Англо-афганская война 1878–1880 годов как фактор развития и трансформации представлений об Афганистане и афганцах в Великобритании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 13.03.2021

Статья просмотрена: 396 раз

Библиографическое описание:

Алави, Сайед Ага Реза. Англо-афганская война 1878–1880 годов как фактор развития и трансформации представлений об Афганистане и афганцах в Великобритании / Сайед Ага Реза Алави. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79200/ (дата обращения: 19.12.2024).



Автор анализирует вторую англо-афганскую войну 1878–1880 годов как фактор развития образов Афганистана и афганцев в английской идентичности. Целью статьи является анализ второй англо-афганской войны как фактора изменения образов Афганистана и афганцев в Англии. Автор полагает, что к моменту начала второй войны англичане уже имели определенный опыт формирования афганских образов, что стало следствием первой англо-афганской войны. Автор полагает, что непосредственным стимулом для формирования афганских образов в английской идентичности стали англо-афганские войны, которые привели к появлению негативных образов афганцев как этнически, лингвистически и религиозных Других в английской политической и этнической идентичности. Вторая англо-афганская война привела к еще большей актуализации афганских образов в английской идентичности, которые сложились по итогам первой англо-афганской войны. Вторая англо-афганская война стимулировала процессы новеллизации и визуализации афганских образов в британской идентичности. Неудача английских войск в регионе привела к формированию негативных образов Афганистана. Отсутствие реальных результатов стало стимулом для дальнейшего развития афганских образов, содействуя генезису третьей англо-афганской войны. Автор полагает, что после второй англо-афганской афганцы были вынуждены пассивно наблюдать за попытками англичан достичь свои политические цели на их территории, воображенной как буферная зона между Британской и Российской империями. Предполагается, война стимулировала развитие афганских образов в британской идентичности, что стало часть формирования и трансформации имперской идентичности.

Ключевые слова: Афганистан, Великобритания, вторая англо-афганская война, афганские образы, литература.

The author analyses the second Anglo-Afghan war of 1878–1880 as a factor in the development of images of Afghanistan and Afghans in English identity. The purpose of the article is to analyze the second Anglo-Afghan war as a factor in changing the images of Afghanistan and Afghans in England. The author believes that the Anglo-Afghan wars, which led to the emergence of negative images of Afghans as ethnic, linguistic, and religious Others in the English political and ethnic identities, became a direct stimuls for the formation of Afghan images in English identity. The author believes that by the time the second war began, the British already had some experience in the formation of Afghan images, which was the result of the first Anglo-Afghan war. The second Anglo-Afghan war led to the greater actualization of Afghan images in English identity, which developed as a result of the first Anglo-Afghan war. The second Anglo-Afghan war stimulated the processes of novelization and visualization of Afghan images in British identity. The failure of the British troops in the region led to the formation of negative images of Afghanistan. The lack of real results has become an incentive for the further development of Afghan images, assisting to the genesis of the third Anglo-Afghan war. The author believes that after the second Anglo-Afghan Afghans were forced to passively observe the British attempts to achieve their political goals on their territory, imagined as a buffer zone between the British and Russian empires. It is presumed that the war stimulated the development of Afghan images in British identity, which became part of the formation and transformation of imperial identity.

Keywords: Afghanistan, Great Britain, the second Anglo-Afghan war, Afghan images, literature.

Формулировка проблемы . Если в XVI — XVIII веках английские интеллектуалы как носители «высокой культуры» только формировали в рамках национальной идентичности образы Другого, то в XIX веке англичане уже непосредственным образом вступили в более активные контакты с другими неевропейскими этническими, религиозными и языковыми группами в рамках проведения и реализации колониальной политики.

Среди этих других, образы которых начали активно формироваться в английской национальной идентичности были афганцы. Афганцы были среди наилучших кандидатов на формирование концептов Инаковости, потому что отвечали всем признакам, необходимых для Других, а именно — исторически афганцы и англичане контактировали в гораздо меньшей степени чем другие этнические группы (например, образ ирландца как католика был больше понятен, чем образ афганца); афганцы были этническими другими (их традиционная этническая культура заметно отличалась от английской); афганцы были мусульманами, что в глазах англичан автоматически делало их Другими. Кроме этого, к началу XIX века в английской литературе уже имелся определённый опыт воображения мусульман как Других.

Поэтому, к началу англо-афганских контактов английским интеллектуалам требовалось проецировать раннее сложившиеся представления о мусульман на афганцев. Непосредственным стимулом для формирования афганских образов в английской идентичности стали англо-афганские войны, которые привели к появлению негативных образом афганцев как этнически, лингвистически и религиозных Других в английской политической и этнической идентичности. На протяжении XIX и XX века имели место три крупных англо-афганских военных конфликта, включая англо-афганскую войну 1839–1842 годов, англо-афганскую войну 1878–1880 годов и англо-афганскую войну 1919 года, которые актуализировали роль и значение афганских образов в английской идентичности.

Цель статьи . В центре авторского внимания в данной статье — вторая англо-афганская война 1878–1880 годов как фактор развития афганских образов в английской идентичности в конце 70-х — начале 80-х годов XIX века. Целью статьи является анализ второй англо-афганской войны как фактора изменения образов Афганистана и афганцев в Англии.

Проникновение Великобритании в Афганистан после первой англо-афганской войны как фактор формирования афганских образов и нового военного конфликта . Первая англо-афганская война не привела к формальному изменению статуса Афганистана, но в значительной степени дестабилизировала ситуацию в стране. Тенденции к нормализации внутренней ситуации стали заметны только к 1843 году. После нескольких месяцев хаоса в Кабуле Мохаммед Акбар-хан обеспечил контроль над прилегающими территориями, и в апреле 1843 года его отец Дост Мохаммед, освобожденный англичанами, вернулся на трон Афганистана при непосредственной британской поддержке.

В последующее десятилетие Дост Мухаммед сконцентрировал свои усилия на завоевании Мазари-Шарифа, Кондуза, Бадахшана и Кандагара, а роль англичан в регионе постепенно росла. Мухаммед Акбар Хан умер в 1845 году, но англичане, несмотря на это, смогли сохранить свое влияние, используя попытки афганских лидеров во время Второй англо-сикхской войны (1848–1849) захватить Пешавар [6]. В 1854 году британцы попытались восстановить и возобновить отношения с Дост Мохаммедом, которого они фактически игнорировали в течение двенадцати лет. Пешаварский договор 1855 года вновь создал условия для установления дипломатических отношений, провозглашая уважение территориальной целостности Афганистана, и хотя договор формально объявлял стороны равноправными партнерами, англичане игнорировали интересы афганцев [2].

В 1857 году было заключено дополнительное соглашение к договору 1855 года, которое позволило британской военной миссии присутствовать в Кандагаре (но не в Кабуле) во время конфликта с персами, которые напали на Герат в 1856 году. Во время индийского восстания 1857 года некоторые британские чиновники предложили передать контроль над Пешаваром Дост-Мухаммеду в обмен на его поддержку против мятежных сипаев, но от столь радикально предложения сами англичане решили отказаться, полагая, что Дост-Мухаммед воспримет это как признак слабости англичан, которые к тому времени преуспели в формировании негативного образа афганцев.

В 1863 году Дост Мухаммед захватил Герат с британского согласия. Через несколько месяцев он умер. Шер Али Хан, его третий сын и провозглашенный преемник, не смог захватить Кабул, который контролировал его старший брат Мухаммед Афзал. В 1868 году он все-таки оставил Кабул, отступив со своим сыном Абдур Рахманом за Амударью [2]. В годы, непосредственно последовавшие после завершения Первой англо-афганской войны и особенно после индийского восстания 1857 года против британцев в Индии, правительства либеральной партии в Лондоне воспринимали и воображали Афганистан не только как часть мусульманского Востока, но и как буферное государство [4]. К тому времени, когда Шер Али установил контроль в Кабуле в 1868 году, он обнаружил, что британцы готовы поддержать его режим с помощью оружия и средств, но не более того [10].

В течение следующих десяти лет, на протяжении 1870-х годов, отношения между афганским правителем и Великобританией неуклонно и постепенно ухудшались. Афганский правитель был обеспокоен вторжением России на юг [5], которая к 1873 году захватила Хиву. Шер Али в этой ситуации пытался получить помощь и поддержку от англичан, но те отказались от активной поддержки афганских властей. После того, как напряженность между Россией и Великобританией в Европе закончилась после июньского конгресса 1878 года в Берлине, Россия обратила свое внимание на Центральную Азию [1]. Тем же летом Россия отправила в Кабул дипломатическую миссию. Шер Али пытался, но не смог удержать их.

Российские посланники прибыли в Кабул 22 июля 1878 года, а 14 августа англичане потребовали, чтобы Шер Али принял и британскую миссию, но он не только отказался принять британскую миссию, но и угрожал остановить ее, если она будет отправлена. Лорд Литтон, индийский генерал-губернатор, приказал дипломатической миссии отправиться в Кабул в сентябре 1878 года, но миссия была возвращена назад, когда она подошла к восточному входу в Хайберский перевал, что вызвало вторую англо-афганскую войну.

Вторая англо-афганская война. Вторая англо-афганская война с хронологической точки зрения может быть разделена две военные кампании или операции британских войск на территории Афганистана. Первая операция началась в ноябре 1878 года с британского вторжения в Афганистан. Британцы быстро одержали победу и вынудили Амира Шер Али Хана бежать, оставив Кабул, но успех англичан оказался временным и в значительной степени иллюзорным, так как они предпочли не учесть ошибки первой англо-афганской войны [7].

26 мая 1879 года был подписан Гандамакский договор, который, как предполагалось, урегулирует ситуацию. Поэтому, британцы направили миссию во главе с посланником сэром Луи Каваньяри в Кабул, но 3 сентября 1879 года эта миссия была уничтожена, что привело к возобновлению военного конфликта. Британские силы, насчитывающие около 40 тысяч солдат, были распределены по военным колоннам, которые проникли в Афганистан с трех направлений. Встревоженный Шер Али попытался лично обратиться к царю за помощью, но, не сумев этого сделать, вернулся в Мазари-Шариф, где и умер 21 февраля 1879 года. Поскольку британские войска оккупировали большую часть страны, сын и преемник Шер Али — Мохаммад Якуб-Хан — подписал в мае 1879 года Гандамакский договор, чтобы предотвратить вторжение британцев в остальную часть страны.

В соответствии с этим соглашением, в обмен на ежегодную субсидию и расплывчатые и не очень четкие и определенные гарантии помощи в случае иностранной агрессии Мохаммад Якуб-Хан фактически передал контроль над проведением внешней политики англичанам. Британские представители получили возможность присутствовать Кабуле и других местах, британский контроль был распространен на перевалы Хайбер и Михни, Афганистан уступил различные пограничные районы и Кветту в пользу Великобританию. Эти успехи англичан были временные, вскоре после этого в Кабуле началось антианглийское восстание, которое, с одной стороны, привело к резне 3 сентября 1879 года, убийству резидента Великобритании в Кабуле сэра Пьера Каваньяри и его охранников и сотрудников, что стало началом для второго этапа Второй афганской войны.

Вторая кампания закончилась в сентябре 1880 года, когда англичане окончательно победили Аюб-хана под Кандагаром. По инициативе англичан власть в Кабуле получил Абдур Рахман Хан, фактически выбранный и назначенный британцами из других представителей афганской знати. Абдур Рахман Хан не был в полной мере самостоятельной фигурой, что вынудило его ратифицировать и подтвердить основные положения навязанного ему Гандамакского договор повторно. С другой стороны, очередное поражение англичан стало стимулом для развития негативных образов афганцев в английской идентичности [9].

Генерал-майор сэр Фредерик Робертс возглавил полевые силы Кабула, двинулся через перевал Шутаргардан в центральном Афганистане, разгромил афганскую армию у Чара Азиаб 6 октября 1879 года и оккупировал Кабул. Гази Мохаммад начал восстание и напал на британские войска под Кабулом, но не добился успехов. Якуб Хан, подозреваемый в соучастии в расправе над Каваньяри и его персоналом, был вынужден отречься от престола под английским воздействием на афганских лидеров. Британцы рассматривали ряд возможных вариантов решения кризиса и политического урегулирования в Афганистане, включая разделение территории страны между несколькими правителями или возведение брата Якуба Аюба Хана на трон, но в конечном итоге решили вместо этого назначить своего Абдура Рахмана Хана эмиром. Аюб Хан, служивший губернатором Герата, поднял восстание, разбил британский отряд в битве при Майванде в июле 1880 года и осадил Кандагар. Фредерик Робертс привел основные британские силы из Кабула и победил Аюба Хана в сентябре 1880 года в битве при Кандагаре, положив конец его восстанию. Абдур Рахман подтвердил Гандамакский договор, оставил англичанам контроль над рядом территорий, переданных Якубом Ханом.

Литературизация последствий англо-афганской войны и образы Афганистана в английской идентичности . Вторая англо-афганская война привела к еще большей актуализации афганских образов в английской идентичности, которые сложились по итогам первой англо-афганской войны. Например, образы, связанные с войной и Афганистаном заметны в романе «Флэшман» Джорджа Макдональда Фрейзера [3]. Вероятно. Классический образ доктора Уотсона в прозе Артура Конан Дойла возник под влиянием реального образа д-ра Брайдона [11], который, в отличие от других англичан, добрался до Джалал-Абада. События первой англо-афганской войны лежат также в основе романов Эммы Драммонд «За пределами всех границ» (1983) [12], «Империя шелковицы» Филиппа Хеншера (2002) [13] и «Фанфары» (1993) Эндрю Макаллана [14]. В этой ситуации примечательно и то, что Э, Макаллан является родственником Уильяма Брайдона. Роман для детей «В Герат и Кабул» (1903) Г. А. Хенти [15] посвящен англо-афганской войне с точки зрения Ангуса — шотландского подростка, который во время описываемых событий оказался в Афганистане.

Предварительные выводы . В этой ситуации по итогам второй англо-афганской войны был обеспечен британский контроль над внешней политикой Афганистана в обмен на защиту и финансовую помощь. Англичане были вынуждены отказаться от фактически провокационной политики сохранения британского резидента в Кабуле, но при этом Британия смогла сохранить свое влияние. Фактически вторая англо-афганская война с точки зрения ее последствий и результатов оказалась для англичан более успешной. Политические элиты Афганистана, разделенные территориальными и этническими противоречиями, не были консолидированы в достаточной степени, чтобы противостоять англичанам и британскому влиянию в стране, которое постепенно росло. Поэтому, после вывода британских войск афганцы были вынуждены, с одной стороны, только пассивно наблюдать за тем как англичане пытаются достичь свои геополитические цели на территории их страны, которая превратила во фронтир и буферную зону между Британской и Российской империями. С другой стороны, война стимулировала развитие афганских образов в британской идентичности, что стало часть формирования и трансформации имперской идентичности.

Литература:

  1. Barfield Th. Afghanistan: A Cultural and Political History. Princeton: Princeton University Press, 2010.
  2. Barthorp M. Afghan Wars and the North-West Frontier 1839–1947. L.: Cassell, 1982.
  3. Fowler C. Chasing Tales: Travel Writing, Journalism and the History of British Ideas about Afghanistan, Amsterdam: Rodopi, 2007.
  4. Gathorne-Hardy G. The Afghan War. Westminster: National Union of Conservative and Constitutional Associations, 1878.
  5. Hopkirk P. The Great Game, New York, NY: Kodansha America, 1992.
  6. Husain F. Afghanistan in the age of empires — the great game for South and Central Asia. L.: Silk Road Books and photos, 2018.
  7. Johnson R. The Afghan Way of War: How and Why They Fight. Oxford: Oxford University Press, 2011.
  8. Robson Br. The Road to Kabul: The Second Afghan War 1878–1881. Stroud: Spellmount, 2007.
  9. Walker Ph. Afghanistan: A Short Account of Afghanistan, Its History, and Our Dealings with It. L.: Griffith and Farran, 1881.
  10. Wilkinson-Latham R. North-West Frontier 1837–1947. L.: Osprey Publishing, 1977.
  11. MacDonald Fraser G. Flashman. L.: Barrie & Jenkins, 1969. 256 p.
  12. Conan Doyle A. The Adventures of Sherlock Holmes. L.: 1 George Newnes, 1892. 307 p.
  13. Hensher Ph. The Mulberry Empire. L. – NY.: Flamingo – Harper Perennial, 2002.
  14. MacAllan A. Fanfare. L..: Headline, 1992.
  15. Henty G.A. To Herat and Cabul. L.: Blackie and Son Ltd., 1902.
Основные термины (генерируются автоматически): англо-афганская война, Кабул, Афганистан, английская идентичность, англичанин, афганец были, Кандагар, образ, Великобритания, Хан.


Ключевые слова

литература, Великобритания, Афганистан, вторая англо-афганская война, афганские образы

Похожие статьи

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Положение в Ираке после арабской весны 2011 г.

В данной статье будет проводиться анализ политических разногласий в Ираке после арабской весны, в рамках процесса политической интеграции в периоде «после Саддама». Будет рассмотрено отношение Ирака к событиям арабской весны. А в противовес данному т...

Традиционное хозяйство народа акха в Северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в Северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Роль социальных сетей и политического кибербуллинга на примере интеграции официальных аккаунтов США в политическую повестку дня XXI века

В работе подробно рассматривается цифровая дипломатия через призму социальных сетей, а также термин «интернет-буллинг», как один из самых актуальных в современном политическом дискурсе. Кроме того, авторами было изучено влияние социальных сетей и инт...

Эволюция политики британской короны в отношении североамериканских индейцев в 1763-1876 гг.: от сосуществования к ассимиляции

В статье рассматривается историческое развитие политики британской короны в отношении представителей Первых Наций (индейцев) в период с момента издания Королевской прокламации в 1763 г. до принятия Индейского Акта в 1876 г. Анализируются факторы, опр...

Латинский язык в современном мире

Целью данной статьи является попытка доказать, что латинский язык не является мертвым в наши дни, выяснить роль латинского языка в современном мире. Для достижения цели были изучены латинизмы в английском языке и этапы их заимствования. Выделяют три...

Уровень грамотности населения Кореи в колониальный период

В статье автор рассматривает уровень грамотности населения Кореи в период колонизации в условиях существования нескольких языков внутри страны. Проводится анализ нескольких национальных опросов с целью выявления влияния со стороны Японии на институт ...

Анализ ведущих архетипов среди поколений

В нашей статье мы исследовали влияние архетипов на дифференциацию поколений с использованием теста «Pearson-MarrArchetypeIndicator», который включает в себя ряд архетипов как: невинный, сирота, воин, опекун, искатель, разрушитель, любящий, творец, пр...

Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России

Представители шиизма в нынешней мусульманской общине России находятся в меньшинстве и не занимают автохтонного положения, а потому вопрос о создании соответствующей формы самоутверждения, которая будет предусматривать воздействие всевозможных обстоят...

Глобализация китайских СМИ как метод повышения экономического и политического статуса Китая

Последнее десятилетие XX века характеризовалось быстрым подъемом экономической и политической мощи Китая. Этот подъем привел к господству Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но вызвал неоднозначную реакцию других стран, которые бросают «подозрите...

Похожие статьи

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Положение в Ираке после арабской весны 2011 г.

В данной статье будет проводиться анализ политических разногласий в Ираке после арабской весны, в рамках процесса политической интеграции в периоде «после Саддама». Будет рассмотрено отношение Ирака к событиям арабской весны. А в противовес данному т...

Традиционное хозяйство народа акха в Северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в Северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Роль социальных сетей и политического кибербуллинга на примере интеграции официальных аккаунтов США в политическую повестку дня XXI века

В работе подробно рассматривается цифровая дипломатия через призму социальных сетей, а также термин «интернет-буллинг», как один из самых актуальных в современном политическом дискурсе. Кроме того, авторами было изучено влияние социальных сетей и инт...

Эволюция политики британской короны в отношении североамериканских индейцев в 1763-1876 гг.: от сосуществования к ассимиляции

В статье рассматривается историческое развитие политики британской короны в отношении представителей Первых Наций (индейцев) в период с момента издания Королевской прокламации в 1763 г. до принятия Индейского Акта в 1876 г. Анализируются факторы, опр...

Латинский язык в современном мире

Целью данной статьи является попытка доказать, что латинский язык не является мертвым в наши дни, выяснить роль латинского языка в современном мире. Для достижения цели были изучены латинизмы в английском языке и этапы их заимствования. Выделяют три...

Уровень грамотности населения Кореи в колониальный период

В статье автор рассматривает уровень грамотности населения Кореи в период колонизации в условиях существования нескольких языков внутри страны. Проводится анализ нескольких национальных опросов с целью выявления влияния со стороны Японии на институт ...

Анализ ведущих архетипов среди поколений

В нашей статье мы исследовали влияние архетипов на дифференциацию поколений с использованием теста «Pearson-MarrArchetypeIndicator», который включает в себя ряд архетипов как: невинный, сирота, воин, опекун, искатель, разрушитель, любящий, творец, пр...

Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России

Представители шиизма в нынешней мусульманской общине России находятся в меньшинстве и не занимают автохтонного положения, а потому вопрос о создании соответствующей формы самоутверждения, которая будет предусматривать воздействие всевозможных обстоят...

Глобализация китайских СМИ как метод повышения экономического и политического статуса Китая

Последнее десятилетие XX века характеризовалось быстрым подъемом экономической и политической мощи Китая. Этот подъем привел к господству Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но вызвал неоднозначную реакцию других стран, которые бросают «подозрите...

Задать вопрос