В статье представлены результаты исследования современных аспектов социализации дошкольника в сложившихся социокультурных условиях развития информационно-цифрового общества, что определяет актуальность его цели поиск оптимальных решений «цифровой социализации» дошкольников, обуславливающих смену позиций ребенка во взаимодействиях со взрослыми и сверстниками. При организации исследования был осуществлен опрос родителей, благодаря которому была установлена тенденция факторного влияния информационно-цифровых технологий на характер социализации ребенка, детерминирующими особенностями которой стали: включение в жизнедеятельность дошкольников высокотехнологичных цифровых устройств и увеличение временных границ онлайн-пространства ребенка, в совокупности выступающими причиной разрыва между детьми и обществом в целом.
Ключевые слова: детство, культурно-исторический контекст, информационно-цифровые.
The article presents the results of the study of modern aspects of the socialization of preschool children in the current socio-cultural conditions of the development of the information and digital society, which determines the relevance of its goal: the search for optimal solutions to the «digital socialization» of preschoolers, causing a change in the child's position in interactions with adults and peers. During the organization of the study, a survey of parents was conducted, thanks to which the trend of the factorial influence of information and digital technologies on the nature of the child's socialization was established, the determinative features of which were: the inclusion of high-tech digital devices in the life of preschoolers and the increase in the time limits of the child's online space, together acting as a cause of the gap between children and society as a whole.
Keywords: childhood, cultural and historical context, information and digital technologies, adult, digital socialization.
Под понятием «социализация» в рамках отечественной психологии принято понимать овладение ребенком накопленного обществом опыта взаимодействий в социальной среде, другими словами, систему социальных взаимоотношений, воспроизводимых в деятельности 3, с.467. Осуществлённые до настоящего времени исследования, целью которых было установление педагогических условий социализации дошкольника, осуществлялись путем анализа Детства в культурно-историческом контексте, т. е. через оценку сложившейся на конкретном этапе становления общества социокультурной среды, позволяющей очертить существенные особенности и специфические характеристики изучаемого процесса 1, 2, 3, 4.
Анализ сложившихся на сегодняшний день отношений в системе «ребенок–взрослый» и «ребенок–ребенок», продемонстрировал факт наличия посредника, между миром культуры и ребенком 2, с.51, в которых взрослый не выступает в качестве единственного носителя информации. Кризис Детства, отмечаемый многими исследователями, обусловлен выходом ребенка из контакта с взрослыми, что в свою очередь определяет трансформацию традиционных практик воспитания, обучения и социализации дошкольника. Названные специфические черты социализации современного ребенка, дают представление об изменениях во взаимоотношениях дошкольника, в которых важную роль играют современные информационно-коммуникативные технологии (далее ИКТ).
Современный этап многоаспектной динамической системы характеризуется включенностью дополнительного экологического уровня — техносистемы, вытесняющей традиционно существующие (микросистема, мезосистема, экосистема, макросистема, хроносистема).
В качестве одного из действенных факторов, способного существенно увеличить многообразие моделей Детства, размывающих традиционно признанные в психологической науке нормативы детского развития, выступают технологические изменения 4, с.132. Прогрессирующие в жизнедеятельности современного человека информационно-цифровые технологии определяют трансформационные процессы в семье и сфере образования, представляя собой конкурентов семье и ДОО, обуславливая формирование нового социально-культурного и психологического феномена — цифрового Детства 1, с.56.
Теоретическое обоснование проблемы исследования . В ходе анализа результатов осуществлённых исследований, было установлено, что среди многочисленных факторов, способных оказать существенное влияние на психическое развитие современного дошкольника, наиболее значимым следует считать воздействие телевидения и Интернета, в совокупности подменяющих реальный мир и диктующих свой язык, способы коммуникации, своеобразие поглощения нерегулируемой по объему, интенсивности и содержанию информации. Наравне со сказанным, отмечается активное внедрение компьютерных игр и развивающих программ в практику семейного воспитания, в которой персональные цифровые устройства выполняют роль и источников информации для дошкольника и его помощником посредством сенсорных воздействий входящих в пространство жизнедеятельности ребенка. Информационно-цифровой орудие формирует предметное пространство дошкольника, заменяя ему живое общение, игровую деятельность и физическую активность, создавая специфическую социальную ситуацию развития ребенка и формируя новый образ его жизнедеятельности. Осуществленный нами экспресс-опрос среди родителей воспитанников ДОО (общее число респондентов составило 32 родителя), продемонстрировал неутешительные результаты, которые нашли своё отражение в следующих цифрах:
1) в более 60 % семей совместный досуг родителей и ребенка проходит перед телевизором;
2) около 10 % дошкольников проводят своё свободное время за просмотром телевизионных передач;
3) телевизионная трансляция в 35 % семей сопровождает приём пищи;
4) порядка 48 % дошкольников ежедневно проводят перед экраном монитора около 30 минут;
5) 35 % дошкольников являются владельцами личных мобильных устройств (смартфоном, iPod, планшетом).
6) Кроме отмеченного, следует акцентировать внимание на том, что в большинстве случаев отмечается бессистемное и неконтролируемое со стороны родителей использование телевизора, мобильных устройств и других гаджетов.
Обсуждение . Сформированная в последнее десятилетие информационно-коммуникационная среда выдвигает перед дошкольником ряд специфических задач, решение которых способно оказать существенное влияние на его психического развития, что объясняется трансформированием когнитивного и личностного развития ребенка, результат которого до сих пор остаётся в пространстве дискуссионности. Под воздействием современных устройств, относящихся к информационно-цифровым технологиям, происходят изменения нормативных моделей развития ребенка, размытие границ допустимого, увеличение разрыва между поколениями и снижение возможностей осуществлять конструирование Детства в онлайн-среде, что осложняет восприятие реальности (культурное, психологическое, социальное и т. д.) дошкольником. В свете сказанного можно констатировать, что цифровая социализация следует рассматривать в качестве дополнения к традиционной, что требует тщательного её изучения с целью разработки новых, адекватных условиям современности взглядов и адаптационных подходов 2, 4.
Результаты исследования . Согласно данным, полученным в ходе теоретического анализа результатов, представленных в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов, можно констатировать, что в последнее десятилетие социализация дошкольника происходит под воздействием множественности факторов, наиболее значимым из которых является информационно-цифровая среда. В ходе настоящего исследования были выделены ряд особенностей взаимоотношений дошкольника с окружающим миром, в ходе которых отмечаются наиболее значимые изменения в его интеллектуальном и эмоционально-личностном развитии, в частности, среди них:
1) ранее использование ребенком высокотехнологичных средств и информационно-коммуникативных инструментов;
2) «проживание» ребенком жизненных ситуаций в онлайн-пространстве, подменяющим ему естественную «среду обитания», при недостаточности исследований, свидетельствующих о положительных либо негативных последствий;
3) самостоятельное и в большинстве случаев стихийное применение дошкольниками интернет-ресурсов в качестве развивающего, обучающего и развлекательного контента;
4) увеличение риска развития компьютерной зависимости;
5) разрыв в пространственно-временной конфигурации практического применения интернет-ресурсов детьми и взрослыми;
6) снижение универсальности фигуры взрослого в жизни ребенка в результате высокого уровня технической грамотными юных пользователей по сравнению с родителями;
7) падение действенности мер, ориентированных на регламентирование родителями как экспертами использования ребенком цифровых технологий;
8) несоответствие системы образования требованиям современного информационно-цифрового общества при готовности ребенка к освоению «новых» знаний.
Вывод . Выявленные в ходе исследования специфические характеристики условий современности устанавливают действенные трансформационные процессы, наблюдаемые в развитии дошкольника, определяя форму и содержание взаимоотношений ребенка с окружающим его миром. На наш взгляд, исследование рефлексии взаимовлияний представляется на сегодняшний день крайне актуальной в виду необходимости выработки механизма развития современного дошкольника, построении процесса воспитания, соответствующего реалиям окружающего мира, что обеспечит необходимый уровень безопасности и благополучия развития и социализации ребенка в пространства информационно-цифрового Детства.
Литература:
- Денисенкова, Н.С. и др. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации. / Н. С. Денисенкова, Т. А. Красило // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2019. — № 6 (96). — С. 50–57.
- Коротаева, Е. В. Анализ содержания контекста исследований использования гаджетов с технологией тачскрин детьми дошкольного возраста / Е. В. Коротаева // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 5. — С. 49–54.
- Ларионова, Л. И. и др. Сравнительное исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях цифровой среды / Л. И. Ларионова, А. Ю. Горбунова // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития. — 2020. — С. 465–469.
- Толмачева, А. А. Социализация и компоненты социальной компетентности дошкольника / А. А. Толмачева // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 4. — С. 131–133.