На современных предприятиях основным подходом к управлению организацией является функциональный подход, при котором управление компанией происходит через функции, функциональных руководителей и подсистемы. Однако в современных условиях рыночной экономики, учащённом появлении кризисных явлений и иных проблем функциональный подход является слишком громоздким, так как затрудняется управление над всем предприятием.
Требуется более тонкий подход, который ориентирован на бизнес-процессы и который позволяет гибко управлять организацией для повышения эффективности. Процессный подход выгоден тем, что с его помощью возможно разработать и оптимизировать различные бизнес-процессы и подпроцессы, чтобы достигнуть оптимальности каждого процесса в целом. Процессный подход снижает влияние человеческого фактора на результативность работы, помогает сократить издержки, повышает гибкость и скорость принятия управленческих решений, предприятие легче подстраивается под изменчивость внешней и внутренней среды.
Это позволяет сделать вывод о том, что процессный подход в организациях на данный момент времени актуален и является одним из способов эффективной борьбы с кризисными явлениями.
Ключевые слова : процессный подход, бизнес-процессы, антикризисное управление, оптимизация, кризисные явления, внутренняя среда, внешняя среда.
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных и последовательных операций на производстве, которые по итогу приводят к созданию определённого товара или же услуги для конкретных потребителей.
Каждый бизнес-процесс обладает рядом систем, из которых состоит его организационная структура [1, с. 23]:
- Выделенный бизнес-процесс — это тот процесс, который является объектом управления и на котором в будущем будет применён процессный подход. Именном при выделении бизнес-процесса составляется список ключевых проблем.
- Владелец процесса — участник бизнес-процесса, который обладает соответствующими полномочиями и ответственностью за качество продукта, выпускаемого предприятием. Выбор владельца бизнес-процесса является очень важным этапом, так как отсутствие единоначалия снижает эффективность бизнес-процессов и создаёт проблемы в коммуникациях между отделами предприятия.
- Регламент бизнес-процесса — документ, который включает в себя цели определённого бизнес-процесса, его начало и конец, состав участников, сферу применения.
- Ключевые показатели эффективности бизнес-процессов. Сюда входят инструменты по управлению процессами, которые должны быть эффективными и результативными.
- Мотивация. Система мотивации должна стимулировать участников различных бизнес-процессов к достижению поставленных целей и задач.
Чтобы вывести предприятие в кризисном положении на высокий уровень конкурентоспособности, используя при этом процессный подход, организации в первую очередь необходимо структурировать все свои бизнес-процессы, что в будущем позволит легче адаптироваться к изменениям.
Структурировать бизнес-процессы возможно по М. Портеру, который разделил процессы на основные и вспомогательные. Структура бизнес-процессов хозяйствующего субъекта представлена в таблице 1 [2].
Таблица 1
Классификация бизнес-процессов по Майклу Портеру
Бизнес-процессы |
Характеризующие их признаки |
Основные бизнес-процессы |
Внутренняя логистика Производственные процессы Внешняя логистика Маркетинг Сервис |
Вспомогательные бизнес-процессы |
Закупки Технологические процессы Человеческие ресурсы Поддержка инфраструктуры |
Основные бизнес-процессы:
- Внутренняя логистика. Эти процессы связаны с принятием сырья, ресурсов, транспортировкой от поставщика на склад, хранением ресурсов, адаптацией складской среды и схем размещения товаров.
- Производственные процессы. Данные процессы отвечают за то, чтобы получаемые ресурсы, различные полуфабрикаты и материалы в итоге превращались в конечный продукт, обладающий соответствующими качественными показателями и изготовленный в срок.
- Внешняя логистика. Эти процессы связаны с распределением производимой продукции к конкретному потребителю, обработкой заказов, составлением графиков отправки товара или сдачи проекта для инвесторов.
- Маркетинг. Процессы маркетинговой деятельности отвечают за продвижение продукции, её рекламу и отношение потребителей к товару.
- Сервис. Сервисное обслуживание — это процессы направленные на поддержку качества товара, который необходимо устанавливать, ремонтировать или же регулировать.
Вспомогательные бизнес-процессы:
- Закупки. Данные процессы отвечают за закупку материалов, сырья, расходных ресурсов, станков и иного оборудования.
- Технологические процессы. Процессы из этой категории отвечают за развитие производимой продукции или бизнес-процесса, включая работу над дизайном продукта, разработку производственных процессов.
- Человеческие ресурсы. Те действия, которые напрямую связаны с привлечением персонала, его подготовкой, обучением, мотивацией и дальнейшим развитием.
- Поддержка инфраструктуры. Данные процессы затрагивают и поддерживают практически все сферы управления предприятием, включая администрирование, бухгалтерский учёт, планирование и юридические вопросы.
Работа бизнес-процессов должна быть эффективной. Показателями эффективности могут выступать:
- Охват потребителей.
- Затратность производства.
- Длительность производства.
- Результативность капиталовложений.
Для предприятия в кризисном положении главным показателем эффективности процессного подхода будет выступать стоимость бизнеса [3, с 39]. В таком случае требуется разработать стратегию, которая определит каким образом компания может противостоять изменениям внешней и внутренней среды, неблагоприятным последствиям и снижению стоимости бизнеса. Стратегия позволит определиться с тем, какие стратегические меры помогут фирме сохранить устойчивость и реализовать намеченные цели.
Стратегия антикризисного управления охватывает все системы организации, показывает с помощью каких мер можно поддерживать баланс экономических показателей, как бороться за жизнеспособность компании и какими способами возможно повышать конкурентоспособность предприятия.
Для разработки стратегии антикризисного управления необходимо определить основные показатели внешней и внутренней среды предприятия. Стратегия должна включать в себя силы и слабости, возможности и угрозы, соотношение цен с конкурентами, анализ издержек [4, с 45]. Должна быть проанализирована продолжительность товарного цикла, общее финансовое положение организации, качество нынешней продукции. Следует рассмотреть вопрос возможного изменения миссии и целей организации, так как в рамках текущей миссии предприятие может быть не способно выйти из кризисной ситуации.
В целом основная задача стратегии антикризисного управления с помощью процессного подхода состоит в улучшении адаптационных механизмов, так как переход к процессному управлению позволяет гибко подходить к управленческим решениям [5, с 67].
Следует понимать, что при антикризисном управлении процесс создания стратегии является первоочередным, но не основным. Важнее всего грамотная реализация. При реализации стратегии необходимо выделить приоритетность бизнес-процессов, чтобы наиболее рациональным способом распределить имеющиеся ресурсы. Также необходимо определение критических точек деятельности организации для постоянного наблюдения за изменяющейся динамикой на предприятии.
Предложенный механизм внедрения процессного подхода позволит оптимизировать работу предприятия, даст полный доступ к управлению системами и подсистемами и увеличит гибкость принимаемых решений на каждом из этапов производства. Получившаяся на основе процессного подхода единая система управления в конечном итоге позволит легче преодолевать кризисные явления и не терять конкурентоспособность на рынке.
Литература:
- Репин, В. В Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление Владимир Репин. — 2-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 512 c. — с. 23–24.
- ГОСТ Р ИСО 9000:2000(R). Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
- Зенченко И. В Управление бизнес-процессами [Электронный ресурс]: учеб. -метод. пособие / И. В. Зенченко. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 117 c. — с. 39–41
- Шепеленко Г. И. Антикризисное управление производством и персоналом: учебное пособие. — 1-е изд. — М.: Феникс, 2014. 256 c. — с. 45
- Зуб, А. Т. Антикризисное управление: учебник для бакалавров / А. Т. Зуб. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва, М.: Юрайт, 2019. — 343 с. — с. 67