В статье представлен теоретический анализ имплицитных теорий как конструкта обыденного сознания личности. В статье приводятся результаты теоретического анализа понятия имплицитная теория, а также понятий имплицитная концепция. Данная статья включает теоретический обзор проведенных в современной психологической науке исследований имплицитных концепций.
Ключевые слова: имплицитная теория, имплицитные концепции, обыденное сознание, имплицитные представления.
Под имплицитными теориями мы будем понимать совокупность имплицитных концепций, структурной единицей которых являются обыденные представления, как субъективные обыденные знания, идеи, образы и объяснения каких-либо явлений.
По своей структуре имплицитные теории близки к научным, с их эмпирической и теоретической базами, логикой научного вывода и совокупностью исходящих утверждений. В основе имплицитных построений лежат факты, взятые наивным исследователем из собственного опыта [2, с. 77]. Содержание имплицитных теорий включает знания о самом человеке и о других людях [8, с. 118].
В связи с тем, что имплицитные концепции формируются под воздействием социальных, исторических, культурных, идеологических условий жизни индивида, можно говорить о том, что такие имплицитные концепции являются инвариантными — люди, выросшие в одной культуре и в одной и тоже время будут иметь схожие имплицитные концепции о каком-либо феномене или явлении. Однако в сознании конкретного индивида имплицитные представления отражаются, преломляясь через индивидуальный опыт, жизненный путь, внутреннюю картину миру, ценности и цели, что наделяет такие имплицитные концепции индивидуальной вариативностью [6, с.643].
Особенную популярность данная тема приобрела в середине 70-ых годов 20 века, когда авторы начали выделять отдельные имплицитные теории [1, с.3].
Широкое распространение получило изучение имплицитных теорий личности, которые подразумевают под собой житейские, обыденные представления о структуре личности, своей или другого человека [4, с. 83].
Предметом изучения становились социальные имплицитные концепции как убеждения, формирующиеся в массовом сознании, т. е. представления целой группы, а не только одного человека, имплицитные концепции семьи, а также имплицитные теории эмоций, которые являются важной сферой исследований в психологии [3, с. 111], [10, с. 55].
Изучались имплицитные концепции интеллекта, в данной области исследовались представления человека о собственном интеллекте и влияние таких представлений на мотивацию человека, его обучаемость, на постановку учебных целей и операциональный компонент учения. Актуальным направлением в исследованиях обыденных представлений являются исследования имплицитных концепций о болезни [7, стр. 306], [9, с. 343].
Широко известны исследования имплицитных теорий личностной атрибуции (Г. М. Андреева, К. Двэк, Г. Келли, Дж. Келли, Х. Хекхаузен, А. Г. Шмелев), этничности (В. Ф. Петренко), взаимодействия человека с компьютером (Н. Кайан), власти (П. Коллеман), чтения (М. Смит, Дж. Ранн, У. Ковалт) и другие [2, с. 76].
В зарубежной психологии исследовались также имплицитные концепции морали и роль обыденных представлений личности о себе в формировании мотивации.
В отечественной психологии в настоящее время активно изучаются различные аспекты обыденного представления об умном человеке (В. Дружинин), представление о механизмах эмоциональной неустойчивости личности (Чудина Е. А.), представления о порядочном человеке (Григоровская Н. Ю.), представления о русском человеке (Воловикова М. И.) и пр. Были проведены также различного рода кросскультурные исследования в центре которых лежали имплицитные концепции о русских людях у чехов и американцев, изучались обыденные представления о социальной успешности личности и самодостаточности. Психологами рассматривались имплицитные концепции об атеистах и верующих, можно говорить о том, что эмпирически разработанным является вопрос об имплицитных концепциях смысла жизни. Через призму обыденных представлений рассматривались в отечественной психологии такие феномены как счастье и оптимизм [8, с. 118–119].
Таким образом, можно говорить о достаточно большом интересе к проблеме имплицитных концепций личности в различных областях современной отечественной и зарубежной психологической науки.
Однако в результате анализа научной литературы был обнаружен довольно сдержанный интерес к проблеме имплицитных концепций личности о жизни после смерти, которые включают в себя систему обыденных представлений о посмертии и характеризуются трудноосозноваемостью и бессознательностью формирования [5, с.126].
Причиной малой разработанности данной предметной области могли послужить трудность в организации подобного рода исследований и одномерность теоретических подходов к данной теме. Тем не менее, довольно остро стоит вопрос об исследованиях в данном направлении, подобного рода убеждения о жизни после смерти, представленные в обыденном сознании личности, в значительной степени могут обуславливать прижизненное поведение человека, и влиять на благополучие различного уровня — психологическое, экзистенциальное, личностное, что и обуславливает направление и цель нашего последующего исследования.
Литература:
- Аллахвердов, М. В. Влияние имплицитной теории доверия на решение когнитивных задач: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / М. В. Аллахвердов; Санкт-Петербург. — 2013. — 24 с.
- Горбунова, В. В. Проблемы исследования имплицитных теорий / В. В. Горбунова // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — С. 119 — 128.
- Минеева, О. А., Лидерс, А. Г. Методика исследования имплицитных концепций семьи / О. А. Минеева, А. Г. Лидерс // Вестн. Моск. Ун-та. — 2011. — № 2. — С. 110—125.
- Минюрова, С. А. Имплицитные теории личности как основа обыденного сознания / С. А. Минюрова // Психологический аспект изучения речевой деятельности. — 2010. — № 8. — С. 83 — 87.
- Морозенко, А. А. Имплицитные концепции жизни после смерти: содержание, структура, функции/ А. А. Морозенко// Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2021. Т. 11. № 1. С. 122–131.
- Скворцова, Л. Л. Индивидуальная вариативность функциональных проявлений имплицитных концепций личностной зрелости / Л. Л. Скворцова // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред. А. Л. Журавлев, М. А. Холодная. — Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. — С. 642–648
- Сухотин, А. А. Имплицитные теории интеллекта и концепции учения в психологии образования / А. А. Сухотин // Вестник ТвГУ. — 2015. — № 33. — С. 303–309.
- Улыбина, Е. В. Категория врожденного и место субъекта в имплицитной теории личности / Е. В. Улыбина // Субъект действия, взаимодействия, познания. — Москва-Воронеж, 2001. — С. 118–133.
- Тхостов, А. Ш., Нелюбина, А. С. Обыденные представления как фактор, опосредующий поведение в ситуации болезни / А. Ш. Тхвостов, А. С Нелюбина // Вестник ТмГУ. — 2008. — № 317. — С.343 — 345.
- Федосина, С. С. Имплицитная теорий эмоций / С. С. Феодосина // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 10. — С.55 — 55.