В статье авторы пытаются определить особенности самовоспитания студента-спортсмена.
Ключевые слова: нравственное самовоспитание, нравственный самоконтроль, студент-спортсмен.
Сегодня воспитательные воздействия на личность студента-спортсмена базово рассматриваются с помощью трех процессов:
- Воспитание;
- Перевоспитание;
- Самовоспитание.
К сожалению, большинство педагогов полагаются зачастую лишь на воспитание и перевоспитание, упуская самовоспитание спортсмена. Ведь оно (самовоспитание) является сознательной деятельностью человека, помогая самому познать и при помощи собственных усилий изменить, совершенствовать себя.
Нравственное самовоспитание — неотъемлемая часть нравственного воспитания; его продолжение.
Рассмотрение данного вопроса осуществлялось выявлением элементов нравственного самовоспитания и самоконтроля в процессе выполнения спортсменом упражнений вместе с группой и в одиночку; выявлением элементов нравственного самовоспитания и самоконтроля между выполнением упражнений, при общении; изучением элементов нравственного самовоспитания и самоконтроля, зафиксированных в журнале тренировок.
Для изучения нравственного самовоспитания и самоконтроля студента-спортсмена велись наблюдения за его деятельностью, а также учитывался хронометраж процесса занятий на учебных тренировках; спортивных играх; анализировались дневные тренировки.
Результаты наблюдения собранных данных показали, что нравственное самовоспитание и самоконтроль студента-спортсмена представляют собой процесс, в составе которого можно выделить три стадии.
Первая (низшая стадия), — когда спортсмен значительно лучше контролирует выполнение упражнений и свое поведение в окружении других людей. Его на этой стадии больше всего интересует, как окружающие оценят его выполнение упражнений и поведение. В данном случае регулятором поведения, а также стимулом лучшего выполнения упражнений является групповое (общественное) мнение, а также принятые в коллективе нормы, которые еще не стали его собственными, но их он не считает допустимым нарушать. [1]
Другая, более высокая стадия нравственного самоконтроля и самовоспитания, характеризуется наличием базовой обязанности у спортсмена и формирующейся готовности соблюдать принятые в обществе, коллективе нормы и правила поведения и в тех случаях, когда ему приходится выполнять упражнения, действовать не в коллективе, а в непосредственной независимости от него, находясь с самим собой. На этой стадии самоконтроль выражен больше всего и основан не на боязни общественного осуждения и не на желании похвалы или награды, а на чувстве собственной совести, используя ее как внутренний регулятор поведения, помогающий в борьбе с собственным эгоизмом, со своими недостатками, а также на чувстве собственного человеческого достоинства и спортивной чести. Однако и на этой стадии объектом контроля для студента-спортсмена является внешнее поведение (наблюдаемое другими в одном и ненаблюдаемое в другом случае, недоступное или труднодоступное для наблюдений или оценки со стороны).
Третья, высшая форма нравственного самоконтроля и самовоспитания наступает тогда, когда студент-спортсмен контролирует не только свое внешнее поведение и исполнение упражнений, сколько свой внутренний духовный мир — помыслы, мотивы, образ мыслей. Тем самым он хорошо понимает, что от этого зависит внешнее поведение его деятельности, поступков, также он судит себя за то, что совершенно не видно со стороны. [2]
Успешному переходу от воспитания к самовоспитанию в спортивной деятельности способствует ряд условий, которые должны учитываться в работе спортивных педагогов:
– сравнительно высокий уровень самостоятельности юных спортсменов по отношению к школьникам, не занимающимся спортом;
– стремление к самопознанию в различных ситуациях, познанию своих соперников и товарищей по команде;
– наличие интереса к овладению методами саморегуляции, регуляции своих эмоциональных состояний, особенно при спортивных неудачах и поражениях;
– наличие у многих занимающихся «идеала», к которому они стремятся (выдающегося спортсмена, чемпиона, сильного, волевого человека);
– ведение дневников самоконтроля. [3]
Задача тренера, педагога — помочь юным спортсменам в реализации данных условий.
Помимо этого, студент-спортсмен сам должен прикладывать усилия и анализировать свое самовоспитание. Ему самостоятельно необходимо использовать те или иные методы для дальнейшего совершенствования себя.
Большинство педагогов в своих научных работах выделяют основополагающие методы самовоспитания, описанные в таблице 1.
Таблица 1
Методы самовоспитания
Методы самовоздействия |
Методы саморегулирования |
Самообразование |
Изучение программ и правил самовоспитания выдающихся людей |
Самоинструкция |
|
Самоубеждение |
|
Самокаприз |
Составление своей программы и плана самовоспитания |
Самовнушение |
|
Упражнение |
|
Самонаказание |
Методы самостимулирования (самообразование, самокритика, самопрощение) |
Контроль и самооценка |
Литература:
- ГорбуновГ. Д. Психопедагогика спорта. — М.: ФиС, 1986.
- КорхА. Я. Тренер: деятельность и личность: Учеб. пос. — М.: Терра-Спорт, 2000.
- Матвеев А. П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории.-М.:Просвещение,1991.
- Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2002.