Ключевые слова: сельский староста, Россия, староста, местное самоуправление, населенный пункт, Российская Федерация, крестьянское самоуправление, местное значение, центральная власть, житель, институт.
Институт Сельского старосты имеет длинную историю: на протяжении этого пути данный институт активно развивался. Способствовало этому развитию расширение государственных границ, что усложняло государственный контроль на местном уровне. Немаловажную роль сыграли в развитии данного института укрепления местного самоуправления: чем самостоятельнее становились населённые пункты, тем востребование становился данный институт. Однако заметим, что в истории института Сельского старосты был и период забвения.
Первое упоминание института старосты было в «Русской правде». В данном документе раскрывается статус холопа– «Сельского старосты». Причиной тому послужило образование частного землепользования [2].
В период централизованного российского государства институт сельского старосты выделялся своей самостоятельностью. Подтверждением этого факта является отсутствие «сельского старосты» в системе центральной власти. На наш взгляд данный признак характерен «Местной власти»; хотя его роль была в урегулировании вопросов между центральной и местной властью [2].
Серьёзную роль в формирований института «Сельского старосты сыграл Сенатский указ императрицы Елизаветы от 12 октября 1760 г. Данный документ, помимо раскрытия статуса сельского старосты, отражал и то, что жители самостоятельно выбирали «сельского старосту». Тем самым прослеживается минимальное вмешательство централизованной власти в деятельность населённых пунктов. Можно сказать, что полномочия дарованные самими гражданами, служили гарантией заинтересованности к развитию населенного пункта [7].
Укрепление местного самоуправления привело к зарождению губных старост: в их обязанность входило осуществление правосудия. Сельский же староста являлся представителем вотчинной (поместной) администрации. В обязанности ему вменялись как сбор государственных налогов и частновладельческого оброка, так и регулирование поземельных отношений между крестьянами селения [8].
Большое значение для развития данного института сыграла отмена крепостного права в 1861, так как сельское самоуправление вводилось повсеместно, то были определены функции старосты: созывать и распускать сельский сход [12]; приводить в исполнение решение схода, наблюдать за состоянием дорог, мостов, а также за сбором налогов, соблюдением крестьянских договоров, за порядком в селе, вести до следственные мероприятия, подвергать административному наказанию и т. д.
В имперском же периоде сельский староста — это должностное лицо сословного крестьянского самоуправления, выбиравшееся, непосредственно самим населением, обладавшее общей компетенцией, в состав которой входили и местные дела, и государственные (полицейские) обязанности. Деятельность старосты регламентировался законодательством и нормами обычного права. У старосты была двойственная роль: с одной стороны- он избирался населением, а с другой страны он подчинялся вышестоящему руководству; хотя если староста не устраивал жителей населенного пункта, они могли его не переизбирать на очередной срок (срок его полномочий составлял 3 года) [9]
Гордеева М. А., раскрывая понятие «сельский староста» имперского периода считала, что это низшая ступень в иерархии сельской власти Российской империи, являясь выборным должностным лицом сельского общества [3].
Образ сельского старосты представляет двойственный характер; с одной стороны — это должностное лицо, наделённое полномочиями, с другой стороны его выбирали сами жители села, что говорит о том, что сами люди наделяли старосту полномочиями, но отчётность была не перед населением, а перед вышестоящем звеном в государственном управлений. Выше изложенное подтверждает двойственный характер института «Сельского старосты».
Революция 1917 принесла тот самый период застоя в развитии института «сельского старосты». По словам Устиновой О. Ю. [Фактически после создания системы советов и ликвидации земств они прекратили свое существование] [11].
В советский период институт сельских старост был фактически мёртв. После распада СССР понятие старосты было возвращено в российское законодательство указом Президента Российской Федерации от 26.10.1993 г. № 1760, который утвердил Положение «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы [1]»
В настоящее время институт «сельского старосты» в России возрождается. Учитывая развития данного института, особое внимание следует уделить тому, что должность сельского старосты в системе публичной власти не раскрыто. Данная проблема появилась после принятия поправок в Конституцию.
Однако по мнению Чунихина Т. Н. Сельский Староста не должен быть представителем власти, он должен быть представителем народа во власти; так как он осуществляют свою деятельность на общественных началах [10].
Законодательное регулирование деятельности сельских старост в России позволит вовлечь население в решение вопросов местного значения и повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в сельской местности. Сельские староста, представляет из себя ту самую связь с жителями населенного пункта.
С самого возникновения института сельского старосты, он был самостоятельным, независимым от органов государственной власти, являвшейся отражением автономии крестьянских обществ в избраний главы. В связи с тем, что у центральной власти, отсутствует возможность осуществлять контроль не больших сельских поселений, сельский староста выступает в роли «уравнителя», в случаях если речь шла о локальных (местных интересах).
Литература:
1. .Указ Президента РФ от 26.10.1993 N 1760 (ред. от 22.12.1993) «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»
- . Макаров И. И. Сельские старосты: российский институт местного самоуправления в прошлом и настоящем / И. И. Макаров // Самоуправление, 2014. -№ 6. — С. 37–39.
- . Гордеева М. А. Сельская администрация в составе крестьянского самоуправления Томской губернии конца XIX — начала ХХ В.: становление самостоятельности (рус.) // Журнал фронтирных исследований. — 2018. — №
- . Муниципальное управление социально-экономическим развитием Маслянинского района Новосибирской области: пилотный проект / под ред. В. Н. Папело. — Новосибирск: СибАГС, 2006. — 407 с.
- . Ефремов Г. Г. Формы и направления организационной деятельности представительных органов местного самоуправления / Г. Г. Ефремов. — Новосибирск: Наука, 2005. — 216 с.
- . Ермолов И. Г. Сельские старосты как низшее звено в системе административного управления на оккупированных территориях РСФСР / И. Г. Ермолов // Вестн. Мос. гос. обл. ун-та. Сер. История и политические науки. — 2010. — № 4–5. — С. 78–82.
- . Полное собрание законов Российской империи. T. XXII. № 16603
- . Организационные и правовые условия развития системы сельских старост в Ленинградской области. Проект. СПб.:ГП ЛО «Издательско-полиграфический комплекс «Вести», 2014 С. 10
- . К вопросу о деятельности сельских старост [Электронный ресурс]. URL:http://pandia.ru/text/80/149/19275.php
- Чунихина Т. Н. Становление института старосты сельского населенного пункта в Российской Федерации: историко-правовой анализ (1993–2018 гг.) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2018.
- Устинова О. Ю. Институт сельских старост в России: история становления и развития. Местное право 2017 N4–5
- Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов / под ред. К.А.Софроненко. — М.: ГИЮЛ, 1954. — 318
- Папело, В. Н. Организационно-правовые аспекты развития института сельских старост / В. Н. Папело. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-aspekty-razvitiya-instituta-selskih-starost (дата обращения: 14.03.2021).