемых отказались от комментариев. Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что большинство педагогов не могут на личном примере показать учащимся необходимость здорового образа жизни, так же как и не могут грамотно донести информацию, так как они не владеют здоровьесберегающими технологиями. Из-за отсутствия пропаганды здорового образа жизни в данной школе у старших школьников наблюдаются такие проблемы как: табакокурение, распитие спиртных напитков, проблемы со здоровьем, употребление ПАВ. Что в свою очередь может привести к гораздо более сложным последствиям (алкоголизм, наркомания, токсикомания, делинквентное поведение и т. д.).

Школа, в которой проводилось исследование, в целом не имеет концепции развития и сохранения здоровья школьников. Система образования и воспитания является, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», одним из главных факторов экономического, политического и социального прогресса общества [4]; она в процессе своей деятельности не только формирует моральные качества развивающейся личности, но и недостаточно внимания уделяет формированию здорового образа жизни индивида, что нужно исправлять. А исправить это поможет разработанный нами курс лекций и семинаров для педагогов «Здоровый образ жизни школьника начинается с меня!». Ведь как мы уже пояснили, педагог, неграмотный в вопросах здоровьясбережения, не может осуществить эффективную работу с детьми по данному направлению.

Реализация курса лекций и семинаров проходила по следующему плану: занятия проводились два раза в неделю, в начале недели проходила лекция по одной из 5 тем (медико-гигиенические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, экологически здоровьесберегающие технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности по Н. К. Смирнову), в конце недели семинарское занятие, занятия длились по 2 академических часа. В ходе реализации разработанного нами курса лекций мы смогли достигнуть следующих результатов, у педагогов повысился уровень знаний в области [3]:

— Медико-гигиенических технологий (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

— Физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ). Это технологии которые направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.

— Экологически здоровьесберегающих технологий (ЭЗТ). Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе — это и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

— Технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов — курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

— 3доровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ). Они определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.

После проведения всего курса лекций и семинаров нами было проведено повторное анкетирование педагогов, которое дало следующие результаты: к 30 % педагогов придерживающихся здорового образа жизни прибавилось еще 40 % учителей, которые задумались над состоянием своего здоровья и уже делают первые шаги на пути к здоровому образу жизни. Нам не удалось убедить отказаться от вредных привычек всего лишь 10 % учителей, но даже они освоили первоначальные навыки здоровьесберегающих технологий, которые успешно применяются на практике. Нейтрально к своему здоровью относится теперь 10 % респондентов, а еще 10 % педагогов отказались отвечать на вопросы.

Благодаря приобретенным в ходе лекций знаниям и освоенным в ходе семинарам умениям сохранения и укрепления здоровья учащихся воспитание здорового образа жизни в данной школе выйдет на качественно новый уровень. Педагог, придерживающийся здорового образа жизни — это лучший пример для подражания старшеклассников. Человек, умеющий не только интересно рассказать, но и способный показать и привести пример из жизни это самый лучший учитель. Все это еще раз подчёркивает важность владения здоровьесберегающими технологиями и важность соблюдения здорового образа жизни педагогами.

Литература:

  1. Анушкевич, Н. В. Формирование здорового образа жизни старших школьников в процессе индивидуализации их физического воспитания: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Анушкевич Наталья Владимировна; Барнаульский государственный педагогический университет. — Барнаул, 2005. — 191 c. — Текст: непосредственный.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика-пресс, 1996. — 236 c. — Текст: непосредственный.
  3. Павлова, Маргарита Здоровьесберегающие технологии / Маргарита Павлова. — Текст: электронный // Центр подготовки педагогов к аттестации: [сайт]. — URL: http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/12–1-0–27 (дата обращения: 09.03.2021).
  4. Петрова, Л. В. Воспитание у старших школьников стремления к здоровому образу жизни / Л. В. Петрова. — Текст: непосредственный // «Науки об образовании». — Екатеринбург: Педагогическая практика, 2014. — С. 86–88.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, педагог, курс лекций, ребенок, школа, привычка, Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности, формирование ценности.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, педагог, здоровьесбережение, дети старшего школьного возраста, здровьесберегающие технологии

Похожие статьи

Формирование основ культуры питания у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни

В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного возраста полезными навыками. А также рассказывается об играх и пособиях, изготовленных своими руками, направленных на формирование стремления к здоровому питанию и здоровому...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями

В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопрос формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются доступные формы проведения игр, нацеленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать...

Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни

В статье рассматривается возможность применения ситуационных задач для школьников 10–15 лет для отработки знаний по здоровому образу жизни, умений и владений на практике, что в дальнейшем должно мотивировать учеников вести здоровый образ жизни.

Похожие статьи

Формирование основ культуры питания у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни

В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного возраста полезными навыками. А также рассказывается об играх и пособиях, изготовленных своими руками, направленных на формирование стремления к здоровому питанию и здоровому...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями

В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопрос формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются доступные формы проведения игр, нацеленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать...

Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни

В статье рассматривается возможность применения ситуационных задач для школьников 10–15 лет для отработки знаний по здоровому образу жизни, умений и владений на практике, что в дальнейшем должно мотивировать учеников вести здоровый образ жизни.

Задать вопрос