Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 13.03.2021

Статья просмотрена: 929 раз

Библиографическое описание:

Балденкова, К. Б. Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе / К. Б. Балденкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79117/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор пытается рассмотреть особенности правового регулирования службы в уголовно-исполнительной системе. Нормативные основы правового статуса службы в органах исполнения наказаний, заложены не только в специальном законодательстве, предусматривающем дополнительные права и свободы, обязанности, запреты, ограничения и ответственность, но и в нормах Конституции РФ, как акта высшей юридической силы. Кроме того, нормативное регулирование службы исполнения наказаний дано и нормами некоторых общегражданских законов.

Ключевые слова: государственное управление, уголовно-исполнительная система, сотрудник уголовно-исполнительной системы, правовой статус, государственная служба.

Служба в уголовно-исполнительной системе как правовой институт представляет собой систему правовых норм, в соответствии с которыми организована служебная деятельность сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Данные правовые нормы закреплены в источниках правового регулирования различной юридической силы.

Законодательные основы правового статуса сотрудника органа исполнения наказаний, заложены как в нормах общегражданских нормативно-правовых актах, закрепляющих правовой статус гражданина России, так и в специальных. Прежде всего Конституция РФ [1], а также другие федеральные конституционные и федеральные законы, регулирующие реализацию, охрану и гарантии личных, политических, социально — экономических и культурных прав человека и гражданина в России.

Так, нормы Конституции РФ являются основой реализации большей части прав и свобод сотрудника органов, исполняющих наказания, составляющих его правовой статус. К примеру, гарантированные Основным законом каждому право на труд, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь и др. Однако в некоторых случаях, установленных законом, права и свободы сотрудника органа исполнения наказаний могут быть ограничены.

На сотрудника органа, исполняющего наказания, распространяются конституционные нормы, предусматривающие защиту Отечества, как долг и обязанность любого гражданина России. Кроме того, Конституция РФ закрепляет фундаментальные положения института государственной службы, к которой относится и служба в уголовно — исполнительной системе.

В Конституции РФ закреплены правовые основы государственной службы в целом, которые необходимо учитывать в регулировании служебных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний, например, такие как равный доступ граждан к государственной службе, возможность обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие конституционные нормы.

Обязательным требованием к построению системы правовых актов, в том числе регулирующих служебные отношения, является их соответствие Конституции РФ. В настоящее время, определяющим нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Федеральный закон № 197- ФЗ) [5].

Отдельная глава три Федерального закона № 197-ФЗ посвящена правовому статусу сотрудника. Гарантии правовой защиты изложены в главе девять. Названным Федеральным законом урегулированы порядок прохождения и прекращения службы в уголовно-исполнительной системе, служебная дисциплина и другие вопросы, связанные с поступлением, прохождением, прекращением службы и правовым статусом сотрудника органа исполнения наказаний.

Федеральный закон № 197- ФЗ призван разрешить ряд проблемных вопросов организации служебной деятельности, в частности о взаимосвязи отдельных видов государственной службы, соотнесении специальных званий с воинскими званиями и классными чинами федеральной государственной гражданской службы РФ и т. д.

Таким образом, положения Федерального закона № 197-ФЗ позволяют говорить о том, что правовой статус сотрудника органа, исполняющего наказание, является самостоятельным правовым институтом, регулируемый комплексом нормативно-правовых актов, определяющим среди которых, как раз и являются нормы исследуемого Федерального закона.

Особое место в правовом регулировании правового статуса сотрудников органов, исполняющих наказание, принадлежит Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» [6], в котором определены система государственной службы и принципы ее построения.

Правовой статус сотрудников органов, исполняющих наказание, регулируется и другими федеральными законами. К числу источников правового регулирования правового статуса сотрудника органов, исполняющих наказания, относятся ратифицированные Российской Федерацией международные договоры.

В качестве примера здесь следует указать Всеобщую декларацию прав человека [2]. В ст. 21 документа провозглашено право каждого человека принимать участие в управлении своей страной, а также право на равный доступ к государственной службе в своей стране. Пункт «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает, что каждый гражданин должен иметь возможность допускаться к государственной службе в своей стране условиях равенства и без какой бы то ни было дискриминации.

Международные правовые акты рекомендуют назначать сотрудников пенитенциарных учреждений в качестве государственных служащих. Например, в п. 3 правила 46 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными [3] установлено, что сотрудники тюремной администрации пользуются статусом государственных служащих. Согласно правилу 71 Приложения к Рекомендациям Rec «Европейские пенитенциарные правила» [4], пенитенциарные учреждения должны находиться в ведении государственного органа власти, при этом они не относятся ни к военным, ни к правоохранительным, ни к следственным органам. Как можно заметить, данным нормам международного права вполне соответствуют действующее российское законодательство, в котором правоохранительная служба (к которой раньше относилась и служба в уголовно-исполнительной системе) перестала выделяться как отдельный вид государственной службы.

Рядом норм международного права закрепляются высокие требования к тюремного персоналу. Для того, чтобы сотрудники органа, исполняющего наказание, соответствовал данным международным стандартам, государству необходимо проводить политику повышения престижа данной службы посредством качественного отбора, подготовки и переподготовки сотрудников [7], их социальной защищенности.

В целом же, действующее российское законодательство о службе в уголовно-исполнительной, как виде государственной службы, соответствует международным принципам и стандартам правового регулирования данного института. Рекомендации норм международного права создают предпосылки для дальнейшего совершенствования служебных отношений в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

Многие вопросы государственной службы в учреждениях и органах, исполняющих наказания, осуществляется и подзаконным нормотворчеством, в частности, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Действуют также ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие вопросы службы в уголовно- исполнительной системе в пределах ведомственной компетенции органа.

В целом, необходимо отметить множественность нормативных актов, их несогласованность по отдельным вопросам, негативно сказывается на упорядочении общественных отношений на государственной службе в уголовно-исполнительной системе, порождает спорные и конфликтные ситуации на службе. Многие вопросы остаются также без внимания законодателя. К примеру, не урегулированы этические и профессиональные требования к сотрудникам учреждений и органов, исполняющих наказания, принципы их набора, отбора, обучения, условия работы и материальное обеспечение.

Таким образом, правовые основы правового статуса сотрудника органа исполнения наказаний заложены не только в специальном законодательстве, предусматривающем дополнительные права и свободы, обязанности, запреты, ограничения и ответственность, но приоритетное значение имеют нормы Конституции РФ, как акта высшей юридической силы. Кроме того, специальный правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний регулируется и нормами некоторых общегражданских законов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. // Российская газета. 2020. N 144.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила» (Принята 11.01.2006 на 952-ом заседании представителей министров). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 30. — ст. 4532
  6. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.
  7. Борсученко С. А. Проблемы законодательного регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы // В сборнике: Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики материалы Международной научно-практической межведомственной конференции / Под общ. ред. А. А. Вотинова. — 2016. — С. 99.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, уголовно-исполнительная система, наказание, правовое регулирование, Российская Федерация, акт, Конституция РФ, норма, норма Конституции РФ, правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний.


Похожие статьи

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

В статье дана характеристика основных нормативных правовых актов регламентирующих правоотношения связанные с поступлением и прохождением службы в органах уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, статья раскрывает особенности процедуры пост...

Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: особенности привлечения и правового регулирования

Рассмотрены особенности привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы и его нормативное правовое регулирование. Выявлены некоторые противоречия между федеральным законом о службе в уголовно-исполнительной си...

Порядок формирования правительства в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительный анализ

Значительную роль в конституционно-правовом развитии Российской Федерации и зарубежных стран традиционного играет принцип разделения властей, признаваемый неотъемлемым элементом правовой государственности. Коллегиальным органом исполнительной власти,...

Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды

В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...

Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации

В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...

Характеристика принципов и видов административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел

В данной статье рассматривается многогранная сфера административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел. Особое внимание уделяется его применению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Автором обосновывается необходимость закон...

Особенности правового регулирования деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации

Статья посвящена правовому регулированию деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации, особенности такого регулирования, изучение иерархической субординационной структуры рассматриваемых в настоящей статье органов власти, иссл...

Проблемы развития государственной службы в РФ

Ученые, занимающиеся вопросами изучения института государственной службы, дают различные определения. Однако все они едины в том, что определение, обозначенное в ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ, является базовым и не отражает все особенности данного институ...

Понятие и статус должностного лица в административном праве Российской Федерации

В данной статье проводится детальное исследование правового статуса должностного лица в контексте административного законодательства Российской Федерации. Должностными лицами являются не только государственные и муниципальные служащие, но и представи...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Похожие статьи

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

В статье дана характеристика основных нормативных правовых актов регламентирующих правоотношения связанные с поступлением и прохождением службы в органах уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, статья раскрывает особенности процедуры пост...

Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: особенности привлечения и правового регулирования

Рассмотрены особенности привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы и его нормативное правовое регулирование. Выявлены некоторые противоречия между федеральным законом о службе в уголовно-исполнительной си...

Порядок формирования правительства в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительный анализ

Значительную роль в конституционно-правовом развитии Российской Федерации и зарубежных стран традиционного играет принцип разделения властей, признаваемый неотъемлемым элементом правовой государственности. Коллегиальным органом исполнительной власти,...

Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды

В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государств...

Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации

В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...

Характеристика принципов и видов административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел

В данной статье рассматривается многогранная сфера административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел. Особое внимание уделяется его применению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Автором обосновывается необходимость закон...

Особенности правового регулирования деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации

Статья посвящена правовому регулированию деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации, особенности такого регулирования, изучение иерархической субординационной структуры рассматриваемых в настоящей статье органов власти, иссл...

Проблемы развития государственной службы в РФ

Ученые, занимающиеся вопросами изучения института государственной службы, дают различные определения. Однако все они едины в том, что определение, обозначенное в ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ, является базовым и не отражает все особенности данного институ...

Понятие и статус должностного лица в административном праве Российской Федерации

В данной статье проводится детальное исследование правового статуса должностного лица в контексте административного законодательства Российской Федерации. Должностными лицами являются не только государственные и муниципальные служащие, но и представи...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Задать вопрос