В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.
Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество,детско-родительский проект.
Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Сегодня актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. Один из аспектов этого вопроса — поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педагогам, так и родителям. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает взаимодействие родителей и воспитателей как совместную деятельность педагогов и родителей с детьми в процессе проведения акций, тематических вечеров, фестивалей, праздников, экскурсий, проектной деятельности.
Важно отметить, что и педагоги и родители стали осознавать, что сотрудничество между ними положительно сказывается на интересах ребенка. В связи с этим сегодня деятельность дошкольного учреждения направлена на поиск и обновление форм взаимодействия с семьями воспитанников. Почему сегодня это актуально? За последние несколько лет поменялись дети, поменялись родители. Современные родители более информированы, легче вступают в процесс коммуникации, заинтересованы в разностороннем развитии своих детей, но в то же время им требуется поддержка педагогов.
На наш взгляд, одной из эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей, по вовлечению их в образовательный процесс, является проектная деятельность. Проектная деятельность — это совместная деятельность детей, педагогов и родителей, направленная на полноценное и гармоничное развитие детей. В процессе реализации детско-родительских проектов родители из «зрителей» становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
На базе нашего дошкольного учреждения были реализованы проекты разной направленности — экологические, познавательно-творческие, нравственно-патриотические и др.
В детском саду большое внимание уделяется формированию экологических представлений у дошкольников о растительном и животном мире родного края. В связи с эти были реализованы проекты «В стране Насекомии», «Дикие животные наших лесов», «К нам весною прилетели пернатые соседи!»,«Зимующие птицы — наши друзья!», «Деревья нашего края», «Лечебные травы».
В рамках проекта «В стране Насекомии» родители воспитанников приняли активное участие в изготовлении дидактических игр — «Летает, плавает, ползет», «Что общего?», «Сложи насекомое», «Угадай насекомое по силуэту», придумали оригинальные шашки в виде пчелок и божьих коровок, изготовленных из камушек и разрисованных совместно с детьми. Родители воспитанников изготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Лесничий», «В гостях у Мухи-Цокотухи», «Встреча с муравьем Кузей». А также активно участвовали в квест-игре «В поиске насекомых» и игровом досуге «День рождения Мухи-Цокотухи».
В заключение проекта была организована выставка совместных поделок «Наши друзья — насекомые».
Реализация проектов экологической направленности, при активном участии родителей, позволила не только сформировать у детей экологические представления о мире животных родного края, но и способствовала повышению компетентности родителей в необходимости применения знаний об окружающей среде и деятельности человека, умений экологически грамотно действовать в конкретных жизненных ситуациях.
Особого внимания заслуживает долгосрочный проект «Юные кулинары». В реализацию данного проекта активно включились и дети, и родители.
Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей — не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии.
Цель данного проекта — развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации игр — занятий по кулинарии.
Проект был реализован в группе дошкольников 6 -7 лет.
Игры — занятия по кулинарии позволяют ребёнку изучать свойства продуктов, закреплять математические знания, (больше, меньше), счет, решение простых арифметических задач, уметь пользоваться схемами, учиться пользоваться бытовыми приборами, соблюдать технику безопасности при работе с приборами и оборудованием.
В рамках проекта в группе был создан уголок «Маленькой хозяйки», наполненный всем необходимым оборудованием.
Образовательная деятельность с воспитанниками реализовывалась по блокам по принципу от простого — к сложному и представляла собой систему игр — занятий по кулинарии.
1 блок занятий — приготовление напитков (чай — обыкновенный, травяной; морс, крюшон).
2 блок — салаты: овощные («Осенняя мозаика», «Заячья радость») и фруктовые («Дары солнца», «Мультифрукт»).
3 блок — бутерброды («Хитрый», «Кораблик», «Загадка в лукошке» и др.)
4 блок — работа с тестом («Фигурное печенье», «Валентинки», «Кексики», «Жаворонки»).
Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых. Именно такая деятельность помогает дошкольникам взглянуть на близких людей как на умелых и трудолюбивых людей, сближает детей и взрослых, способствует взаимопониманию.
Родители приняли самое активное участие в реализации данного проекта: придумывали рецепты, проводили мастер-классы для детей по завариванию чая, приготовлению кондитерских изделий, делились собственными кулинарными секретами, приняли участие в конкурсе «Самый правильный бутерброд», в развлечении «Поварята».
Итогом данного проекта стала групповая кулинарная книга, изготовленная совместно педагогами, родителями и детьми.
Дети в процессе реализации проекта научились сравнивать количества продуктов понимать последовательность действий, следовать указаниям, различать ингредиенты разных текстур, запахов и вкусов, проявлять волевые усилия, доставлять удовольствие ближнему.
Проект «Юные кулинары» позволил дошкольникам достичь определённых результатов, которые помогут им быть успешными и самостоятельными в будущем, на следующей ступени образования.
Следует отметить, родители стали чаще заниматься кулинарным делом вместе с детьми в семье, содействовали развитию любознательности у детей, накоплению представлений об окружающем мире, способствовали созданию условий для развития самостоятельности дошкольника в домашних условиях.
Актуальным стал и проект «В ожидании новогодней елочки». Данный проект помог детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью погрузиться в предпраздничную суету, сформировать у детей понятие «праздник Новый год», получить массу ярких впечатлений.
Проект реализовывался в группе воспитанников 5–6 лет. Вид проекта: познавательно-творческий.
Одна из главных задач проекта — привлечение родителей как активных участников жизни группы к подготовке к новогоднему празднику.
Для реализации проекта «В ожидании новогодней елочки» педагоги изготовили «Адвент-календарь» и совместно с родителями составили задания, которые помогли детям обогатить знания и представления детей о новогоднем празднике.
«Адвент-календарь» — это такой специальный календарь, показывающий время, оставшееся до Нового года.
Каждый день, открывая окошечко календаря, ребята вынимали записочку с творческими заданиями и отсчитывали, сколько дней осталось до новогоднего праздника.
Реализация проекта продолжалась и выходные дни. Вместе с родителями дети вырезали снежинки для украшения группы, делали оригинальные кормушки для птиц, которые развешивали на территории детского сада, пекли вкусное печенье, рисовали новогодние поздравительные открытки, придумывали загадки про Новый год, участвовали в изготовлении новогодних поделок для выставки «Мастерская деда Мороза».
Детско — родительский проект «В ожидании новогодней елочки» вызвал желание всех участников образовательного процесса, и детей и родителей, участвовать в подготовке к празднику, привлек родителей к жизни группы. Дошкольники закрепили знания об атрибутах новогоднего праздника, развили элементарные математические представления, проявили интерес к творчеству.
Использование детско-родительских проектов во взаимодействии с семьями воспитанников дает положительные результаты. Родители осознают, что их вовлечение в образовательный процесс, заинтересованное участие в жизни дошкольного учреждения важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. В процессе реализации проектов родители стали активными участниками воспитательного процесса и активными помощниками воспитателя.
Литература:
- Елисеева Т. Н. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия. — М, 2012
- Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО. — М.: Просвещение, 2017
- Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета: методическое пособие/ под ред. В. А. Деркунской. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2019. — 224с. (Методический комплект программы «Детство»)