Языковая личность подростков — это совокупность способностей и различных характеристик, нацеленных на восприятие и создание продукта речевого процесса. Процесс развития языковой личности необходимо корректировать при помощи педагогических и психологических методов.
Модернизация системы образования предполагает поиск новых способов развития языковой личности подростков. Необходимо сформировать активную позицию у подростков по отношению к языковой практике.
Ключевые слова: подростки, языковая личность, познавательный процесс, речь, мотивация.
The linguistic personality of adolescents is a combination of abilities and various characteristics aimed at the perception and creation of a product of the speech process. The development process of a linguistic personality must be corrected with the help of pedagogical and psychological methods.
Modernization of the education system involves the search for new ways of progress in the language personality of adolescents. It is necessary to form an active position among adolescents in relation to language practice.
Keywords: adolescents, linguistic personality, cognitive process, speech, motivation.
Происхождение понятия «языковая личность» связано с именем немецкого ученого Л. Вайсгербера, который впервые упомянул о нем в своей книге «Родной язык и формирование духа». Согласно Л. Вайсгерберу: «язык представляет собой наиболее всеобщее культурное достояние; никто не владеет языком исключительно благодаря собственной языковой личности, наоборот, человек овладевает им благодаря тому, что принадлежит к языковому сообществу» [1, 7].
В свою очередь, немецкий лингвист В. фон Гумбольдт выдвигал идею, согласно которой «язык — это отражение определенного видения мира, подчеркивая, что каждый конкретный язык, порождаемый энергией человеческого духа, создает особую — целостную и индивидуальную — модель действительности» [2, 11].
Большинство отечественных исследователей описывая термин «языковая личность» , восходят к определению языковой картины мира, трактуя ее, как определенную схему восприятия действительности, зафиксированную в языке и тесным образом связанную с культурой.
Но, так как системы видения мира различны в разных языках, то и языковые картины мира отличаются друг от друга, являясь своего рода «семантическими» островками в океане многообразия языковой ментальности.
Языковая личность подростков формируется в результате постоянного усвоения разнообразных общественных форм сознания, а также в процессе общения и вербальной коммуникации, анализа общественно-исторического опыта. Языковая личность способна развиваться на основе процессов обучения, общения и воспитания.
Процесс эффективного формирования языковой личности подростков основывается на развитии познавательных процессов, к которым необходимо отнести речь, внимание, мышление.
Развитие речи в подростковом возрасте характеризуется тем, что у подростка увеличивается словарный запас, он может самостоятельно готовить устные выступления, вести рассуждения, высказывать и аргументировать мысли, самостоятельно писать сочинения, составлять план устного или письменного текста.
В качестве первого приоритета определяется увеличение и дальнейшее развитие коммуникационной и речевой практики, которое должно стать главным интегрирующим звеном формирования целостной системы в структуре формирования языковой личности.
Согласно Зимней И.А: «подростки должны уяснить для себя виды коммуникации с позиции их целей и задач» [3, 45].
Необходимо учитывать тот факт, что для построения грамотно выстроенной речи необходимы знания правил речевого поведения, поскольку именно они, наряду со знанием особенностей культуры речи могут положительным образом повлиять на эффективность коммуникации и построение диалога.
В подростковом возрасте у учащихся наблюдается общее и значительное развитие всего объема внимания, повышение его устойчивости, а также развитие способностей к резкому переключению и перераспределению самого процесса.
Такое явление происходит по причине развития понятийного, языково-логического, а также абстрактного мышления.
Структура познавательных процессов в ходе формирования языковой личности подростков, является нерасторжимым комплексом интеллектуальных и волевых процессов, важных для развития всей личности в целом. Как отмечает Карасик В.И: «ключевым фактором формирования языковой личности подростков является учебная деятельность» [4, 22].
Тем не менее, у некоторой группы подростков можно заметить тот факт, что отмечается некоторое ухудшение результатов в их учебной деятельности.
Дело в том, что это происходит из-за того, что умственные способности у подростков по сравнению с предыдущим периодом, приобретают совершенно новое качество, они выстраиваются опосредованно.
Например: в связи с усложнением обучения и необходимостью запоминать большой объем учебного материала подростки отказываются от дословного заучивания с помощью повторений и преобразовывают учебный материал таким образом, чтобы облегчить его запоминание.
В условиях становления культуры языковой личности подростков, представителям данной возрастной группы, в первую очередь, необходимо правильно выстраивать свое общение.
Само общение является одним из главных элементов успешного развития языковой личности, и рассматривается как всеобъемлющая и уникальная операция, которая представляет собой оценку объекта через речь, вследствие чего осуществляется на основе некоторого образца, нормы, принципа, закона. Общение следует рассматривать как самодостаточный и эффективный инструмент формирования языковой личности подростков.
Формирование языковой личности, помимо успешного развития познавательных процессов, способно вызвать у подростков так называемый «познавательный интерес».
Необходимо организовать процесс так, чтобы ученики, в данном случае подростки, могли на уроке самовыразиться, творчески развиваться и все это должно происходить в процессе коммуникации, непосредственно в ходе речевого взаимодействия.
Эффективное развитие языковой личности тесно связано с мотивацией самой личности подростков. Мотивация, в свою очередь, является важнейшим компонентом развития и становления языковой личности в целом.
Самосознание сформированной языковой личности непосредственно открывает возможность дальнейшей личностной реализации в виде не просто достигнутой суммы знаний, а именно реализованной мысли и способа бытия.
Одним из ключевых элементов в процессе становления языковой личности подростков является «язык», а точнее процесс его изучения. Особенно это характерно для подросткового периода, когда происходит закладка фундамента будущей языковой личности.
Следовательно, необходимо выделить важность роли педагога в процессе формирования языковой личности подростков, поскольку именно он выступает в роли «аккумулятора» в процессе изучения иностранного языка.
Литература:
- Вайсгербер Й. Родной язык и формирование духа. — М., — 2004. — 281 с.
- Гулыга А. В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта. — М., — 1985. — 260 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., — 2008. — 280 с.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград., — 2002. — 477 с.