«Бережливое производство» входит сегодня во многие сферы: здравоохранение, торговля, медицина, и т. д. Образование не является исключением, но имеет свои особенности, поскольку надо понимать, что разговор с детьми дошкольного возраста должен идти на материалах, близких к их пониманию, касаться таких тем, которые дети-дошкольники могут связать со своим возрастом, накопленным детским опытом.
Внедрение в дошкольное образование бережливых технологий способствует развитию у детей деловых качеств личности, формирует навыки рационального использования времени природопользования. Что позволит в дальнейшей жизни правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, творчески, самостоятельно, действовать, а следовательно, строить свою жизнь более организованно, разумно.
Реализация бережливых технологий в детском саду тесно связано с необходимостью сделать развивающую среду понятной, доступной безопасной, с этой целью мы используем визуализацию: там, где ребенок может обезопасить себя сам, используем метод воздействия на сенсорику сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальные разметки; алгоритмы, которые позволят оптимизировать процессы в детском саду. Например, дежурство, мытьё рук, уборка кроватей. игрушек, и т. д.
Так как время для ребенка — понятие слишком абстрактное, для него, что 15 минут, что полчаса одинаково, поэтому нужно немного визуализировать то, чего ребенок не может потрогать и увидеть. Для того чтобы научить детей рационально планировать свой день мы используем канбан, который поможет легко научить ребенка правильно распоряжаться таким ценным и невосполнимым ресурсом, как время
Совместно с детьми была изготовлена канбан — доска, состоящая из трех колонок: что нужно сделать, что я делаю, что сделано. Так как не все дети старшего дошкольного возраста умеют читать, мы решили изобразить названия колонок в виде зарисовок — пиктограмм. К колонке «Что нужно сделать» была подобрана пиктограмма с изображением восклицательного знака, чтобы обратить внимание детей на предстоящие дела. К колонке «Что делаю» мы изобразили фигуру человека в движении. Колонку «Что сделано» отметили изображением фейерверка, которое ассоциировалось с завершением дела. Планируемые дела мы зарисовывали на клеящихся стикерах разных цветов. Таким образом, дети с утра сами составляют, какие события будут происходить сегодня. Таким образом, дети самостоятельно строят распорядок дня.
Соблюдая принципы 5С, у детей формируется, бережливое отношение к вещам, книгам, предметам. Например, в раздевалке на дверцах шкафчиков висят картинки с алгоритмами размещения вещей., чтобы ребенок мог наглядно увидеть и выполнить как правильно и быстро одеться, и правильно сложить снятые вещи.
Для развития у детей умения планировать свою деятельность и прогнозировать результат, мы используем алгоритм — точное предписание о том, какие действии и в какой последовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой из задач определенною вида.
Чтобы научить детей поддерживать порядок в группе, мы внедряем метод стандартизации. С этой целью в группе наклеили картинки символы, где что должно находиться и теперь ребенок четко знает, куда нужно ставить после игры игрушки, где находятся материалы для изобразительной или иной деятельности, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке — книжки.
В рамках деятельности бережливого производства применен метод оконтуривания для стола, куда дети по окончании приема пищи относят посуду, составляя глубокие тарелки на картинку с глубокой тарелкой, мелкие — на соответствующую картинку, и так же чашки. Это помогает избежать хаоса на столе, приучает выполнять определённые действия дежурных по столовой, облегчает труд младшего воспитателя.
Для создания бережливого пространства, приобщения детей к порядку, родители помогли и изготовили парковочные комплексы для детского транспорта. Теперь, приезжая в детский сад на велосипеде или самокате, ребенок с гордостью ставит свой транспорт на парковку «как взрослый».
Для формирования бережного отношения к природе, в нашем детском саду был реализован проект «Люди вместе, мусор врозь» (сортировка мусора на бумажный, пластиковый и органический). В ходе данного проекта ребята с большим удовольствием выполняют сортировку мусора на бумажный, пластиковый и органический, узнали о способах его утилизации, о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. На территории детского сада оборудованы контейнеры для разного вида мусора, организована выставка работ, сделанных детьми совместно с родителями «Вторая жизнь вещей из отходов».
Многие родители сетуют на то, что дети не знают цену деньгам, не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь в плане воспитания у ребенка деловитости, и бережливости, рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. С этой целью нами были разработаны технологические карты сюжетно-ролевых игр по формированию основ финансовой грамотности , подобран наглядно-иллюстративный материал , создан лэпбук «Юные экономисты», который позволяет преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной для детей форме. Благодаря ему мы формируем у дошкольников представление об истории появления денег, закрепляем знания детей о монетах и банкнотах других стран, литературных произведениях, в которых есть упоминание о деньгах, банках, продажах, обмене, формируем правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости, а также воспитываем интерес к теме финансов, бережного отношение к деньгам.
Формирование бережливой культуры внедряется и в работу педагогов. Это организация рабочего места воспитателя. Использование инструмента правильной организации рабочего места устраняет множество потерь в обеспечении оптимальности структурирования и хранения дидактического материала, которое организовано таким образом: первый ящик — часто используемые материалы; второй ящик — иногда используемые материалы, которые могут в данный момент не востребованы; третий ящик — личные вещи.
Проведена маркировка папок в педагогическом шкафу по цветам (каждый цвет соответствует определенному разделу). Каталог дидактического и методического материала составлен с учетом цветовой маркировки на папках. С целью предотвращения потери передвижения, использован метод визуализации. На папки нанесена диагональная красная полоса (если папку не вернули на место, полоса прерывается).
Для формирования бережливого отношения к энергоресурсам разработана система визуализации, которая выглядит в виде определённых знаков-символов, напоминающих о том какую клавишу выключателя, надо включать для освещения определённого участка помещения.
Работа на данном этапе не заканчивается и будет продолжаться, ведь бережливые технологиивводятся постепенно и потребуется ещё время, так как подразумевает бесконечное стремление к совершенству медленными шагами уверенно вперёд.