Автор статьи дает понятие нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации.
Ключевые слова: нормотворческая деятельность, нормотворчество, правотворчество, нормативный правовой акт, федеральные органы исполнительной власти.
Сегодня закон является главным источником права в Российской Федерации, это вытекает из самой юридической природы закона, и Правительство на современном этапе развития российского общества осуществляет возложенные на него функции нормотворческой деятельности. Поэтому важно понимать, что представляет собой такая деятельность, что делает Правительство для ее реализации. В этом процессе активно участвуют и представители федеральных органов исполнительной власти, но при этом особенности подзаконной нормотворческой деятельности требуют особого внимания.
На современном этапе в условиях модернизации российского государства реализация прав и свобод человека и гражданина ложится на органы исполнительной ветви власти Правительства Российской Федерации, а также на министерства и ведомства, которые осуществляют данную работу посредством издания нормативных правовых актов.
Участие Правительства Российской Федерации в разработке законодательных актов — это не нормотворчество в чистом виде, а лишь выполнение Правительством Российской Федерации отдельных нормотворческих (регулирующих) функций [1].
Необходимо особо выделить нормотворчество Президента Российской Федерации в связи с тем, что он не относится ни к законодательной, ни к исполнительным ветвям власти, выступая гарантом Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства, на основе Конституции и законов Российской Федерации он осуществляет нормотворческую деятельность путем издания указов, которые могут носить как нормативный, так и индивидуальный характер [6].
В первую очередь, говоря о нормотворчестве органов исполнительной власти, следует остановиться на нормотворчестве Правительства Российской Федерации. В юридической литературе нет единого мнения по структурированию нормотворческого процесса Правительства Российской Федерации. Так, представляется необходимым выделить три основные точки зрения на данную проблему среди юристов: 1) формирование правовых взглядов на основе выявления общественных потребностей в правовом регулировании; 2) решения о необходимости разработки нормативного акта; 3) нормотворческая инициатива [1].
Нормотворчество высшего органа исполнительной власти — Правительства РФ основано на нормах Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ». Такое понятие как «нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти — это разработка и принятие федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности и т. д». [3].
Относительно рассматриваемого понятия можно прокомментировать, что среди авторов, которые анализируют «процессы, связанные с подготовкой и принятием нормативных правовых актов, выделены и применяются два понятия: «правотворчество» и «нормотворчество» [2].
Большинство ученых считают их синонимами, отождествляя, но это не совсем верно. Их различие заключается в разных направлениях деятельности: «правотворчество» регулирует правовые аспекты жизни общества, государства, закрепляя в правовых актах, а нормотворчество имеет социальную направленность. Таким образом, правотворчество является неотъемлемой частью нормотворчества, его составляющей.
Нормативный правовой акт — результат нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, причем он может включать не только правовую, но и экономическую, техническую, информационную, организационную и другие сферы. Нормотворчество органов исполнительной власти Российской Федерации является сложным понятием, оно имеет социальную, правовую и юридико-технические взаимодействующие между собой основы деятельности.
Социальная основа нормотворчества органов исполнительной власти Российской Федерации представляет разработку нормативного правового акта, основанного на изучении общественного мнения, анализе современной ситуации в стране, прогнозировании мнения граждан. Но следует подчеркнуть, что одной из особенностей функционирования исполнительной власти является информационная закрытость, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями. К сожалению, в России нет законодательно установленных процедур закрытия и раскрытия информации о деятельности государственных органов. Зачастую информация, считаясь конфиденциальной и закрытой, недоступна или предоставляется государственными органами несвоевременно. В связи с чем затруднено конституционное право граждан на получение информации.
Правовую основу нормотворчества создают органы исполнительной власти Правительства РФ, осуществляющие свою деятельность в интересах государства, они закрепляют нормы права в издаваемых нормативно-правовых актах. Юридико-техническая основа нормотворчества реализуется благодаря разработанным средствам и приемам составления текстов нормативных актов. Важно соблюдать технические требования, избегать неконкретности, противоречивости и неясности текстов. Ведь эффективность и результативность актов зависит от точности и конкретности юридических формулировок, логической связи и последовательности.
Помимо проблемы отсутствия четких определений основных понятий нормотворчества не установлена иерархия действующих нормативных правовых актов, не определена классификация видов для различных нормотворческих органов Российской Федерации, что является серьезной нормотворческой проблемой [4].
Также приоритетной проблемой нормотворческой деятельности Правительства РФ является преодоление бессистемности в разработке законодательства, несогласованности между различными законодательными актами, частое изменение действующих законов, нечеткость формулировок норм законодательных актов.
Как представляется, нормотворческая деятельность подлежит трансформации и упорядочению в обязательном порядке. Для этого должен быть принят единый федеральный законодательный акт, в котором следует закрепить всю понятийную терминологию, а также разграничить все формы принимаемых актов. Понятийный аппарат, прежде всего, должен помочь правильному толкованию акта и иного документа.
Очень важно помнить, что результативность реализация данного вида деятельности может быть обусловлена и оценена тем, насколько она соответствует ожиданиям общества и способна регулировать происходящие социальные и иные процессы в обществе.
Литература:
- Арзамасов Ю. Г. Структура и содержание нормотворческого процесса Правительства Российской Федерации // Право и государство: теория и практика (реферируемый журнал). 2006. № 7
- Москалькова Т. Н., Черников В. В. Нормотворчество: Науч.-практ. пособие. 2-е изд., доп и испр. М.: Проспект, 2018.
- Нормотворчество органов государственного и муниципального управления: Учеб. пособие /Миронов А. Н., Ушаков С. Н. М.: ИНФРА-М, 2019.
- Тихомиров Ю. А. Коллизионное право.- М.:2000. С.29–30
- Уманская В. П. Правовые акты органов исполнительной власти: системный подход: Монография / Отв. ред. Б. В. Россинский. М.: Норма, 2017.
- Ярмонова Е. Н., Ярмонов С. В. Особенности нормотворчества исполнительных органов власти // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 41. — С. 244–249.